США применяют к Европе внеэкономическое принуждение
Одним из ключевых факторов развития ситуации в Европе в 2019 году станет возрастающая конкуренция на континентальном энергетическом рынке и все более бесцеремонные попытки США обеспечить себе преимущества за счет европейцев. Это касается как существующих маршрутов транспортировки российского газа в страны ЕС, так и реализации перспективных проектов - «Северного потока - 2» и «Турецкого потока». Кроме того, успешный выход России на мировой рынок СПГ также может толкнуть Вашингтон на меры внеэкономического принуждения по отношению к европейцам.
Важным фактором здесь остается наращивание российских поставок трубопроводного газа. «Газпром» в 2018 году установил третий подряд годовой рекорд экспорта в Европу и Турцию и в ближайшие пять лет может увеличить объемы поставок и собственную долю на европейском рынке. «В этом году, - заявил 28 декабря 2018 года Алексей Миллер, - мы третий год подряд установим исторический рекорд поставки газа на экспорт в дальнее зарубежье. Объем превысит 201 млрд кубометров. Мы вплотную приближаемся к максимальным годовым контрактным количествам, которые у нас есть по всем экспортным контрактам в дальнее зарубежье. И без сомнения... наше сотрудничество с иностранными партнерами будет выстраиваться уже с учетом этих новых реалий». Глава «Газпрома» подтвердил сроки ввода в эксплуатацию двух новых газопроводов: «Ввод в эксплуатацию «Северного потока - 2» и «Турецкого потока» запланирован на 2019 год».
Рекордный рост поставок российского газа в Европу зафиксирован на фоне сокращения аналогичных показателей у его основных конкурентов на этом рынке - Алжира, Нидерландов и Норвегии. Эти три страны в 2022 году могут поставить в Европу на 70 млрд кубометров газа меньше, чем в 2017 году.
В конце декабря 2018 года о трудностях, с которыми столкнулась его страна, сообщил алжирский министр энергетики Мустафа Гитони. В 2017 году Алжир поставил в Европу по трубопроводам и в виде СПГ 49,6 млрд кубометров газа, но потребление газа в самом Алжире растет такими темпами, что в 2022 году совокупный газовый экспорт, по словам министра, окажется под вопросом. Сейчас Алжир добывает 130 млрд кубометров газа, половина из которых идет на внутреннее потребление.
Снижены прогнозы добычи газа в Норвегии. Если в 2017 году расчеты Норвежского директората нефти предусматривали на 2022 год экспорт газа в объеме 123,1 млрд кубометров, то сейчас говорится о 121,4 млрд кубометров.
Еще сложнее ситуация в Нидерландах. Дискуссии о перспективах эксплуатации крупнейшего в стране газового месторождения в Гронингене переместились в залы Верховного суда. Согласно данным местных экологов, работы на этом месторождении, дающем более половины добываемого в Нидерландах газа, стали причиной серии землетрясений, самое мощное из которых магнитудой в 3,4 балла произошло год назад. В Верховный суд поступили 26 исков от региональных властей и частных лиц с требованием прекратить добычу газа на месторождении.
В 2017 году Нидерланды поставили на европейский рынок 39,1 млрд кубометров газа. Не дожидаясь решения Верховного суда, голландское правительство решило к 2030 году полностью прекратить добычу на Гронингенском месторождении, а пока постепенно снижать лимиты газодобычи. Сейчас лимит составляет 19,4 млрд кубометров газа в год по сравнению с 53,8 млрд кубометров в 2013 году.
При этом потребности самой Европы в газе будут возрастать. По оценке экспертов Международного энергетического агентства (МЭА), в 2025 году потребность европейских стран в импортном газе достигнет рекордных 409 млрд кубометров в сравнении с 312,1 млрд кубометров в 2017 году. Доля российских поставок по этому прогнозу составит 37%.
В 2017 году объемы потребления газа в Европе достигали 560,5 млрд кубометров. Из них на долю собственной добычи (включая Норвегию) пришлось 260,4 млрд кубометров газа, «Газпром» поставлял 194,4 млрд кубометров, еще 105,7 млрд кубометров европейцы импортировали в основном из Алжира (49,6 млрд кубометров газа), Катара (24 млрд кубометров) и Нигерии (12,5 млрд кубометров).
Согласно разработкам компании Fitch, в ближайшие годы вероятно одновременное воплощение трех негативных сценариев - закрытие Гронингенского месторождения в Нидерландах, полная переориентация алжирского газа на внутреннее потребление и истощение норвежских месторождений. Всё это приведет к тому, что потребности Европы в импортном газе из других источников превысят 50 млрд кубометров в год. «Это четверть того, что Европа сейчас закупает в России, и половина мощности всех американских СПГ-терминалов к концу 2019 года. Европейский рынок может стать более привлекательным для производителей СПГ, в том числе американских. Но это и шанс для «Газпрома» с его избытком производственных мощностей - после запуска «Северного потока - 2» он сможет нарастить экспорт», - считают в Fitch.
Дмитрий Маринченко из Fitch отмечает, что «неопределенность с добычей в Норвегии и Голландии и вероятный дефицит СПГ начиная с 2020-2022 годов играют на руку «Газпрому». Прагматическая Германия продолжает поддерживать «Северный поток - 2» именно из желания иметь возможность покупать больше российского газа, который намного более конкурентоспособен, чем американский СПГ». При этом, согласно расчетам Fitch, «Газпром» обеспечен запасами на 50 лет, а американские производители сланцевого газа - лишь на 10 лет.
Возможности голландских конверсионных установок адаптировать газ из других источников в случае значительного сокращения добычи на Гронингенском месторождении сейчас «близки к пределу», а новые возможности появятся только в 2022 году, подтверждает аналитик по газовым рынкам МЭА Дьердь Мольнар.
В этих условиях перспективы скорого введения в строй газопровода «Северный поток - 2» как конкурента американскому СПГ вызывают растущее раздражение в Вашингтоне. Посол США в Германии Ричард Гренелл пригрозил санкциями немецким компаниям, участвующим в строительстве этого трубопровода, чем вызвал международный скандал. По данным Bild am Sonntag, в письмах, разосланных в начале января, посол предупредил, что «фирмы, сотрудничающие с российским энергетическим экспортным сектором, участвуют в том, что может повлечь за собой значительные санкционные риски».
Представитель Ричарда Гренелла попытался смягчить ситуацию и заявил изданию Bild, что данные послания «не следует понимать как угрозу», они лишь «ясно выражают позицию США». Однако в Берлине отнеслись к ультиматуму из-за океана серьезно. Газета Handelsblatt опубликовала полный текст писем, в которых говорится, что «Северный поток - 2» подрывает энергетическую безопасность Европы и Украины и дает России дополнительный инструмент политического влияния. Письма были направлены американским послом руководству фирм Wintershall и Uniper.
Действия Ричарда Гренелла противоречат дипломатическим обычаям - так прокомментировали демарш американского посла в МИД Германии. «Вопросы европейской политики в сфере энергетики должны решаться в Европе, а не в США», - заявил министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас, а председатель Восточного комитета германской экономики Вольфганг Бюхеле подчеркнул, что речь идет «о немецком самоуважении и суверенитете».
США и ранее выступали против проекта «Северный поток - 2», но прямое вмешательство и угрозы в письмах - это «нечто необычное», отметил Der Spiegel. Такие угрозы могут объясняться успехом демократов на состоявшихся в ноябре 2018 года промежуточных выборах в Конгресс США, считает эксперт американского научного Фонда Роберта Боша Джулианна Смит: «Теперь, когда действия во внутренней политике для Трампа ограничены, можно ожидать, что он намного более активно займется внешней политикой. Это может иметь неприятные последствия для Германии».
Вмешательство Вашингтона в вопросы российско-германского сотрудничества в энергетической области может привести к тому, что проект сооружения газопровода «Северный поток - 2» теперь поддержат даже те немцы, которые раньше выступали против него, замечает газета Handelsblatt.
Не следует недооценивать и возможное противодействие США и Еврокомиссии проекту газопровода «Турецкий поток» - особенно в условиях охлаждения американо-турецких отношений и заинтересованности в данном проекте государств Юго-Восточной Европы, в частности Сербии. «Ввод в эксплуатацию нового газового маршрута будет иметь большое значение не только для энергетической безопасности Турецкой Республики, но и Южной, и Юго-Восточной Европы», - подчеркнул 23 января президент России Владимир Путин на пресс-конференции по итогам переговоров с Реджепом Тайипом Эрдоганом в Москве.
Наконец, следует учитывать, что всё большую роль на энергетических рынках Европы будет играть сжиженный природный газ.