«Там русские убивают русских!»

Фильм «Союз спасения» бьёт рекорды в прокате

Бывший СССР 
0
580
Время на чтение 9 минут
Источник: Столетие.Ru
 «Там русские убивают русских!»Кто-то, как всегда, в восхищении от новой кинокартины, кто-то чертыхается, кто-то утверждает, что «Союз спасения» — первый российский фильм за 30 лет, который досмотрел до конца. Консерваторы обвиняют создателей фильма в намеке на призыв к болотному Майдану, псевдолиберальное сообщество клеймит продюсера Эрнста как соглашателя, «запутинца», а то и монархиста, пытливые историки усматривают неточности и неполноту...

Фильм, который активно анонсировался Первым каналом, включая приход Эрнста в программу Урганта, а также несколько часов бесед в передаче у Галкина, с приглашением режиссера и актеров фильма, заинтриговал. Встревожил — слоган киноленты: «Мы вышли. Нам не вернуться».

«Наши войска заняли Париж. Россия стала первой державой мира. Теперь все кажется возможным. Молодые победители, гвардейские офицеры, уверены, что равенство и свобода наступят — здесь и сейчас. Ради этого они готовы принести в жертву всё — положение, богатство, любовь, жизнь… и саму страну», — так написано в одном из анонсов. А в другом — «масштабная историческая драма о взбалмошных декабристах и загнанной в угол власти».

Безусловно, тема очень важная. И по-прежнему актуальная. В ней для нас — много белых пятен. В истории с декабрьским восстанием 14 декабря 1825 г. много такого, о чем мы не знаем вовсе.

Мы привыкли воспринимать декабристов как «разбудивших Герцена», руководствуемся школьной программой, поэмой Некрасова «Русские женщины», фильмом Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья». Помним, что «кавалергарда век недолог», а также что «все они красавцы, все они таланты, все они поэты».

Кое-кто читал давний роман Марии Марич «Северное сияние». Мало кто читал архивы под редакцией академика Милицы Нечкиной, где декабристы-дворяне в протоколах допросов вели себя не как герои чести и достоинства, а как обычные люди, т.е. со всеми, в том числе гадкими, человеческими качествами. Не все были такими, как герой романа Марич декабрист Лунин, но большинство вело себя, прямо скажем, «не очень», и это было для читателей М. Нечкиной потрясением.

Однако тем, кто копнул глубже, открываются иные пласты понимания тех трагических событий.

Создатели фильма постарались посмотреть на ситуацию как бы со всех сторон. И общий пафос картины, пожалуй, следует понимать как ужас от гражданской войны. И еще фильм о том, как благие намерения, грезы и умозрения молодых героев войны 1812 года, красавцев, талантов, поэтов ведут в ад.

И еще о том, что есть долг присяги, долг перед Отечеством, который выше личных пристрастий и воззрений. Этот аспект воплощен актером Александром Домогаровым в роли генерал-губернатора Михаила Милорадовича. Пожалуй, это самый яркий персонаж картины.

Возможно, создатели фильма решили воспользоваться восстанием на Сенатской площади, чтобы поговорить о бессмысленности любого бунта, снять своего рода фильм-предупреждение. «Одуревшие от победы над Наполеоном и ожиданий демократических вольностей дворяне-фронтовики решают устроить бунт, — пишет кинокритик Ярослав Забалуев. — В процессе подготовки мятежники разделяются на Северное и Южное общества. Кончается все плохо».

По словам режиссера Андрея Кравчука и продюсера Константина Эрнста, «Союз спасения» — последняя часть их исторической трилогии о монархической России. Если «Викинг» рассказывал о зарождении государства, а «Адмиралъ» — о крахе самодержавия, то новый фильм обращается к этапу правления Александра I и Николая I, в котором вскрываются причины общественного разлада, приведшего к попытке переворота.

Хороша операторская работа Игоря Гринякина (известного также по фильмам «Территория», «Движение вверх», «Викинг», «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Адмиралъ»), уроженца Белгородчины, на которой снимались все эпизоды с «Южным обществом», где восстанием руководили Муравьев-Апостол и Бестужев-Рюмин. Прекрасны меловые разломы в кадре, а также заснеженные всхолмия и лощины, неотличимые от малороссийских. Кстати, герои фильма употребляют именно термин «Малороссия», тогда как в субтитрах фильма зачем-то неоднократно написано «Украина» (?). «Малороссийские» кадры фильма снимались в Шебекинском и Валуйском районах Белгородской области, где были специально выстроены хаты, крытые соломой.

В фильме снялись молодые одаренные артисты Леонид Бичевин (Сергей Муравьев-Апостол), Максим Матвеев (князь Сергей Трубецкой), Павел Прилучный (Павел Пестель, коего показывают только с правой щеки, поскольку у артиста слева на шее видна татуировка), Иван Янковский (Михаил Бестужев-Рюмин), Антон Шагин (Кондратий Рылеев) и другие. Многим другим (их десятки!), тоже талантливым, особо показать себя так и не пришлось из-за малости места в фильме.

Почти никак себя не проявил на экране один из пятерых впоследствии повешенных, Петр Каховский (герой Сергея Агафонова).

Короткую роль невесты Муравьева-Апостола сыграла супруга продюсера фильма Софья Эрнст (Заика). В ленту вошли лишь фрагменты отснятого с нею материала, оттого персонаж — княжна Анна Бельская — выглядит маловразумительно.

По касательной проходят в фильме даже такие актрисы как Светлана Малеванная и Ингеборга Дапкунайте. В роли Александра Бенкендорфа хорошо выглядит Александр Лазарев (младший). Особо выделим удачную роль сенатора Николая Мордвинова в исполнении Сергея Колтакова. Это он на слезе произносит у Сенатской площади: «Там русские убивают русских!».

Новизну зрителям привнес хорошо поставленный и сыгранный малоизвестный эпизод с жестоким убийством южными декабристами полковника Густава Гебеля (актер Владислав Ветров).

Фильм, по меткому наблюдению критика, похож на что-то среднее между шоу реконструкторов и «Старыми песнями о главном». «Если второе еще понятно (вспомним имя продюсера), то чисто техническая неликвидность повергает в настоящий ступор».

И далее: «Честное слово, мы не против качественно сделанной пропаганды — настоящее искусство всегда имеет свойство оказываться выше любой идеологии. Однако смотреть на сборную лучших лиц российского кино … которая два часа тычется в края экрана, попросту утомительно. “Адмиралъ” и “Викинг”, исполненные теми же авторами, все-таки были хотя бы провокативны — говорили о событиях одиозных.

Декабристы в этом ряду — слишком легкая мишень, чересчур очевидный повод для назидания потомкам. При этом авторы фильма будто бы и сами не вполне верят в то, что пытаются сказать, а потому не могут определиться с отношением ни к декабристам, ни к их антагонистам. С одной стороны, бунтари — почти гай-ричевские бретеры (карты, деньги и стволы в ассортименте), с другой — ошалевшая золотая молодежь, с третьей — прогрессисты, с четвертой — опасные сумасброды. То же и с противоположным лагерем: если бунт — это зло, то государь — несомненное добро. Однако объявить спасителем России (от кого?) императора Николая Павловича создателям фильма тоже чего-то не хватает…».

В целом на результате сказалось бытующее теперь в ходу экшн-мышление. «Современная динамика», так сказать. Возможно, дело и в сценарии, который по факту предъявления на экране оказался клиповым, трудно связуемым. Авторы сценария — Никита Высоцкий и Олег Маловичко (последний — сценарист фильмов «Притяжение», «Вторжение», «Елки», сериалов «Метод» и «Склифосовский», «Троцкий»).

В клиповой подаче-нарезке есть реверанс в сторону молодого зрителя, который и ходит в кинотеатры. Надо же — из коммерческих да и прочих соображений — устанавливать коммуникацию в кинозале именно с ним, жующим попкорн и пьющим кока-колу даже на просмотре трагических фильмов о Великой Отечественной.

Решительно прав критик Владислав Шуравин: «“Союзу спасения” отчаянно не хватает хронометража для настолько масштабной истории. (Картина длится чуть более двух часов, а отснято, по признанию членов съемочной группы, часов на шесть. — С.М.) Потому и возникает одна из важнейших проблем прочтения фильма — совершенно невнятные образы декабристов. Шагин может сколько угодно выспренно цитировать Рылеева, а Прилучный с красным, как помидор, лицом изображать разгневанного Пестеля — арки их персонажей упираются в недостаток времени; сложные личности, какими они задумывались, превращаются в маски. Один импульсивный, второй не от мира сего, третий циничный, а четвертый — самый дерзкий и целеустремленный — напролом, забыв о возлюбленной, идет со знаменем революции. Впрочем, надолго в сюжете они не задерживаются: история слишком суматошно и вскользь рассказывает о судьбе каждого из них».

Сюжет в фильме фактически отсутствует, авторы, судя по всему, рассчитывают на некоторое априорное зрительское знание темы. Вместо сюжета мы видим, по точному замечанию Я. Забалуева, — «набор разрозненных, выполненных в разных стилистических регистрах эпизодов. Вот будущие смертники и каторжане выпивают с императором Александром. А вот они же азартно и вновь не за пустым столом обсуждают план будущей революции. Вот скоропостижно назначенный государем Николай I очень боится, что толпа на площади сейчас пойдет его убивать. А вот Павел Пестель рассуждает о том, что царскую семью вообще хорошо бы истребить — причем затем убить и исполнителя из своих».

К слову, в фильме нашел свое место шокирующий эпизод с «возможным» развитием событий, когда во время южных маневров революционеры, по плану изначально настроенного на резню Пестеля, убивают императора.

Тридцатилетний композитор Дмитрий Емельянов (автор музыки к фильмам «Про любовь», «Я худею», сериалам «Обычная женщина», «Шторм» и др.) зачем-то, непонятно с чьей подачи (продюсеров?), вставил в фильм постоянную тему в бедноватой инструментальной обработке (к счастью, без текста) известного хита группы «Наутилус помпилиус» про апостола Андрея. Неужели так важны были в музыкальном подтексте неудачные строки И. Кормильцева «Видишь, там, на горе, возвышается крест. / Под ним десяток солдат. Повиси-ка на нем. / А когда надоест, возвращайся назад, / гулять по воде, гулять по воде, гулять по воде со мной!». Может, для авторов киноидеи ключевым было слово «повиси-ка»?

Правда, повесили пятерых декабристов почему-то под музыку Басты к его хиту «Сансара» («Таков закон сансары — круговорот людей…»). Совсем непонятный отсыл к индуизму, даже если иметь в виду, что многие декабристы и не декабристы были хоть и вольными масонами, но всё же крещенными в Православие по рождению. Может, тема сансары — зашифрованное сообщение о повторяемости революционных ситуаций в нашей стране? Проблема актуальна и тревожна, в самом деле.

И это не единственное включение современного мелоса в декабристскую киноленту: есть еще тема «Heart-Shaped Box» группы «Нирвана», сопровождающая стрельбу на Сенатской площади.

Зачем так сделано? Возможно, это кодовое (как 25-й кадр) послание молодым зрителям, для опознавания «свой-чужой». Однако, в частности, наутилусской песне «Апостол Андрей» уже как минимум лет 30, а его изначальным поклонникам — уже более 45-50-ти лет.

Кто-то полагает, что фильм «Союз спасения» помпезен, поскольку «сцены пестрят аутентичными костюмами и дореволюционными интерьерами, а кадры напоминают размашистые батальные полотна», поневоле вспомнишь Бондарчука-старшего. Действительно, кино такого безупречного технического исполнения на постсоветском пространстве — большая редкость.

Однако это соседствует с уже «изжившими себя драматургическими костылями из дешевых ТВ-проектов». Как гротескно отмечает критик, «вместо экспозиции — сотни титров под каждым из героев, будто хотя бы треть из них после представления не исчезнет с экрана навсегда, вместо развития действия — текст на черном фоне, небрежно склеивающий временные промежутки».

Втискивать многое в формат киносеанса было трудно, и это сказалось на результате в виде некоторой кинематографической скороговорки.

Вполне удались образы императоров — отца и сына — Александр I (актер Виталий Кищенко) — правитель, великодушно закрывающий глаза на тайные общества, нетривиальное «воплощение мысли о необходимости ежовых рукавиц» и Николай I (актер Иван Колесников) — «жертва положения и суровый политик, который не хочет устраивать резню, но в силу обстоятельств обязан замарать руки». «И даже в критические моменты он пытается предотвратить катастрофу, дает декабристам шанс уйти с Сенатской целыми и невредимыми, несмотря на убийства соратников».

А хорошо бы, в самом деле, оживить память об истории России созданием серии фильмов, желательно высокого художественного уровня. Ведь в СССР создавались картины и о полководцах, мореплавателях, композиторах, создавших славу России.

Остается лишь воображать, говорит Я. Забалуев, каким мог бы получиться фильм, если бы рассказчиком и стержневой фигурой драматургии стал, скажем, Николай Михайлович Карамзин, чью роль в этой истории сложно переоценить. Автор «Истории государства Российского» был другом и наставником многих участников восстания. «Воочию видевший последствия французской революции, он с возрастом стал не столько сторонником самодержавия, сколько приверженцем эволюционного пути развития России. Эту мысль он пытался донести и до будущих бунтовщиков, дабы уберечь их от гибели, а Россию от очередного потрясения. 26 декабря 1825 года взволнованный Карамзин вышел на Сенатскую площадь, где подхватил простуду, ставшую для него фатальной, — он скончался меньше чем через полгода. Возможно, такой фильм-предупреждение — для всех, а не только для раскачивающей лодку интеллигенции — тоже когда-нибудь снимут».

Император Николай I Павлович, прозванный Николаем Крепким, говаривал: «Спешите делать добро!». Это — очень трудная задача.

Источник: Столетие.Ru

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Минаков
Меч Евгения Вучетича
50 лет назад скончался выдающийся советский скульптор 
12.04.2024
«Из Белгорода бежать некуда и незачем»
Уроженец Харькова поэт Минаков выразил уверенность, что его родной город вернется в состав России
04.04.2024
О русской ереси «украинства»
Взгляд писателя харковчанина, на проект «Украина-91» с высоты прошедших лет
02.04.2024
О новой книге Ирины Ушаковой
«И русская жизнь воротилась, и русский вернулся народ…»
08.03.2024
Все статьи Станислав Минаков
Бывший СССР
День памяти дипломата кн. А.А.Безбородко
Сегодня мы также вспоминаем дипломата путешественника И.И.Лепехина, художника В.Л.Боровиковского, историка литературы Л.Н.Майкова, генерала П.И.Батова, писателя С.П.Залыгина и реставратора А.П.Грекова
19.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Как сохранить Россию, укрепить Государственность и Церковь, необходимо обсуждать на всенародном уровне
18.04.2024
Высока у подвига цена
К 90-летию учреждения звания Героя Советского Союза
17.04.2024
День памяти М.В. Ломоносова
Сегодня мы также вспоминаем актера Ф.Г.Волкова, мореплавателя В.Я.Чичагова, художников Д.Г.Левицкого и А.Я.Головина, филолога Д.Н.Ушакова, танкистов С.В.Хохрякова и С.Ф.Шутова, писателя Б.Н.Ширяева и Патриарха Алексия I
17.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Сергей
19.04.2024 09:38
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11