Михаил Хасьминский: «Помогая человеку в кризисе, психолог и священник могут работать вместе»

Интервью с кризисным психологом Михаилом Хасьминским

- Среди верующих людей есть немало тех, кто с предубеждением относятся к психологии, психологам, считая, что «лучший психолог - это священник».

- Во многом те, кто так говорят, - правы. Но здесь не должно быть подмены понятий, потому что один может не мешать другому, если мы говорим о хорошем священнике и хорошем психологе.

Есть священники, которые не знают, как, например, общаться с человеком, переживающим глубокий кризис. Ведь священников много, а вот тех, кто может заниматься душепопечением по-настоящему, значительно меньше. Само по себе рукоположение не наделяет священника даром понимания человеческой души.

Надо смотреть, какой священник. И тем более внимательно и осознанно подходить к выбору психолога, потому что непрофессионализм нынче не редкость. Бывают случаи, когда и те и другие причиняют своими советами вред. Поэтому и священники, и психологи должны быть очень осторожны, общаясь с человеком, находящимся в кризисном состоянии.

Хороший психолог (как и хороший священник) встречается нечасто. Они должны друг друга дополнять, а не вступать в конфронтацию. Часто духовно ориентированные психологи работают со священниками.

К слову, священники сейчас учатся психологии в некоторых вузах. И в семинариях преподается психология.

Некоторые противопоставления врачей и священников неуместны и нелогичны: психиатры и священники или эндокринологи и священники. Да, можно помолиться и получить исцеление, но в тоже время нельзя пренебрегать врачом и лечением.

- В каких психотравмирующих ситуациях человеку нужна помощь и священника, и психолога?

- Практически в любых таких ситуациях нужна помощь как священника, так и психолога. Если мы говорим об исцелении души, то здесь больше нужна помощь священника, потому что Бог исцеляет душу. Опять-таки опытного священника надо искать! Ведь в каждом храме есть священники, который могут служить, исповедовать, но не в каждом храме есть священник, который может помочь в кризисных ситуациях. Для этого необходим большой опыт, знания, такт и осторожность.

- А есть ли какие-то четкие границы, где заканчивается практика священника и начинается практика психолога, и наоборот?

- Об этом сегодня много говорят. Психолог, конечно, в любом случае специалист, который помогает священнику.

Опасно, когда психолог начинает руководить духовной жизнью человека - это не в его компетенции. С другой стороны опасно, когда священник, не особо разбираясь в тонкостях, не обладая определенными знаниями, начинает «от ветра в голове» руководить и командовать или вмешиваться в вопросы, связанные, например, с лечением. Во всем должна быть осторожность, благоразумие, ответственность. Причем у обоих.

И психологу нужна осторожность. Методы, которыми он владеет, допустим, помогли энному количеству пациентов, но другому человеку в силу особенностей ситуации, душевного состояния могут навредить.

Упомянутые границы должен определять сам человек. Зрелый человек устанавливает их сам.

«Психологические проблемы, безусловно, связаны с нарушением заповедей»

- Есть такая точка зрения, что проблемы человека психологического характера идут от его греховности, поэтому у части людей бывает такое негативное отношение к психологии. Как вы к этому относитесь?

- Я отношусь к этому так: если что-то ломается, то по какой-то причине. Все механизмы описаны в заповедях. Если жить по заповедям, тогда никаких психологических проблем у человека не будет: если бы человек никогда не осуждал, не делал зла, не нарушал бы другие заповеди, то тогда была бы такая гармония в душе. Поэтому какие-то психологические проблемы, безусловно, связаны с нарушением заповедей - основных законов, по которым мир развивается, для меня это очевидно. Но есть, например, психология труда. Это с заповедями отдаленно связано.

- Чем отличается верующий психолог от светского специалиста? В чем особенность православной психологии?

- В подходе к человеку с точки зрения православной антропологии, с точки зрения христианского восприятия этого человека как образа и подобия Божия, а не как случайно произошедшего персонажа. Христианская психология базируется на святоотеческом учении о человеке. Этим и руководствуется христианский психолог. У других психологов другие представления.

Кроме того, конечно, верующий психолог не использует в своей работе методы, которые противоречат христианскому пониманию. В первую очередь это манипуляции, гипноз и некоторые другие.

Но вообще я не сторонник таких разделений на православную и неправославную психологию, ведь не бывает «православной стоматологии», «православной эндокринологии» и т.д.

- Михаил Игоревич, по вашим наблюдениям, верующие люди проще переносят испытания, жизненные трудности, горе, чем люди нерелигиозные?

- Всегда. И этому есть вполне понятное объяснение. У верующих людей гораздо шире восприятие жизни. Например, верующий человек воспринимает смерть близких как временную разлуку и соответственно не настолько склонен впадать в отчаяние и уныние, как атеист, для которого жизнь кончается со смертью. Верующий человек понимает, что живет для вечности, что земная жизнь краткосрочна и во многом суетна, поэтому и он не настолько переживает из-за того, что чего-то недополучил в плане «человеческого счастья». У религиозного человека меньше фрустрации (чувство разочарования, неудовлетворённости из-за невозможности каким-либо образом повлиять на ситуацию - прим. О.Б.). Но речь идет о людях по-настоящему верующих, а не тех, кто формально является таковым.

- Можно ли сказать, что путь к сохранению душевного равновесия - в мудром, духовном отношении к скорбям? К такой мысли приходишь, когда читаешь размышления, наставления святых отцов о том, как относится к различным жизненным испытаниям...

- Да, всё верно. Но чтобы принять такое отношение к страданию, помимо веры необходимо еще и смирение. Этим драгоценным качеством мало кто обладает. Смирится, предаться воле Божией, довериться Ему, поверить в Его святой Промысл - на деле для многих это очень тяжело. Думаю, многие верующие люди с этим сталкивались, когда умом все понимаешь, а принять ситуацию крайне тяжело. И я по себе знаю, что это очень сложно. Бывают ситуации, которые настолько тебя «выбивают» - из-за того, что смирения нет.

Другое дело, что неверующий человек вообще не понимает, зачем всё ему ниспосылается. Для него вопрос смирения вообще не стоит. Он смиряется лишь когда вся ситуация против него.

- От чего зависит способность человека стойко переносить невзгоды? Есть люди, которые не выдерживают, есть те, кто мужественно переносит испытания.

- Периодически надламываются все. Все! Мы можем это наблюдать в житиях даже величайших святых. Кризисы могут переживать все. Другое дело, как люди их преодолевают, какие ресурсы их вытаскивают из кризисов и какие выводы они делают. Здесь, конечно, у православного человека гораздо больше возможностей, чем у всех.

Михаил Хасьминский - руководитель Центра кризисной психологии, созданного по благословению Святейшего Патриарха Алексия Второго при Патриаршем подворье храма Воскресения Христова на Семёновской.

Православие.FM

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Михаил Хасьминский:
Нужна самоизоляция от истерии СМИ
Кризисный психолог Михаил Хасьминский о суициде послушника Троице-Сергиевой лавры, а также о том, как сохранить спокойствие в эти нелегкие дни испытаний
01.05.2020
Нагнетание панических настроений надо жёстко пресекать
Ещё неясно, какой вирус опаснее - коронавирус либо информационное раздувание паники
20.03.2020
Обыкновенное мошенничество
Об американском исследовании, согласно которому «поколение миллениалов», родившихся в 1981—1996 годах, «ждет бедность и быстрая смерть»
13.11.2019
Кому выгоден этот фейк?
Православный психолог Михаил Хасьминский подверг сомнению статистику ВОЗ, согласно которой Россия занимает 3 место по числу самоубийств на 100 тыс. человек
16.09.2019
Все статьи автора
Последние комментарии
Ковид-кризис, мир и мы
Новый комментарий от Пётр
2020-08-08 15:24
Революция в «Двуглавом орле»
Новый комментарий от Наблюдатель
2020-08-08 14:58
«К нам запускают прямую цензуру»
Новый комментарий от
2020-08-08 14:55
В «Двуглавом орле» революция
Новый комментарий от Валерий Медведь
2020-08-08 13:54
«Внеконфессиональный богослов» Давыдов уволен из МДА
Новый комментарий от рБ Борис
2020-08-08 13:31