Консультант Архивной службы Югры Ольга Спиридонова много лет исследует архивные материалы по теме ликвидации храмов в 1920-30-е годы в Югре. Она убеждена, что в этой истории много « белых пятен», которые еще нам предстоит изучить. Мы пригласили Ольгу Александровну приоткрыть завесу этой трагической страницы истории нашей страны.
Декрет отделил Церковь от государства...
- Началу гонений на Церковь в XX столетии положил Декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», который был издан в январе 1918 года. Были ли какие-то особенности в реализации этого Декрета у нас в Югре?
- Согласно этому Декрету, все религиозные общества лишались прав юридического лица. Церковное имущество переходило в непосредственное заведывание местных Советов рабочих и крестьянских депутатов. Также местный Совет обязывал представить в трех экземплярах инвентарную опись имущества и предметов, специально предназначенных для богослужебных и обрядовых целей. Необходимое число местных жителей, получающих в пользование богослужебное имущество, определялось местным Советом, но не могло быть менее 20 человек.
Декрет запрещал преподавание каких бы то ни было религиозных вероучений в государственных, общественных и частных учебных заведениях, в том числе школах, за исключением специальных богословских.
Декрет также установил запрет на совершение религиозных обрядов и церемоний (молебнов, панихид) в публичных общественных помещениях и размещение в них каких-либо религиозных изображений (икон, картин, статуй религиозного характера).
Религиозные шествия допускались лишь с письменного разрешения местной советской власти. Кстати, все эти законодательные новшества очень напоминают сегодняшний день. Есть Законы «О свободе совести и религиозных объединениях», «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», которые регламентируют деятельность религиозных объединений. По сути, название Декрета и определяло его содержание.
Летом - по воде, зимой - почта-«веревочка»
- С позиции времени мы понимаем, что отделение Церкви от государства в современных условиях - это благо.
Декрет принципиальным образом не повлиял на деятельность православных общин
- Да, Церковь стала жить самостоятельной жизнью. По моему убеждению, Декрет принципиальным образом не повлиял на деятельность православных общин. Первые часовни на территории современной Югры в деревнях Вата, Кеуши, Ендырь, юртах Карымкарских стали закрываться в середине 1920-х годов. Если говорить об особенностях, то стоит сказать, что в основном у нас, на Севере, все храмы были деревянные, села небольшие, а законодательство определяло необходимое минимальное количество членов религиозного общества для регистрации. Ну и конечно, большие расстояния... Все это создавало определенные трудности в том, чтобы в установленные государством сроки выполнять требования власти. Принятое 3 августа 1922 года постановление ВЦИК и СНК обязывало все религиозные организации ежегодно проходить перерегистрацию. Собранные для регистрации документы необходимо было предоставить в Губернский отдел Управления города Тюмени, а это порядка тысячи километров от некоторых населенных пунктов. В условиях бездорожья: летом по воде, зимой - почта-«веревочка» на лошадях. Большие средства были необходимы на отопление церковного здания, его страхование и ремонт, содержание священнослужителя. В Государственном архиве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры хранятся документы, которые свидетельствуют нам о жизни православных приходов Тобольского Севера в 1920-е годы. Если верующими были соблюдены все условия, религиозная организация действовала в рамках советского законодательства, то деятельность общины верующих была более-менее сносной: церкви действовали, крестные ходы разрешались, церковные праздники отмечались. В таком режиме церкви действовали до 1929 года.
«Школа должна стать опорой антирелигиозной пропаганды»
Протокол Сартыньинской церкви о сдаче золота и серебра
- Если говорить о ситуации 1920-х годов, то стоит отметить также, что и изъятие церковных ценностей в Сибири, в отличие от других регионов Советской России, прошло достаточно спокойно. Так как во время сибирского крестьянского восстания погибло много духовенства, активная, верующая часть крестьянства. В общем, люди уже знали, как советская власть расправляется с неугодными...
- Действительно, в архивах не зарегистрировано никаких противоречий в связи с изъятием церковных ценностей. Православные шли на договор с властью. В архивах, к примеру, сохранился протокол заседания церковного совета Сартыньинской церкви от 13.06.1922 года, на котором слушался вопрос об изъятии церковных ценностей. На нем было принято решений «пойти навстречу совправительству», отдать золото и серебро, которое является украшением, «желательно оставить нужное для совершения богослужения». В виду необходимости для богослужения каких-то предметов заменить их собранным с граждан серебром в таком же количестве.
- Этот документ показывает, что люди защищали свои храмы, готовы были жертвовать своими накоплениями, чтобы сохранить предметы, необходимые для богослужения. Вместе с тем были уже и те, кто отказывался от своей веры, веры своих предков?
Сказывалось влияние агитации. Для молодежи наступала «новая» жизнь
- Несомненно, сказывалось влияние агитации. Для молодежи наступала «новая» жизнь. А власть умела использовала новые формы работы.
В Государственном архиве Югры сохранились документы окружного съезда Союза воинствующих безбожников, который состоялся в Тобольске предположительно в 1929-м году. На съезде религиозные организации были объявлены главными помощниками кулаков-эксплуататоров, политической агентурой капиталистов. «Антирелигиозная борьба все больше становится одним из ответственейших участков пролетарской революции. Борьба с религией все больше превращается в открытую форму борьбы за социализм». Участниками съезда был выдвинут лозунг Союза воинствующих безбожников: «Борьба с религией - борьба за социализм!»
Членские взносы членов Союза безбожников учащихся Нахрачинской школы Союз воинствующих безбожников действовал очень активно. В каждом селе или деревне действовали ячейки СВБ. За каждым членом Союза был закреплен определенный участок (несколько домов) и определенное количество населения. Повсеместно распространялись газеты и журнал «Безбожник». Школа стала опорой антирелигиозной пропаганды. «Провести решительную борьбу с религиозными проявлениями среди учительства, как мерами воспитательного характера, так и отмежевания из рядов просвещенцев. Заменить традиционные каникулы, приуроченные к различного рода религиозным праздникам (Рождество и т.п.), каникулами, совпадающими с крупными революционными праздниками (Октябрьской революции, День Ленина, 1 мая). Объявить воскресенье днем активной антирелигиозной борьбы в культпросветучреждениях. Провести углубленную работу с родителями путем создания антирелигиозного родительского актива».
В Государственном архиве Югры сохранился уникальный документ - «Учет выданных членских билетов юным членам Союза воинствующих безбожников». Эти юные члены СВБ учились в 7 классе школы села Нахрачи, где церковь во имя Живоначальной Троицы была основана еще в 1714-м году. Вот так воспитывали Иванов, не помнящих родства.
«Прошу снять с меня сан...»
- 8 апреля 1929 года был издан Закон о религиозных объединениях. И можно сказать, что этот год стал переломным в истории Церкви.
- Религиозные общества в связи с принятием этого Закона были поставлены в тяжелейшие условия. Все документы, необходимые для перерегистрации, надлежало собрать в очень короткие сроки. Чтобы составить технические сметы на производство ремонта зданий церквей, нужно было вызывать инженера из Окружной строительной конторы, платить ему деньги. Сбор необходимых документов осложнялся отсутствием дорог, большими расстояниями. На ремонт церквей тоже нужно было собирать деньги только путем добровольных пожертвований, хождение по домам для сбора подписей запрещалось.
Большая часть православных церквей Югры была закрыта в конце 1929 - начале 1930 года: в Березово, Самарово, Сургуте, Локосово, Тундрино, Кондинском, Елизарово, Селиярово, Троице, Нялино, Покуре, Кушевате, Шеркалах, Малом Атлыме, а также в деревнях Сартынья, Няксимволь, Щекурья, Полноват, Леуши, Пилюгино, Кушниково, Фроловской, Сатыгинской, Чемашевской, юртах Больше-Атлымских, Новоселовских, Заводинских, Шаимских и других. Многие приходы закрылись, не пройдя перерегистрацию.
Но были и такие, которые смогли собрать все необходимые документы, верующие взяли на себя обязательства произвести ремонт. Тогда власти использовали другие методы... Церкви закрывались по причине невыполнения условий договора: не производен ремонт здания церкви, не застраховано здание и имущество церкви.
Властям нужен был добровольный отказ верующих от церкви
Там, где здание церкви не требовало ремонта, хорошо сохранилось, властям нужен был добровольный отказ верующих от церкви. О многом могут рассказать документы по закрытию Градо-Троицкого собора в Сургуте. 25 февраля 1930 года и священник, и церковный староста одновременно написали два совершенно страшных, на мой взгляд, заявления, которые обращены к начальнику адмчасти Сургутского района. Цитирую первое - заявление священника Троицкого собора Трофима Ворокосова: «Мною подано прошение Тобольскому епископу об увольнении меня от должности священника и снятии с меня сана, а потому прошу священнослужителем меня не считать». И второе - заявление церковного старосты Кайдалова Гавриила Дмитриевича: «Несмотря на мои отказы, меня насильно выбрали председателем церковного совета, т.к. я не хочу быть на этой работе и т.к. я крестьянин и трудящийся, прошу Вас отвести меня из состава церковного Совета». Мы можем только догадываться о методах получения этих документов.
Что было с церквями потом, после закрытия? Полное переоборудование, снятие колоколов. Здания чаще всего отдавались под клубы, избы-читальни, школы. Обычно они красились в голубой цвет. Что было с церковным имуществом? Колокола сдавались в Фонд индустриализации. Один колокол Березовской Богородице-Рождественской церкви был передан в Казымскую культбазу в селе Вартовское (ныне город Нижневартовск), колокол церкви во имя Сергия Радонежского (сгорела в 1911-м году) был передан пожарной дружине. Церковное имущество по акту передавалось местным сельским Советам. Золотые изделия должны были быть сданы в органы НКВД-ОГПУ. А вещи, не имеющие, по мнению исполнительных органов власти, какой-либо ценности, иногда переносились в кладовку, а чаще хранились прямо в церкви, в каких-либо помещениях (подвалах, задних комнатах). Есть много воспоминаний жителей сел и деревень о том, как иконы выносились из церквей по ночам, как ребятишки лазили в заколоченные церкви и воровали оттуда кресты и кадила, как родители топили эти предметы в речке, чтобы их не посадили. Только истинно верующие люди хранили у себя сбереженные иконы и молились тихонько, чтобы их не услышали.
- Ольга Александровна, позвольте вопрос личного характера. Изменилось ли ваше отношение к истории в процессе работы с архивными документами?
- Через открытие «белых» пятен истории я чувствую свою сопричастность к истории своей Родины, своей семьи, к тому, как жили мои предки. Через архивные документы мы видим, что происходило у нас в округе в контексте истории России. Как история Россия повлияла на историю нашего региона. Изучение архивных документов помогает освободиться от каких-то стереотипов, навязанных идеологией.
К примеру, у нас в регионе долгие годы существовал миф, что русское население пришло в Югру с нефтяным освоением Сибири. Архивные документы свидетельствуют, что русское старожильческое население появилось в наших краях очень давно. Более 400 лет назад, с войсками Ермака. И оно принесло с собой Православие. Крупнейший нефтяной город Сургут основан казаками в начале XVII века. Кстати, именно сургутские казаки основали известный сегодня крупный научный, промышленный центр Сибири - Томск. Никогда у нас, на территории современной Югры, не было баптистов, евангелистов, мусульман и т.д. От создания церквей ведут свое летоисчисление многие населенные пункты, о чем свидетельствуют архивные документы. К сожалению, эти документы по истории Православия в Югре не собраны в одном архиве. Чтобы изучить какой-то конкретный вопрос, нужно сделать выборку, применить метод историзма, что-то проанализировать и потом делать какие-то собственные выводы. Поэтому «белых пятен» еще много. Главное, чтобы у нас было желание знать правду о прошлом.
С Ольгой Спиридоновой
беседовала Светлана Поливанова