Избегание старости: договор, подписанный с одной стороны

0
550
Время на чтение 8 минут

О том, почему люди пытаются убежать от старости и неизбежной смерти вместо того, чтобы принять их с мудростью и смирением, размышляет писатель Ольга Никонова из Ярославля.

Этим летом мне исполнилось сорок четыре — тот возраст, когда, согласно последним нормативам Всемирной организации здравоохранения, у человека только заканчивается молодость. Начало старости, кстати, теперь тоже прилично отодвинуто — она начинается в семьдесят пять лет. Как раз во столько умерли мои бабушка Надя и дед Андрей — то есть, по-нынешнему, едва-едва в эту самую старость вступив. И как тут не вспомнить библейское: Дние лет наших в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет (Пс. 89, 10). Но псалом говорит об уже конце человеческой жизни, а Всемирная организация здравоохранения — только еще о начале старости.

Старость не только отодвинули на много лет вперед, ее теперь и вовсе как будто нет. Знаю одну бабушку, которая, пребывая в весьма почтенном возрасте, категорически отказывается быть бабушкой! Ее само это слово оскорбляет. При этом у нее внучка-студентка и могила супруга-ровесника на городском кладбище. Однако она заставляет называть себя не иначе как Лера. Просто Лера. Внучка звонит ей и здоровается так: «Лера, привет!».

Как-то мне попалось на глаза интервью с мужчиной шестидесяти трех лет, который все ночи напролет проводит в клубах разных стран — на танцполе. Он гордо сообщал, что его друзьям нет и тридцати, и им, таким молодым, с ним интересно и хорошо. Публика горячо аплодировала «звезде танцпола», приветствовала его как настоящего героя. Он и правда выглядел как герой: в коротеньких шортах, с накачанным прессом, в белых кроссовках на загорелых мускулистых ногах.

А недавно я наткнулась на выдержку из текста одной американской писательницы, где она перечисляет поступки, «совершенно недопустимые для жителей Нового Света». Собственно, в этом списке всего три «проступка»: полнота, старение и смерть. То есть как бы ни повернулась жизнь, уважающий себя человек не должен толстеть, стареть и умирать.

Старой и в России тоже быть неприлично. Неприлично показывать седые волосы или морщины вокруг глаз: это трактуется как лень, неаккуратность или неумение за собой ухаживать. Недавно подруга увидела, будучи у меня в гостях, что вечером я измеряю давление, и сделала большие глаза: «Уже стареешь, мать?». Словно спрячь я тонометр — сразу помолодею.

Мы все — если нам повезет и мы не умрем раньше — состаримся. Непременно обвиснут щеки, поседеют волосы и станет одолевать немощь. Но говорить, да что там, даже упоминать об этом в приличной беседе нельзя: сразу заподозрят, что у тебя депрессия. Услышишь: «Опять ты о грустном», «Тебе что, больше поговорить не о чем?..». А недавно одна приятельница обиженно заявила мне: «Если тебе так хочется, то и старей, а у нас с мужем планов еще на три жизни!». Как тут не вспомнить евангельское: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя (Лк. 12, 20).

В Интернете тема избегания старости педалируется еще сильнее, чем в жизни. В фейсбучной ленте, например, то и дело встречаются аргументированные посты на тему «Старость — это предрассудок». Старости нет, говорит мир, она только в твоей голове! Только ты сама решаешь, когда начать стареть, и надо ли тебе это вообще. Создается иллюзия, будто все в твоих силах, просто будь активна, хороша собой, закрашивай седые волосы и разглаживай морщины, коли ботокс в щеки — и старость тебя не узнает, когда явится. Давай, больше жизни! Прыгай с тарзанки, делай подтяжки, стой на голове, носи шорты веселой расцветки — и старость к тебе даже не подступится. Будь современной, медицина так многого сегодня достигла. Одним словом, беги от старости. Главное — не думай о ней. А не то обман (а любая иллюзия и есть обман) рассеется — и что тогда?..

…И ладно бы только старость, но ведь за ней, вот беда, следует смерть. Но смерти нынешний человек — с тщательно закрашенной сединой и разглаженными ботоксом морщинами — просто обязан не допустить. То есть сделать вид, что ее нет. Смерть — это фиаско! Надо наряжаться в открытые платья и называть себя девчоночьим именем, старательно избегая страшного слова «бабушка», чтобы запутать смерть, и тогда она не узнает тебя и пойдет за кем-нибудь другим.

Страшно стареть, терять силы и свежесть, становиться дряхлым. Страшно умирать. Зачем думать о страшном? Особенно на контрасте с прекрасностью всё новых и новых дней, утр, вечеров! Мой дед Андрей, будучи лет семидесяти, например, страсть как злился: «Вы будете тут по земле гулять, а меня уже червяки в гробу жрать будут». Этих червяков я запомнила навсегда! Смерть в советской стране именно этим и была — уничтожением, небытием, кишащим червями. И правильно дедушка, в общем, злился. Всё, чего он ждал после трудной и даже, я бы сказала, героической жизни, пройдя целиком войну, вырастив троих детей, отработав не одно десятилетие во вредном «горячем» цеху, — это небытие. Уничтожение, а вокруг — только червяки.

И тут я вспоминаю саму себя в пятилетнем возрасте. В нашем детстве смерти тоже как бы не было, взрослые нам о ней не говорили, делали вид, что ее нет. Хоронят человека, ребенок видит процессию или слышит душераздирающие звуки траурного марша с улицы, он о чем-то догадывается, но его голову поворачивают в другую сторону, его отвлекают от тяжелого впечатления ярким мячиком или куклой.

Но в четыре года я случайно увидела, как хоронят нашего не старого еще в общем соседа — Фёдорыча. Он, как говорила бабушка, «и в поликлинику-то не хаживал», а вечером вот лег спать «да и всё». Вот это жуткое «да и всё» я постичь не могла! В день похорон было очень тепло, и приятно шелестели березы у самых окон. Я смотрела с балкона на мертвого Фёдорыча в гробу и именно тогда твердо решила, что уж я-то никогда не умру. Что-нибудь придумаю!

И я придумала — шепотом «договариваться» с Тем, Кто живет за Солнцем (я ничего о Нем не знала, в нашей атеистической семье никто не говорил мне о Боге): если я буду правильно себя вести, я не состарюсь, а значит, и не умру.

Долгое время мне втайне казалось, что Тот, Кто за Солнцем, этот договор со мной подписал. Но сознание пятилетнего ребенка все-таки должно чем-то да отличаться от сознания взрослого человека, и одно дело следить за здоровьем в любом возрасте, и совсем другое — любыми средствами пытаться обмануть Того, Кто за Солнцем. И наш договор об избегании смерти с Тем, Засолнечным, увы, всегда оказывается подписанным только с одной стороны — с нашей собственной. В том месте, где должна, по нашему разумению, по нашему детскому разумению, стоять Его подпись, — зияет пустота.

О старости и смерти думать страшно каждому человеку, но это то, что всегда поблизости: болеют и умирают уже мои бывшие одноклассники — один от диабета, другой от рака, третий от сердечной недостаточности, четвертый — спортсмен — в речке утонул. А может, они просто плохо договорились с Тем, Кто за Солнцем, может быть, они неправильно себя вели, мало любили жизнь, уныло проводили дни, «не влились в тему», вот смерть их и присмотрела?..

Я верю в Вечность. В детстве, кажется, все верят в нее и в собственное бессмертие — не как в загробное существование, а как, скорее, в бесконечно продленное земное. А потом это знание куда-то теряется. Куда, почему оно уходит от нас?.. На днях ездила по нашей ярославской глубинке и прошлась по нескольким кладбищам у сельских церквей. Невероятно хорошо и спокойно было мне на этих погостах. Ходила и думала: все эти люди уже давно там, все они прожили разные жизни, учились, работали, любили, рожали и воспитывали детей, весело встречали праздники, а теперь вот лежат под этими потемневшими от дождей крестами, и краска на оградках облезла. И со мною то же произойдет, и я буду там. У одного храма я задержалась надолго: слушала звон колоколов, шум высоких крон, смотрела на старые приземистые кресты. И не было никакой тяжести на душе, напротив, было хорошо и спокойно.

У французского историка и демографа Филиппа Арьеса есть очень интересная книга — «Человек перед лицом смерти». Она о том, как относились к смерти в разные времена, как менялись психологические установки в этом отношении. Арьес говорит, что в понимании человеком и обществом смерти проявляется и отношение к жизни. Что же касается нашего сегодня — у нас нет культуры отношения к смерти и нет никакой культуры старости — есть, пожалуй, культура ее избегания. В нашем храме бывала одна очень старая бабушка — всегда с яркой помадой на губах и густо подведенными бровями. И мне доводилось краем уха слышать обрывки разговоров, которые она вела с прихожанками. Так вот, она всегда волновалась, что ее синий газовый шарфик, который она несколько лет назад купила себе «в гроб», теперь не будет на ней смотреться, потому что волосы стали совсем жидкими, а ей хотелось, чтобы «как на Гурченко»!

И другую бабушку я вспоминаю — нашу соседку по дому. Когда мы туда приехали, ей было уже шестьдесят. Вот она выглядела действительно настоящей бабушкой. Все звали ее Оня, и только когда она умерла, я узнала, что полное ее имя — Анисья, что означает по-гречески «благотворная». Похоронив в молодости мужа, в одиночку вырастив двоих детей, она после смерти одной из внучек взяла на воспитание правнучку Варвару. Эту девочку бабушка Оня растила с пеленок, иногда тихонько жалуясь: «Сил-то у меня уже нету, пальцы все скрюченные, я Варьку-то запеленываю, а она назад разматывается, так я уж стою, плачу да Богородице молюсь… Я в четыре утра-то, тока встану в уголок Богу молиться, как Варька-то уж тоже вылезает с кровати да рядом на коленки встает: “Я, говорит, бабушка, с тобой молиться хочу!”. И стукается лбом-то в пол, а я говорю: “Иди, Варька, спи”!».

Так рассказывала она во дворе соседкам. И хорошо мне было в юности слушать ее, маленькую бабушку Анисью. Поговорив, она уходила, вздохнув: «Ничего, это мой крест, и я его уж до конца донесу!». И донесла: Варвара выросла, и теперь я почти каждое воскресенье вижу ее в церкви за службой. Бабушка же Анисья, прожив без малого девяносто лет, умерла в прошлый Великий пост. И от всей ее жизни и долгой старости, дарованной ей Богом, у меня осталось ощущение тишины, благости, а главное — красоты. Бабушка Анисья была неприметной, маленькой, с морщинистым светлым лицом, в пуховом сером платочке по зиме и белом ситцевом — по лету, а уж какая одежда бывала надета на ней, совершенно нельзя и вспомнить, но была она вся именно что красивой. Красивой! Она не пряталась от своей старости, а вошла в это время жизни, как в глубокую реку, и ровно, тихо плыла — гребла, сколько хватало сил.

Я не считаю, что надо как-то специально размышлять о старости. Но и делать вид, будто мы ее победили, — смешно. Иногда в суете дней я напоминаю себе, что большая половина жизни мной уже прожита, а значит, не так уж и за горами та самая «осень жизни». И как я хочу ее провести — если, конечно, она будет дарована мне Богом? Неужели в бесконечных поездках по всё новым и новым туристическим местам, в поисках наиболее эффектной краски для волос, в волнениях о безнадежно одрябшей шее? Или иначе? Хватит ли у меня сил согласиться с новым возрастом, принять себя такой, какой я стану, замедлить темп своей жизни? Смогу ли я отказаться от того, что станет для меня невозможным, от прежней себя, какой мне уже не быть? Не знаю…

Но я бы очень хотела, чтобы моя старость была простой, тихой и кроткой, как у бабушки Анисьи, и чтобы внуки мои — если я до них доживу — называли меня именно бабушкой, а не Олей.

А еще я хочу, чтобы старость моя — если можно, Господи! — была не слишком короткой и освободила мне время для того, чтобы хоть как-нибудь успеть приготовиться к смерти, перевести внимание с сиюминутного, преходящего на действительно важное; чтобы успеть пересмотреть, перелистать всю свою земную жизнь, ближе и ближе подходя к вечной.

Журнал «Православие и современность» № 45 (61)

Ольга Никонова, Беседовала Марина Бирюкова

Источник: Православие и современность

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Ольга Никонова
Все статьи Ольга Никонова
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06