В деревне посетили усадьбу супругов Чухонцевых - Сергия и Людмилы (она родом из Молдавии). Домик с виду неказистый, но внутри просторно и уютно. В хозяйстве: конь, две коровы, 20 овец, куры, гуси, кошки, собака. На огороде в конце сентября краснеет клубника, спелая малина, зреют на корню помидоры и т.д. Невольно преклоняешь главу перед этими тружениками земли. Мы в неоплатном долгу перед нашей русской деревней.
Молились еще в нескольких селах: в Юнакове (крест, моленный дом), Березове (крест), Гранях (каменная часовня), Песках (возрождающийся храм), Россыпном (храм). Везде общение с людьми, проповеди, основная тема которых - раскол на Украине и 100-летие со дня мученической кончины Царской семьи. Батюшка, в частности, подчеркнул поразительные достижения во времена царствования Николая II: демография - население увеличилось на 60 млн человек; добыча угля выросла в 64 раза, нефти - на 2/3, чугуна - на 2/3, железом снабжали всю Европу; увеличена протяженность железных дорог; получил дальнейшее развитие речной флот; деревня богатела; грамотность быстро распространялась. Но вольнодумные, антимонархические настроения уже растлевали высшее общество. Высказывание того времени - «Нет интеллигенции более атеистической, чем русская».
На следующий день после Воздвижения мы взяли курс на Донбасс. Было чувство, что едем на войну, которое усугубилось тем, что сразу по пересечении границы на дороге встретились с колонной бронетехники. Въезжаем в Алчевск, в ночном небе огромный столб пламени и дыма. Что-то екнуло в груди, подумалось: ну все, наверное, конец. Забегая вперед скажу: по рассказам очевидцев, на этой войне погибали, не ходившие в храм. Верующих чудесным образом Господь спасал от смерти. Оказалось, что не все так страшно: в Алчевске вновь заработал химзавод, а также завод медицинского оборудования. Жизнь налаживается, появляются рабочие места, люди почувствовали уверенность в завтрашнем дне. На все время пребывания на Луганщине нам предоставил кров при Никольском соборе благочинный Алчевска о. Александр.
В родном городе Артемовске, где батюшка родился, он совершил Литургию по старому обряду в храме во имя Всех Русских Святых. В своей проповеди делился воспоминаниями, как во время перестройки возникла мысль открыть здесь храм, предчувствуя развал Союза, чтобы все русские святые продолжали молиться за этот островок русской земли: «Несмотря на трудности, мы молимся в великолепном храме».
Много здесь потрудились его родители - Сергей Яковлевич и Евдокия Ивановна. Также батюшка отметил, что впервые в истории на этой земле совершена служба по древнему чину в храме Московского Патриархата. Этот чин дораскольный, более покаянный. Настоятель о. Михаил постоянно оказывает нам гостеприимство.
На трапезе после службы продолжилось общение с земляками. Прозвучали следующие цифры: на войну в ополчение пошли 382 человека из Артемовска. Население города сейчас 3100 человек, в 2014 г. было 7400. За год 162 человека умерло, 26 родилось. До этой войны в год рождалось 80 человек. В 50-е годы прошлого века был рекорд - 15 тысяч населения. Когда-то здесь была районная больница. В 1959 году за полгода родилось 369 человек. Сейчас смертность составляет семь к одному, до войны было две к одному. За 100 лет на шахте погибло около 500 человек.
Также о. Кирилл встретился с мэром Артемовска Елкиным Александром Николаевичем. Вспомнил, что мама его (мэра) преподавала в школе украинский язык. Александр Николаевич хорошо знает братьев о. Кирилла, с любовью вспоминает его отца - Сергея Яковлевича. Рассказал, что Артемовск обстреливали только два раза, ВСУ остановились у Зоринска, где разбомбили школу. Шахту закрыли. Денег на строительство не выделяют, только на дороги - 500 тысяч рублей. Поставили памятник с крестом и фотографиями погибших ополченцев. Батюшка вспомнил о своей школьной фотографии, где он стоит у обелиска с автоматом в руках.
В день Победы в городе был концерт, полевая кухня, прошла акция «Бессмертный полк». Сейчас готовятся к выборам. Ждут провокаций. В пос. Счастье украинцы захватили ТЭЦ, заложили взрывчатку. Есть проблемы со светом, водоснабжением города. Множество заброшенных домов - зрелище неприглядное. «Но унывать нельзя - смертный грех», - с улыбкой говорит Александр Николаевич. Есть у него задумка - поставить семиметровый поклонный крест с распятием при въезде в Артемовск. На вопрос о референдуме, ответил, что почти все население проголосовало за вхождение в Россию.
В Алчевске построено два новых храма - вмч. Георгия и князя Владимира, за городом в с. Алексеевка заложен еще один - в честь Св. Духа.
После вечернего богослужения в храме Кн. Владимира в Алчевске прошла встреча с православной общественностью. О. Кирилл поблагодарил благочинного о. Александра за неизменное гостеприимство: «Много лет назад я подарил о. Александру икону Спаса древнерусского письма, чтобы она была ориентиром. Преподобный Андрей Рублев созерцал Святую Троицу - это богословие в красках. А здесь юг, в храмах доминируют живописные изображения. Желательно, чтобы и крещение совершалось полным погружением».
Основной темой было обсуждение намерения Константинополя предоставить автокефалию Украинской Церкви. Ранее Константинопольский Патриархат признавал только каноническую Украинскую Православную Церковь. Один священник горько пошутил: «Раз зло невозможно уврачевать, надо его узаконить». Говорят, Порошенко за это заплатил патриарху Варфоломею 25 млн долларов. Главная цель - умалить Русскую Церковь и тем ослабить ее.
О. Кирилл сказал, что его волнует церковное будущее Крыма и Донбасса. Нужно этим регионам, по его мнению, предоставить статус автономии в лоне РПЦ.
Запомнились на Донбассе еще два храма.
Один - в с. Малоивановка, вдали от городов, с грунтовой дорогой, где настоятель о. Вадим учинил нам экзамен по Библии и церковному праву. А его матушка с двумя дочерьми исполнила исоном на сербском языке песнопение так, что мурашки пошли по телу.
Второй - в с. Городище. При въезде - большой восьмиконечный крест с надписью у основания: «Городище - старообрядческое село, возникшее в первой половине XVII века. Здесь время не нарушит старину, ее отдать не сможем мы забвенью».
О. Владимир с матушкой, прикованной к инвалидному креслу. Когда началась война, батюшка служил в своем деревянном храме с 4 утра каждый день - полуночницу, утреню, часы, Литургию. В какой-то момент занемог, подумал: все, не могу. Вспомнились два деда-пехотинца, всю войну прошли: а как же они? Ведь четыре года в окопах под снегом и дождем. Заставил себя встать и пойти в храм.
Украинские войска на малое время заняли село, потом ушли. Были бомбежки, но ни один дом и житель не пострадали.
Уже на обратном пути посетили храм св. Иоанна Кронштадтского в г. Перевальске. О. Кирилл сослужил Литургию.
Переехав границу, почувствовали облегчение: мы дома, в России. О. Кирилл сказал: «Последние 20 лет, пересекая границу, будто тяжесть с плеч сваливается, хочется вздохнуть полной грудью».
И последний пункт нашей программы - это первая Литургия после 80 лет запустения в Троицком храме с. Четвериково Воронежской области.
В одной статье не уместишь всех впечатлений от поездки. Хочется верить, что не за горами то время, когда мы скажем не только: «Крым наш», но и - «Донбасс наш».
Наталья ПАНЮШКИНА, послушница