Об особенностях информационного пространства Белоруссии

«Москва в голове»?

0
485
Время на чтение 5 минут

Белорусское телевидение

С некоторого времени главной темой дебатов в средствах массовой информации Белоруссии являются отношения с Российской Федерацией. При этом у белорусского информационного пространства есть важная особенность – основными участниками дебатов выступают, как правило, не государственные, а «независимые» организации и СМИ. 23 января, например, результаты «Мониторинга пророссийской пропаганды и интеграционной риторики на государственном телевидении Беларуси» представила Белорусская ассоциация журналистов (БАЖ).

БАЖ проводила опрос в преддверии декабрьской встречи Владимира Путина и Александра Лукашенко, где обсуждались вопросы углублённой интеграции РБ и РФ. Вплоть до январского Послания президента России Федеральному собранию вокруг этой темы и формировали белорусские СМИ свою повестку дня.

Согласно «мониторингу», главными «окнами в мир» для подавляющего большинства жителей Белоруссии являются четыре телеканала: «РТР-Беларусь», «НТВ-Беларусь», ОНТ и «Мир», где около 60% контента – российского производства. В БАЖ называют это «Москвой в голове» и утверждают, что обнаруживается такое состояние «не только на политическом уровне, но и на уровне развлекательного контента».

Однако в российских новостных передачах телеканалов ОНТ и «НТВ-Беларусь» теме интеграции (как и самой Белоруссии) в последнее время уделялось крайне мало внимания. А в белорусских телепередачах, наоборот, этой проблеме отводилось основное время вещания. По наблюдениям БАЖ, «парадные сюжеты» на белорусских государственных телеканалах о «братстве народов», «общей истории и врагах» мирно уживались с критикой России и политики её руководства по отношению к Белоруссии.

Из представленных БАЖ данных следует, что определяющей чертой «независимых» (оппозиционных) белорусских изданий остаётся неприятие всего, что связано с Россией. А Запад либо оценивается положительно, либо не рассматривается, хотя там интенсивность пропаганды куда выше, чем в России.

Примером может служить деятельность телеканала БелСат – проекта Министерства иностранных дел Польши при участии польского государственного телевидения. БелСат работает на Белоруссию, но деньги в польскую пропаганду вкладываются не только из государственного бюджета Польши. БелСат финансируют также фонд SIDA (Швеция), Европейская комиссия, Совет министров Северных стран, МИД Норвегии, Нидерландов, Канады, Литвы, правительства Великобритании и Ирландии, а также Госдепартамент США. И всё это Белоруссия впитывает.

Не редкость на канале БелСат материалы о желании России «оккупировать» Белоруссию, о целесообразности сокращения отношений Минска с Москвой. Стали появляться материалы, продвигающие польскую версию истории Второй мировой войны.

У БелСата большая аудитория, а известность этого канала в Белоруссии растёт. Согласно данным минской компании Mia Research (май 2019), за четыре года количество белорусов, которые знают, что такое БелСат, увеличилось с 27% до 40%. Правда, другие опросы показывают, что объём недельной телеаудитории канала составляет всего 3-4% населения республики.

БелСат не ограничивается телевизионным эфиром, он без особых помех вмешивается во внутреннюю политическую жизнь страны. Один из сотрудников канала Владимир Мацкевич заявил о создании движения «Свежий ветер», выступающего категорически против любых форм интеграции с Россией. Власти этому не препятствуют, хотя не отреагировать на самую успешную инициативу польского телеканала – проект NЕХТА белорусского блогера Степана Путило не смогли. NЕХТА живёт в Польше и работает на БелСате, курируя его белорусское направление в YouTube и Телеграме. В отношении него в Белоруссии возбуждено уголовное дело по статье 368 УК РБ «Оскорбление президента», а его самый популярный видеоролик (более 2,2 млн просмотра за несколько месяцев) в 2019 году был внесён в «Республиканский список экстремистских материалов».

Тем не менее это не мешает NЕХТА продолжать работу; его популярность уже давно вышла за пределы виртуального пространства. Об этом говорит, в частности, организованная из Варшавы встреча с его подписчиками в центре Минска в ноябре 2019 года, которую посетили, по оценкам, около 2000 человек.

В целом западная пропаганда на территории Белоруссии носит гораздо более целенаправленный, организованный и изобретательный характер, чем пропаганда российская (признаков последней как-то и не видно). Работает связь западных агентов влияния и белорусского «гражданского общества». Государственного противостояния такой работе нет, линии противостояния не определены. Почему Белорусская ассоциация журналистов называет это «Москвой в голове», понять невозможно. «В голове» гораздо быстрее застревают картинки, которые рисуют NЕХТА (из Польши) или Юрий Гаравский (из Германии). А что из России?

Фото: Twitter

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Новицкий
Все статьи Игорь Новицкий
Последние комментарии
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Андрей Садовский
24.04.2024 17:26
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
24.04.2024 16:50
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:40