«Всю жизнь прослуживши, был и есть нам отцом»

Памяти священномученика Сергия Махаева (1874–1937)

Бывший СССР 
0
348
Время на чтение 11 минут

Источник: Православие.Ru

Отец Сергий Махаев с сестрами Иверской общины милосердия Отец Сергий Махаев с сестрами Иверской общины милосердия

Священномученик Сергий Махаев памятен не только прихожанам храма Спаса Нерукотворного Образа (Одинцовское благочиние Московской епархии), один из приделов которого освящен в честь новомученика, но и жителям близлежащего села Усово. Более 50 лет до революции прослужил отец священномученика – протопресвитер Константин Махаев – настоятелем совсем небогатой Спасской церкви. И потомки его современников могут многое рассказать о дореволюционной жизни села.

«Всегда был и есть примером нам, прихожанам»

За годы служения на Усовском приходе отец Константин Махаев сникал огромное уважение своих односельчан. Сохранился примечательный документ – прошение на имя Святейшего Патриарха Тихона, поданное прихожанами Спасской церкви села Усово Московского уезда в 1923 году, характеризующий отца Константина и позволяющий представить нравственную обстановку, в которой прошло детство его детей:

Отец Константин «пятьдесят лет безвыходно прослужил при нашем беднейшем приходе и даже никогда не желал просить о переходе от нас в другой приход, всегда ревностно исполнял наши требы, не ссылаясь ни на позднее время и ни на непогоду, всегда был готов. Нас, прихожан, не вынуждал никогда, всегда был всем доволен и своим трудом обрабатывал землю, пахал и косил, всегда был и есть примером нам, прихожанам, и, всю жизнь прослуживши, был и есть нам отцом».

Еще один факт. Спасский храм не закрывался вплоть до кончины в начале 1930-х годов отца настоятеля (стоит вспомнить, что сразу же после революции в этих местах появились дачи первых лиц государства). А до революции эти места – Ильинское, Усово – были императорскими усадьбами великого князя Сергея Александровича и его супруги Елисаветы Феодоровны. Великих князей связывало многолетнее общение и с семьей отца Константина, и с семьей последнего псаломщика Спасского храма Василия Соколова, потомки которого до сих пор живут и в самом Усово, и в ближайшем Подмосковье. Правнук псаломщика Денис Кузякин вспоминает, с каким уважением относились к великим князьям в их семье.

Отец Константин Махаев с супругой Отец Константин Махаев с супругой

Великая княгиня Елисавета Феодоровна помогала Махаевым, молитвенно заступалась за них

Старшая дочь Соколовых Ольга была замужем за одним из братьев Махаевых – Георгием. Семейное предание гласит, что великая княгиня особенным образом помогала им. На свадьбу Ольги и Георгия она приготовила приданное: шкатулку с драгоценностями, благодаря которым Георгий смог продлить годы жизни, получая необходимое лечение на средства с продажи драгоценностей. Денис осознает, что именно молитвенное предстательство преподобномученицы спасло эту семью от арестов в годы гонений. А вот про отца Сергия родственники никогда не говорили. Теперь Денис понимает, что старшее поколение таким образом уберегало молодежь от нежелательных последствий. О том, как трагически закончилась жизнь священника, узнали лишь в начале 2000-х годов, когда он был причислен Русской Православной Церковью к лику святых.

Денис крестился совершенно осознанно в 16 лет. Уже тогда, будучи юношей, повстречав крестный ход, он невольно вспоминал предков, и душа его тянулась к вере. Глубокий, думающий, тонко чувствующий свою связь с прошлым, Денис объединяет сегодня всех потомков своего большого и достойного рода. Усово для него – «святая земля». Мама привезла его совсем маленьким к бабушке, дочери Василия Соколова Варваре Васильевне, он научился здесь ходить, говорить, здесь ему знаком каждый закуток. Именно в семье бабушки он многократно слушал рассказы о великих князьях, семье настоятеля Константина Махаева, у которого так любила причащаться маленькая Варя. Бабушка, умирая, еще до строительства Спасского храма, благословляла потомков ходить туда на службы.

Думаю, совсем не случайно именно к Денису попал семейный альбом Ольги и Георгия Махаевых. Фотографии из этого альбома легли в основу экспозиции, которая была представлена в просветительском центре «Усово-Спасское» Спасского храма на торжественном мероприятии, посвященном 145-летию со дня рождения священномученика Сергия, 2 декабря 2019 года.

В Богоявленском соборе Ногинска В Богоявленском соборе Ногинска

Среди гостей этого памятного мероприятия был и клирик Богородского благочиния иерей Илия Максимов. Богоявленский собор Ногинска (ранее Богородск) стал местом последнего служения отца Сергия Махаева. Именно оттуда он взойдет на свою Голгофу, будет расстрелян на Бутовском полигоне 2 декабря 1937 года. Во время праздничной встречи отец Илия очень верно отметит, что для наших благочиний, наших общин это общий праздник.

«Священномученик Сергий, не имея своих детей, всю свою жизнь посвятил служению людям, понес огромные труды на преподавательском поприще, – таким его увидел и почувствовал отец Илия, – и в конце жизни Господь даровал ему мученический венец, о котором мечтают многие христиане, но не все удостаиваются».

Именно 2 декабря во время праздничного мероприятия настоятель Спасского храма священник Дионисий Казанцев благословил организовать паломническую поездку в Богоявленский собор Ногинска.

«Закопали живым»

14 февраля этого года мы в Ногинске. У прихожан Богоявленского собора три небесных покровителя из числа новомучеников. Об этом свидетельствуют памятные доски у входа. Через массивную деревянную дверь проходим в собор. Кажется, здесь все так же, как и до революции. При восстановлении храма в 1990-х годах под слоем штукатурки явился Тихвинский образ Божией Матери, выполненный по эскизам Виктора Васнецова; в соборе есть иконы с частицами мощей…

При восстановлении храма в 1990-х годах под слоем штукатурки явился Тихвинский образ Божией Матери

И все же первым, кто незримо «встречает» каждого водящего в собор, – новомученик Константин Богородский. Здесь, в соборе покоятся его мощи. Жители Ногинска считают новомученика своим небесным покровителем. Для многих из них, наверное, как и священномученик Сергий для прихожан Спасского храма, отец Константин вполне реальная личность. Сохранилось множество свидетельств помощи этого святого нашим современникам.

Отец Константин Голубев прослужил настоятелем Богоявленского собора и благочинным Богородского округа более 20 лет. Многих местных жителей знал, крестил, отпевал, жил одной жизнью со своей паствой. Был ревностным пастырем, обладающим особым даром апостольского слова. Неслучайно в 1895 году он был направлен именно сюда, в Богородский уезд, который был одним из главных старообрядческих центров страны. За годы служения многих обратил в Православие из старообрядчества и сектантства, вел огромную работу по просвещению местного населения, особое внимание уделял женскому образованию, справедливо считая, что именно от женщин зависит религиозно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Отец Константин Голубев Отец Константин Голубев В храме прямо напротив явленного Тихвинского образа Божией Матери огромная фреска с изображением Собора новомучеников Богородских. Рядом с отцом Константином – священномученик Сергий Махаев. Здесь особенно чувствуешь это духовное родство двух мучеников за веру, которые при жизни скорее всего не были знакомы, зато пребывают рядом в Царствии Небесном. Под фреской собора – мощи еще двух безымянных новомучеников.

После посещения собора мы направляемся за город: когда-то там, в лесном массиве был небольшой карьер, где и производились расстрелы. Практически до могилы священномученика Константина выложена асфальтовая дорожка. Много лет сюда ходили крестным ходом жители города. И мы идем этим скорбным путем вслед за мучеником за веру, и кажется, что время не разделяет нас. Рядом с пастырем шествуют его духовные чада – они как-то узнали о предстоящем расстреле. Говорят, что жители Богородска так любили своего настоятеля и благочинного, что при его аресте писали многочисленные прошения новой власти с просьбой об его освобождении. Они и сейчас, в последний его земной час, рядом с ним. Плачут, горестно вздыхают, крестятся… Кто-то слышит, как молится священник за своих мучителей: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят». Тропинка выводит всех на опушку соснового бора.

Отец Константин в свой последний час молился за своих мучителей: «Господи, прости им»

Отец Константин стал одной из первых жертв красного террора. Он был расстрелян 2 октября 1918 года. Архимандрит Сергий (Шеин), которому было поручено на Соборе 1917/1918 годов сделать доклад о гонениях на Церковь и о новомучениках, так описывает смерть отца Константина:

«При расстреле в Богородске Московской епархии протоиерея отца Константина Голубева убийцы нанесли ему только рану и еще живого бросили в яму и стали засыпать землею. Несчастный подымал из ямы голову и молил прикончить его; находившаяся при этом дочь его на коленях, с рыданиями умоляла также, чтобы ее отца не хоронили живым, но ничто не помогло, и злодействие было доведено до конца – его засыпали живым».

Икона Собора новомучеников Богородских Икона Собора новомучеников Богородских На защиту пастыря рванулась, движимая состраданием, одна из его духовных дочерей… Душераздирающая картина зверства коснулась сердца еще одного мученика – красноармейца. Он не смог поднять руку на беззащитного. Именно их безымянные мощи пребывают сегодня в Богоявленском храме под фреской Собора Богородских новомучеников. История не сохранила их имена, но прославил их Отец Небесный, в том числе и перед людьми.

Все это так перекликается с последними минутами жизни преподобномученицы Елисаветы. Те же слова о прощении, и инокиня Варвара рядом со своей матушкой. Все, как в древних Патериках. «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15: 20).

Могила убиенного отца Константина Голубева сохранилась благодаря памяти народа. Сюда и в годы жесточайших гонений «не зарастала народная тропа». Ставили свечки, зажигали лампадки, приносили цветы. Думается, власти пытались не пускать людей, запрещали, грозили. Но разве можно «отлучить от любви Божией»?

В 1995 году мощи священномученика были обретены и находились в Тихвинским храме. Если говорить о Богоявленском соборе, то он был передан верующим в 1989 году. К сожалению, в начале 1990-х годов храм оказался захваченным раскольниками. И лишь в 1997 году собор был возвращен Русской Православной Церкви. Примечательно, что первая Литургия в возвращенном храме была совершена в день памяти священномученика Константина – 2 октября.

Благочинный Богородского благочиния отец Марк Ермолаев на презентации фильма в Усово Благочинный Богородского благочиния отец Марк Ермолаев на презентации фильма в Усово

В 2018 году в Богородском благочинии торжественно отмечали 100-летие со дня убиения Константина Богородского. Чуть позже, 2 декабря 2018 года, благочинный церквей Богородского округа протоиерей Марк Ермолаев представит в просветительском центре Спасского храма фильм о священномученике Константине.

«Идея, которой руководствовались создатели фильма, заключается в том, что подобные проекты – одна из форм увековечения памяти святого, чье имя вписано в историю Церкви Русской, и способ распространения этой памяти», – говорил на презентации отец Марк.

Священник убежден, что в современном быстроменяющемся мире такая форма проповеди, как фильм, позволяет быстрее достучаться до сердец и умов современников. В конце фильма, который снят по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, есть глубоко осмысленные слова владыки, которые, по убеждению отца Марка, могут стать для всех нас жизненным ориентиром: «Праведники во веки живут». И то, что память поднимает нас над временем, мы отчетливо видим на примерах жизни отца Константина Голубева и отца Сергия Махаева и многих сотен новомучеников – явленных и неявленных.

«Светит еще свет Господень»

Будущий священномученик Сергий Махаев стал настоятелем Богоявленского собора в трагическом 1937 году. О времени его пребывания в Ногинске известно совсем немного. Отец Сергий поселился на самом краю города – в поселке Жуковка, по адресу: Клязьминская, 15, в семье Архипа Богачева. Машина террора набирала свои обороты. Были арестованы и заключены в тюрьмы, томились в ссылках множество священнослужителей. Именно им и их семьям, многие из которых жили в глубокой нищете, и помогал священник. Письма с просьбой об оказании помощи приходили на адрес прихожанки Богоявленского собора Анастасии Ивановны Кулевой. Последние из «верных» не питали иллюзий в отношении своей дальнейшей судьбы. Многие из них, как заметил отец Илия Максимов, мечтали о мученическом венце…

Дом, в котором жил в 1937 году в Ногинске отец Сергий Махаев Дом, в котором жил в 1937 году в Ногинске отец Сергий Махаев

Но кто-то и отступал. В августе 1937 года были арестованы все члены церковной двадцатки. Чтобы избежать закрытия храма (за послереволюционные годы отец Сергий накопил богатый багаж знаний по «отстаиванию» церквей), настоятель организовал создание новой двадцатки – некоторые из вновь избранных, испугавшись, заявили о выходе из нее. Это в последующем послужило поводом для обвинения в том, что священник якобы оказывал давление на верующих и, кроме того, ввел в церковный совет «антисоветски настроенных лиц».

22 ноября 1937 года отец Сергий был арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации» и заключен в тюрьму Ногинска. В те годы уже многие верующие были расстреляны или томились в заточении. И никто не писал писем в защиту будущего священномученика. Но и следственные дела в 1937 году уже «стряпались, как пирожки». Стояли жесткие планы по уничтожению остатков «классовых врагов». 22 ноября отец Сергий был допрошен. Он отрицал всякую вину, хотя, собственно, признания уже не требовалось…

Последний арест отца Сергия Махаева Последний арест отца Сергия Махаева

Отец Сергий все отрицал, но в 1937-м никаких признаний уже не требовалось

В тот же день начальником Ногинского районного отделения УНКВД лейтенантом госбезопасности было написано обвинительное заключение. 25 ноября тройка при УКВД СССР по Московской области на своем заседании постановила: «Махаева Сергея Константиновича расстрелять». Приговор приведен в исполнение 2 декабря 1937 года на Бутовском полигоне.

Вся послереволюционная жизнь отца Сергия наполнена гонениями, мучительными поисками ответов на многочисленные вызовы того страшного времени: покаяние в заблуждениях в отношении обновленчества, «отстаивание» церкви Петра и Павла на Якиманке, служение в храмах Марона Пустынника в Старых Панех, Останкино, настоятельство в Богоявленском соборе Ногинска, недолгие дни ожидания смерти в Бутово. Как вспоминают современники, отца Сергия отличала особая духовная настроенность по отношению к окружавшим его людям и событиям. Именно эта крепкая вера и упование на Бога помогали священнику найти истинный путь, который в итоге возвел его на вершину мученичества.

На месте расстрела священномученика Константина Богородского На месте расстрела священномученика Константина Богородского

«Нет, из жизни мира нельзя вычеркнуть такое великое яркое историческое явление, как самоотверженная любовь, – писал он в своей работе “Подвижницы милосердия” в 1914 году. – Светит еще свет Господень в душах человеческих, и тьме не объять его никогда».

Его собственная жизнь стала примером того, как озаряет, преобразует Господь души тех, кто готов взойти за Ним на свою Голгофу. Именно такие души Господь одаряет венцами мученичества.

А мы продолжаем открывать для себя страницы жизни священномученика Сергия Махаева. Следующая – его служение с 1925 по 1930-е годы в московском храме Марона Пустынника в Старех Панех.

Светлана Поливанова,
Усово – Ногинск

Источник: Православие.Ru

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Светлана Поливанова
Все статьи Светлана Поливанова
Бывший СССР
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07