«Обложить Киев нашей агентурой...» Религия в оккупации и советские спецслужбы. Ч. 1

Мониторинг советской спецслужбой религиозной ситуации в оккупированной Украине (1941-1944 гг.)

Бывший СССР 
0
552
Время на чтение 13 минут


В декабре 1942 года 4-е Управление НКВД Украинской ССР, занимавшеся развертыванием разведывательно-диверсионной работы на оккупированной гитлеровцами территории Украины утвердило у наркома внутренних дел Украины Сергея Савченко «Соображения по организации опергруппой НКВД УССР агентурной работы по гор. Киеву»[1]. Ставилась задача «обложить город Киев нашей квалифицированной агентурой», в том числе - путем десантирования «подготовленных резидентских групп и агентов-одиночек с радиостанциями для оседания в ближайших к Киеву районах». Нашлось в документе место и для подбора и постановки задач перед конфидентами по религиозной линии...

Пасха в агентурном сопровождении

Оперативная работа органов НКВД-НКГБ на захваченных землях Украины по линии «церковников и сектантов» (как она именовалось в служебных документах) преследовала такие цели:
● приобретение оперативных источников для выявления среди православного духовенства раскольнических течений (насаждаемых противником), поиск среди служителей и актива других конфессий (как правило, протестантских деноминаций) лиц, которые стали на путь активного сотрудничества с оккупантами;
● сбор документально подтверждаемых данных о развитии ситуации в религиозной среде Украины, деятельности иерархов и священников РПЦ, течениях и настроениях в церковной среде, состоянии других религиозных общин;
● изучение через оперативные источники политики оккупационной администрации по отношению к религиозным институциям, прежде всего - об инспирировании немецкими и румынскими спецслужбами автокефальных и автономистских течений в Православии на Украине.

Отметим, однако, что еще до исторической встречи главы правительства СССР с тремя митрополитами РПЦ в сентябре 1943 года, через возможности органов госбезопасности стимулировалось (пусть и в силу критического положения на фронтах и оккупации огромных пространств) введение куда более благоприятного отношения к верующим. Сохранилась записка от главы НКВД СССР Л.Берия по ВЧ в Оперативную группу НКВД УССР (сам наркомат эвакуировали) в г.Купянск на Харьковщине от 4 апреля 1942 г. (канун Светлого Христова Воскресения): разрешить Пасхальные богослужения, обеспечить беспрепятственный доступ верующих в храмы и общественный порядок, однако - при усилении агентурной разработки клира и верующих[2].

Ведущим органом сбора сведений о положении на оккупированной территории, включая и ситуацию в религиозной сфере, выступало 4-е Управление (зафронтовая разведывательно-диверсионная работа) НКВД-НКГБ УССР. Утвержденное НКВД СССР приказом от 1 июня 1942 г. № 001124 «Положение о работе 4-х отделов НКВД-УНКВД республик, краев и областей» возлагало на них функцию «организации и руководства агентурно-разведывательной и диверсионной деятельностью в тылу противника», сбора военно-политической информации о положении на оккупированной территории. Предусматривалось, что добытые сведения о разведывательных и других специальных органах агрессоров будут передаваться в контрразведывательные подразделения НКВД, соответственно, данные об антиправительственной деятельности неформальных организаций, граждан, о положении в религиозной сфере - в «секретно-политические» отделы НКВД и региональных УНКВД.

Среди основных разведывательных задач 4-х подразделений (имевших отношение к мониторингу конфессионной ситуации) устанавливались: создание нелегальных резидентур в населенных пунктах на оккупированной территории и обеспечение надежной связи с ними; восстановление взаимодействия с наиболее ценной и проверенной агентурой на оккупированной территории; внедрение негласных помощников в разведывательные, контрразведывательные, полицейские, административные органы противника, «антисоветские формирования», создаваемые оккупантами из местных жителей[3].

В соответствии с утвержденным наркомом госбезопасности Украины Сергеем Савченко 16 октября 1943 г. положением, сбор информации по религиозным вопросам относился к компетенции первого отдела управления (руководство оперативными группами в тылу противника, внедрение агентуры в разведывательные и контрразведывательные органы, административные учреждения противника на оккупированной территории, создание оперативных позиций в подполье Организации украинских националистов (ОУН)*, в Русской освободительной армии Власова)[4].

Разумеется, основным рабочим аппаратом спецслужбы была «зафронтовая агентура». При отступлении Красной Армии (в 1941-1942 гг.) на оккупированной территории спецслужба оставила 12726 агентов с различными заданиями, в последующем продожая перебрасывать подготовленных нелегалов и через линию фронта. Подчеркнем, что это была крайне рискованная миссия. В 1941-1943 гг. на оккупированную территоию вывели 2029 агентов-одиночек с разовыми заданиями разведывательного характера и курьеров, 595 диверсионно-разведывательных групп общей численностью 1892 человека. Так вот, из них возвратились после выполнения заданий 34 группы общей численностью 174 человека. Агентов-одиночек уцелело 408[5].

Значительный контингент агентуры, «освещавшей» религиозную сферу, был оставлен при отступлении на территории, которая вошла в состав СССР в 1939-1940 гг. Сохранился подготовленный НКВД УССР в эвакуации документ под названием «Учет агентуры по духовенству» (сентябрь 1942 г.). По состоянию на то время в агентурном аппарате по различным религиозным конфессиям числилось: по УНКВД по Дрогобычской области - 21 человек, Ровенской - 45, Станиславской - 35 человек[6]. Ряд конфидентов являлись весьма неординарными личностями.

«Писня» под митрополита

Как отмечалось в документе, во Львове среди оперативных источников были лица, близкие к предстоятелю Украинской греко-католической церкви митрополиту Андрею Шептицкому, включая ряд священников, личного врача и служку.

Врача митрополита Александра Барвинского (1889-1957, сына видного галицкого историка и общественного деятеля А.Г.Барвинского) оперативно использовали и после войны, в рамках дела «Ходячие», для сбора «компроматериалов» на ГКЦ в преддверии Львовского собора. «Деликатные» данные о высокопреосвященном пациенте чекисты пытались выудить у доктора. Как показал допрошенный во львовском УНКГБ 14 апреля 1945 г. лечащий врач, митрополит страдал хроническим ревматизмом, давшим серьезные осложнения на сердце (миокардит). С 1937-1938 гг. обострилась отечность. Врач не подтвердил наличия у А.Шептицкого признаков венерического заболевания, которое, по очень интересовавшим чекистам слухам, он якобы получил во время службы в австрийской гвардейской кавалерии до пострига.

В последние дни жизни владыка уже не узнавал врача. Ухаживали за ним монахини, признаков отравления А.Барвинский не наблюдал, а вскрытия тела не производилось. По словам врача, сам А.Шептицкий являлся сторонником обособления от Ватикана. В его близком окружении шла острая борьбы между епископами Никитой Будкой (пользовавшегося уважением клира) и Иосифа Слепого, которого «ненавидели за его явную политику подчинения Риму» и одобрение политики полонизации Западной Украины. В 1929 г. А.Шептицкий ставил вопрос о своем преемнике в лице брата, архимандрита Климентия, однако это не нашло поддержки в Ватикане[7].

«Что-то пошло не так» у чекистов, к тому же Барвинскому припомнили участие в провозглашенном ОУН (С.Бандеры) 30 июня 1941 г. Державном правлении (правительстве) Ярослава Стецько, объявившем, что намерено «тесно сотрудничать с национал-социалистической Великой Германией под руководством вождя Адольфа Гитлера, создающего новый порядок в Европе и всем мире», совместно с Украинской национальной революционной армии, которая «будет бороться дальше совместно с союзной немецкой армией против московской оккупации за Суверенную Соборную Украинскую Державу и новый порядок во всем мире». В 1947 г. конфидент получил 10 лет лагерей, вернулся из мордовского Дубавлага лишь в 1956 г., с подорванным здровьем. Видный врач-иммунолог оставил незавершенные труды по иммунологии и имунному лечению рака...

В списке - агентесса «Писня», сотрудничавшая с августа 1940 г. - «звезда» галицкого вокала Мария Владимировна Свирская (Сабат-Свирская, 1895-1983). Родилась в семье греко-католического священника со Станиславщины, закончила Львовскую консерваторию. Успешно выступала на сцене: в хоре «Боян», во львовской опере, Поморской опере (Торунь, Польша) в варшавском театре «Олимпия». Много гастролировала и «золотой сентябрь» 1939 года встретила солисткой львовского творческого кружка «Богема». Коммунисты богему не жаловали, и трудоустроили пани Марию в музыкальную редакцию львовского радио.

По довоенному плану НКВД по ликвидации ГКЦ[8], «Писню» (бывшую любовницу бежавшего в Германию прелата Ковальского), планировалось «подставить» митрополиту И.Слепому, имитировать попытку изнасилования и завербовать наиболее вероятного преемника А.Шептицкого на «основе компроматериалов». В случае отказа И.Слепого от сотрудничества, могло последовать осуждение, которого «расчистило» бы дорогу на место предстоятеля ГКЦ агенту НКВД «Философу».

М.Свирская дала много агентурных сообщений по иерархам ГКЦ (с А.Шептицким и И.Слепым была знакома лично), и особенно - по священнику Гавриилу Костельнику, которого безуспешно пытались «заагентурить» как главное действующее лицо по розспуску ГКЦ (от «оформления отношений» отец Гавриил сумел уклониться и на посту председателя Инициативной группы по созыву Львовского собора 1946 года).

«Писня» доносила в августе-сентябре 1940 г. оперработнику-куратору Бриккеру[9] о том, что проповеди Костельника в соборе св. Юра скорее напоминает «смелую лекцию, направленную против большевизма». «Религия безусловно победит», у власти безбожники, однако им скоро придет конец. Тем не менее, Костельник «способен вести за собой верующих» и имеет авторитет у А.Шептицкого, считала «Писня»[10].

Трудно сказать, продолжилось ли сотрудничество НКГБ-МГБ-КГБ с «Писней» после войны. Жизнь ее сложилась очень нелегко. В первые дни войны от шальной пули погиб первый муж, инженер Иван Свирський. Второго супруга Михаила Мельника в 1945 г. осудили на 10 лет лагерей. Бедствовала с сыном Зоряном, продавала семейные ценности и вещи, преподавала в музыкальном училище. С 1950 г., вслед за сыном-врачом перехала в Ровно, где преподавала в музыкальном училище, там и окончила жизнь. Младшая сестра София Сабат-Федорецева (1900-1988) получила известность как актриса театра и кино, стала народной артисткой Украинской ССР.

Агентурный же псевдоним «Философ» носил упомянутый в «Учете агентуры...» Иван Лятишевский (1879-1957), викарный епископ Станиславской епархии ГКЦ. Судя по всему, спецслужба оказалась недовольна сотрудничеством с ним, в апреле 1945 г. «Философа» арестовали в один день с остальными фигурантами дела «Ходячие». Из казахстанских лагерей на родину в Станислав он вернулся лишь в 1955 г.

Кто он, агент «Литератор»?

В арсенале негласного аппарата военных лет пребывал и загадочный агент «Литератор». Мы уже писали о развертывании органами НКВД с 31 декабря 1939 г. оперативного дела «Ходячие» на архиеерев ГКЦ во главе с митрополитом Андреем Шептицким (в 1944 г. дело реанимировали, завершив арестом в апреле 1945 г. преемника владыки Андрея митрополита Иосифа Слепого и еще нескольких епископов-униатов)[11]. По делу «Ходячие» на митрополита и его окружение «давали материалы» до 30 агентов, включая известного разведчика, известного Европе художника-импрессиониста Николая Глущенко («Художник», «Ярема»), чьи куратором выступала гражданская супруга замначальника внешней разведки НКВД-НКГБ СССР Павла Судоплатова - ответственный работник «немецкого» отдела контрразведки НКВД СССР Эмма Каганова (Суламифь Кримкер). К разработке А.Шептицкого подключили и «Литератора», весьма способного молодого человека.

Под видом «сына репрессированного националиста» (нельзя исключать, что он был им действительно) конфидент прибыл во Львов из Киева на учебу в духовную семинарию, сумел войти в доверие к студентам, знавшим Шептицкого, а затем и близким сотрудникам предстоятеля ГКЦ. Владыка Андрей лично воцерковлял агента, демонстрировал теплое отношение, оказывал духовную и материальную помощь, видимо, готовясь дать «Литератору» поручения в Киев. Сам же «Литератор» живописал митрополиту желание «отомстить за гибель отца» и «благословить его на подвиг».

О значении этого конфидента для реализации задач НКВД в религиозной области можно судить по тому, что о работе агента-студиозуса чекисты (без расшифровки установочных данных секретного сотрудника) информировали первого секретаря ЦК КП(б)У Никиту Хрущева. В документах нигде не упоминается фамилия перспективного «источника». В октябре 1940 г. нарком внутренних дел УССР Иван Серов докладывал московскому шефу Лаврентию Берия: изначально «Литератор» как «проверенный агент» 2-го отдела (контрразведка) Управления госбезопасности (УГБ) НКВД УССР был направлен для внедрения в организацию ОУН Львовского госуниверситета (разработка «Мрия»)[12].

В дальнейшем уроженца Житомира переориентировали на проникновение в окружение А.Шептицкого и вхождение в доверие к самому предстоятелю ГКЦ, получение доступа к его личному архиву. Для этого, в частности, агент получил рекомендательное письмо к Г.Костельнику от студента Одесского университета Виталия Кононенко, изучил ряд работ самого пресвитера-богослова. В общежитии сошелся со студентом-богословом Ленивым, близким к Шептицкому, и тот познакомил его с пресвитером Гавриилом Костельником. Тот, в свою очередь, и отрекомендовал студента митрополиту.

Предстоятель принял «схидняка» радушно, определил на курсы священников при митрополии (вместе с братьями Стефаниками, сыновьями известного писателя), высказывал намерения отправить подопечного для миссионерской работы на Восток Украины[13].

Агент, готовившийся в перспективе к заданиям по линии внешней разведки. сумел изучить представителей епископата и священников «святоюрского» круга Шептицкого. Интересна, к примеру, его характеристика от 30 января 1941 г. на Иосифа Слепого (по бытовавшей в Галиции версии - внебрачного сына А.Шептицкого): «Держится всегда важно, гордый и честолюбивый..., самоуверенный. Если хочет чего-либо достигнуть, то не останавливается ни перед какими средствами. Прекрасно умеет обходиться с людьми, занимательный собеседник. Большой эгоист... Властный, любит приказывать, но прекрасно владеет собой и умеет сдерживать себя. В глубине души презирает всех людей, работоспособный..., любит дать почувствовать свою власть и ошеломить человека. Противоречий не выносит, скупой». В натянутых отношениях со священником Гавриилом Костельником (будущим руководителем инициативной группы по воссоединению ГКЦ с РПЦ, которого НКВД в то время пытался завербовать), «оба терпеть друг друга не могут и за глаза издеваются друг над другом», оба считают себя теоретиками-богословами[14].

Вместе с тем, негласному сотруднику нельзя было отказать в аналитическом уме и трезвом понимании реалий духовно-культурной жизни региона, которое он хотел донести и до действовавших довольно грубо, напролом, сотрудников НКВД. В донесении от 12 сентября 1940 г. «Литератор» проявил глубокое понимание социокультурной роли УГКЦ в жизни Галичины: греко-католическая церковь это не просто религия, но и «общественный центр» народа, ее клирики - «не только парохи[15]..., но и учителя религии в школах», активисты общества «Просвита», «Ридной школы», активные участники политической жизни[16].

Личность «Литератора» была тщательно засекречена даже от оперработников Львова, начальство требовало самой тщательной конспирации в работе с перспективным источником. В начале 1941 г. Львовскому УНКВД начальником контрразведки УГБ НКВД УССР П.Дроздецкому строго указали о нарушениях в работе с «Литератором», а сам источник закрепили на связи лично с начальником контрразведывательного отдела УГБ УНКВД Барановым.

В январе 1941 г. А.Шептицкий, подарив «Литератору» 100 рублей на дорогу, напутствовал его перед возвращением в Киев: будь там осторожен, «учись и стремись занять положение в обществе. Может, Бог даст и еще увижу тебя академиком. А на науку они денег не жалеют... Перемены будут, пиши мне о своей жизни». Прощаясь, 12 февраля 1941 г. митрополит призвал молодого человека больше молиться, сторониться политики, не компрометировать себя, ведь большевики, как и всякая власть, от Бога.

Трудно судить, где находился и какие задания спецслужбы «Литератор» выполнял в годы войны. Последнее встретившееся в документах госбезпасности нам упоминание о «Литераторе» касается его участия (точнее, контроля) за подготовкой к изданию «Деяний» Львовского церковного собора марта 1946 года, провозгласившего самопропуск Греко-католической церкви.

Дмитрий Веденеев, доктор исторических наук

Примечания:

1. Отраслевой государственный архив (ОГА) СБУ. Ф.60. Д. 83540. Л.51 - 58.
2. ОГА СБУ. Ф.16. Оп. 35. Д.34. Л.141.
3. ОГА МВД Украины. Ф.45. Оп.1. Д.102 Л.67-69 об; Деятельность органов государственной безопасности в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Сборник документов и материалов. М.: ВКШ КГБ при СМ СССР, 1964. С. 320, 334-335.
4. ОГА СБУ. Ф. 60. Д. 83529. Ч.1. Л. 18-21; Ф.9. Д.45. Л.45.
5. ОГА СБУ. Ф. 60. Д. 29447. Т.1. Л.212.
6. ОГА СБУ. Ф.2. Оп.3. Д.1. Л. 13-17.
7. ОГА СБУ. Ф.65.Д.9113. Т.20. Л.393-399.
8. Утвержден главой НКВД СССР Л.Берия в январе 1941 г. как «План агентурно-оперативных мероприятий по греко-католической (униатской) церкви в западных областях УССР» (непосредственно разработан контрразведкой НКВД СССР). Возлагал на органы госбезопасности внесение раскола между «сторонниками западного и восточного обрядов», дискредитацию иерархов УГКЦ «путем обнародования фактов их бытового разложения».
9. Бриккер Константин Алексеевич (1910-?). Майор госбезопасности. Один из ведущих организаторов оперативных мероприятий по религиозной линии. В органах НКВД с 1934 г. С ноября 1939 г. и до февраля 1941 г. - заместитель начальника, врио начальника 5-го отделения (работа в религиозной сфере) 2-го (контрразведывательного) отдела УГБ Управления НКВД по Львовской области. В послевоенные годы - начальник 2-го отделения отдела «О» МГБ УССР. Активный участник чекистских операций по роспуску УГКЦ в Галичине и Закарпатье. По некоторым мемуарным сведениям, офицер сам подал на увольнение, когда обнаружились и стали выходить на его семью родственники из США.
10. ОГА СБУ. Ф.3. Оп.145.Д.7. Т.1. Л.18-22.
11. ОГА СБУ. Ф.65.Д. С-9113.
12. При «первых Советах» Львовскому госуниверситету присвоили имя Ивана Франко, которого польская профессура не подпускала к кафедрам. Число студентов усилиями ректора, уроженца Киевщины, Михаила Марченко, возросло втрое, в ранне поностью полонизированном Вузе открылись кафедры украинского языка, истории, литературы, все студенты стали изучать украинский язык. Им назначили стипендии, обеспечили дешевым питанием, безсплатным жильем. На требования студентов-поляков М.Марченко (автор диссертации и книги о «борьбе Польши и России за Украину») предложил желающим учиться на польском языке отправиться в Варшаву, а Наркомат образования обязал его увеличить число студентов-украинцев. С началом войны ректора арестовали как «активного украинского националиста» и освободили только в 1944 году. Внук ректора, Валерий стал известным диссидентом и умер в лагере от тяжелой почечной болезни.
13. ОГА СБУ. Ф.16. Оп.33. Д. 36. Л.1-4.
14. ОГА СБУ. Ф.65.Д. С-9113. Т.12. Л.299.
15. Парохи - приходские священники.
16. ОГА СБУ. Ф.65.Д. С-9113. Т.11. Л.384.

Православная жизнь

*) Украинские радикальные организации: «Правый сектор», «Украинскаянациональная ассамблея - Украинская народная самооборона» (УНА-УНСО), Украинская повстанческая армия (УПА), «Тризуб им. Степана Бандеры» и «Братство»внесены в список запрещенных в России организаций на основании решения Верховного суда Российской Федерации от 17 ноября 2014 года. - Прим. РНЛ

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Веденеев
Все статьи Дмитрий Веденеев
Бывший СССР
Лишение литовского гражданства за поддержку
России. Будет ли знаменитая балерина скучать по рижскому взморью?
02.05.2024
День памяти блаженной Матроны Московской
Сегодня мы также вспоминаем историка М.Т.Каченовского, адмирала А.С.Меншикова, историка Церкви П.В.Знаменского, слависта Т.Д.Флоринского, ученых С.В.Лебедева и Г.П.Свищёва
02.05.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от LiMan
01.05.2024 13:16
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28