Украинские источники на днях опубликовали занятные данные. В Генштабе ВСУ озаботились проблемой самовольно оставивших службу бойцов и решили подсчитать, сколько человек дезертировали из армии за последние пять лет - то есть за тот период, пока проходит так называемая Операция объединенных сил (она же ООС, в прошлом - АТО).
Цифры впечатляют. Больше семи тысяч (если быть точным - 7007) человек сбежали из ВСУ. Причем, судя по статистике, бегут не только обычные рядовые и срочники, для этой категории дезертирство - явление более-менее привычное. Большая часть из тех, кого записали в дезертиры, - контрактники-сержанты. То есть те, кто добровольно остался служить и, по идее, ходил в армию как на работу. Их число составляет почти три с половиной тысячи. И да, прибавьте к ним двести тридцать восемь офицеров. Остальные - это солдаты, призванные на службу по мобилизации, развернутой на Украине еще при президенте Порошенко. Это мы еще не учитываем тех, кто элементарно бегает от военкомата и "косит". Таких, как вы догадываетесь, тоже немало.
Опираясь на эти данные, можно с уверенностью констатировать: одна из сильнейших армий Европы вряд ли является престижным местом для времяпровождения. Украинские генералы сколько угодно могут гадать и разбираться в истоках проблемы, но, на мой взгляд, объяснение всему этому простейшее: граждане их страны не хотят воевать.
Отметим также, что опубликованные данные касаются только вооруженных сил, то есть Министерства обороны. В Нацгвардии, чьи подразделения относятся к МВД и также активно задействованы в зоне конфликта, ситуация, по моей информации, немногим лучше. Общее число тех, кто бросил оружие, на Украине превышает десять тысяч человек - плюс-минус столько бойцов, например, держат сегодня оборону рубежей Донецкой Народной Республики.
То есть желание жителей Донбасса отстаивать собственную независимость условно равно нежеланию украинских солдат воевать против этого. И мы не берем в расчет тех, кто, боясь уголовной ответственности, несет службу в зоне ООС, что называется, из-под палки. При этом, напомню, официального призыва или мобилизации в донбасских республиках нет до сих пор, все, кто берет в руки оружие, делают это добровольно. Таким образом, украинская армия дезертиров сопоставима с донбасской армией добровольцев.
Этот факт, пожалуй, лучше всего иллюстрирует истинную заинтересованность обычных жителей Украины в конфликте на юго-востоке, о которой, как ни странно, лучше всех знает нынешний президент Незалежной - Зеленский. Своей победе на выборах он, прежде всего, обязан усталости украинцев от гражданской войны. Думаю, никто не станет спорить, что именно использование данного тренда в предвыборной гонке позволило ему обойти Порошенко с его агрессивной риторикой и сомнительной репутацией полководца.
Статистика - вещь упрямая. Получается, войне в собственной стране народ Украины обязан горстке политиков и нескольким тысячам националистов-радикалов, но никак не интересам большинства. Большинство, говоря проще, находится в заложниках у тех, кто добровольно пошел воевать против мирного, по сути, населения Донбасса. Я имею в виду все эти запрещенные в РФ батальоны "Азов", "Айдар" или "Правый сектор". Зеленский с его заявлениями о стремлении к миру в итоге обвел собственный народ вокруг пальца - приняв, по факту, сторону не заложников, а террористов. Об этом говорят последние фронтовые сводки с юго-востока, где после новогодних праздников с пущей интенсивностью украинские военные возобновили обстрелы и артиллерийские атаки в том числе и мирных кварталов Донецка. В ЛНР ситуация также обстоит не лучшим образом. Несмотря на состоявшееся перед Новым годом разведение войск и обмен пленными, надежды на реальное стремление официального (подчеркиваю - официального) Киева к миру тают на глазах.
Последняя речь Зеленского в Польше, где он обвинил СССР в развязывании Второй мировой войны, тоже позволяет судить об определенных сдвигах в риторике президента-комика, а следовательно, и в политическом курсе в целом.
Заигрывание "слуги народа" с электоратом и его мирными чаяниями, похоже, подошло к концу - и настало время другого Зеленского. Того, что выполняет заказ на войну, сделанный, очевидно, из-за океана и обеспеченный внутренним давлением со стороны националистов-радикалов вроде Билецкого и прочих боевиков, специально выращенных для этой войны.