Поколение Z. Психологический портрет современной молодежи
Предисловие
Настоящая статья представляет собой текст выступления автора на круглом столе в Доме кино 4 марта 2019 года, где обсуждался видеопродукт, подготовленный в рамках проекта «Академия веры».
Этот продукт вызвал массовое возмущение среди православных священнослужителей, педагогов, культурологов, богословов и журналистов. Было направлено письмо на имя Патриарха Кирилла; итогом этих протестов и стало благословение священноначалия на проведение круглого стола. Во время него прозвучало немало аргументированных критических выступлений. Вскоре после круглого стола стали распространяться слухи об увольнении из синодальных структур некоторых из тех, кто сыграл ключевую роль в протестах.
Эта информация, к счастью, не подтвердилась, тем более что упоминавшиеся лица вообще не являются сотрудниками ни одного из синодальных отделов РПЦ. Однако появление подобных слухов весьма характерно: православные активисты, которые ревностно отстаивают нашу веру и культуру, постоянно ожидают удара со стороны тех, кто, по идее, должен бы возглавлять антимодернистское ревнительское движение! Мы продолжаем внимательно следить за развитием событий.
Перед тем как создавать фильмы, необходимо изучить особенности целевой аудитории, на которую рассчитан данный информационный продукт. В данном проекте - это невоцерковленная молодежь.
В связи с этим мне хотелось бы рассказать о психологических особенностях нашей современной молодежи.
Я являюсь практическим психологом, руководителем Центра психологической поддержки большого опорного вуза, крупнейшего на юге России; у нас 22 факультета, в состав нашего вуза входит множество филиалов, колледжей, есть даже кадетская школа, в них обучается около 47 тыс. студентов (этой самой невоцерковленной молодежи).
Центр психологической поддержки занимается психологическим сопровождением студентов в их профессиональном обучении и становлении в университете. Это комплексная, системная психологическая работа, включающая в себя психологическое просвещение, профилактику, психодиагностику, коррекционные занятия: в групповой (групповые тренинги) и индивидуальной (индивидуальные консультации) формах.
Каждый год в начале учебного года психологи занимаются Социально-психологической адаптацией студентов-первокурсников. Начинаем мы эту работу с диагностики, то есть проводим масштабное глубинное исследование психологических особенностей студентов, поступивших на первый курс, составляем психологический портрет наших первокурсников, узнаем, кто к нам поступил, в каком они находятся психологическом состоянии.
Представляю вам результаты исследования последнего учебного года (октябрь-ноябрь 2018 г.)
Итак, психологами Центра психологической поддержки ДГТУ были протестированы обучающиеся первых курсов всех факультетов. Всего в исследовании приняли участие 3837 первокурсников. Это молодые, невоцерковленные люди 17-18 лет. Сразу скажу, что исследование проводилось с помощью глубинных, валидных[1], клинических методик, изучающих психологическое ядро личности по разным параметрам. Это серьезное научное исследование с использованием статистической обработки данных с помощью факторного анализа.
В результате данного исследования были выявлены 4 группы обучающихся, нуждающиеся в особом психолого-педагогическом сопровождении, т.н. студенты «ГРУППЫ РИСКА»:
1. Тревожно-невротическая группа - 17 % обучающихся, имеющих склонность к фиксированным страхам, паническим реакциям, тенденции к невротизации, высоким уровнем тревожности, имеющих повышенную ранимость и чувствительность, склонность к депрессивным реакциям и суицидальным тенденциям.
2. Конфликтно-агрессивная группа - 16,1% обучающихся, имеющих склонность к агрессивным высказываниям и действиям. Крайняя степень конфликтности и агрессивности при выраженной ригидности нервных процессов может стать почвой для проявлений экстремизма.
3. Инфантильно-неустойчивая группа - 22,5% обучающихся, у которых наблюдаются несформированность навыков к преодолению трудностей, эмоциональная неустойчивость, снижение мотивационного и волевого компонента, эгоцентризм, демонстративность, неразборчивость в межличностных контактах, инфантильность, внутренний нравственный стержень слабо сформирован, ими легко манипулировать.
4. Дезадаптивно-интровертированная группа - 2,9 % обучающихся, у которых проявляется стремление к уходу в себя, свои переживания, в мир своего «я», что проявляется как замкнутость. Крайней степенью выраженности интроверсии является аутичность.
Причем, если сравнивать эти данные с результатами подобных исследований прошлых лет, можно говорить, что невротизация и психологическая неустойчивость молодых людей возрастает с каждым годом. Психика молодых людей находится просто в аварийном состоянии.
Казалось бы, молодые люди, амбициозные, вся жизнь впереди, обеспеченные, из хороших семей, поступившие в престижный вуз.
Что же происходит? В чем причина такого состояния молодых людей? Почему происходит такая общая невротизация молодежи?
И когда мы начали изучать этот вопрос, то выявили, что существует четкая причинно-следственная связь между ростом невротизации, депрессивного, агрессивного поведения у молодежи и тем информационным потоком, который ежедневно, ежечасно обрушивается на людей.
Наша молодежь сегодня очень уязвима, она находится в очень жестком, агрессивном информационном поле. Молодые люди впитывают как губки те установки, эмоциональные реакции и типы поведения, которые демонстрируются и пропагандируются в СМИ и которые входят в противоречие с нашими традиционными нравственными ценностями. Через образы, звуки, через информацию, нас учат, чего нам желать, что нам делать. Человек перестает думать собственным умом и быть самим собой.
Современная масскультура целенаправленно приучает людей любить безобразное. Сегодня мы говорим об информационной войне, которая психологически грамотно и целенаправленно ведется против нашего народа и ведет к переформатированию, к перекодированию сознания людей, особенно детей и молодежи.
Сегодня в СМИ агрессивное, распущенное поведение демонстрируется постоянно, и из-за частоты мелькания этого на экранах люди привыкают, и зло предстает в роли нормы, а то и добродетели; происходит стирание границ добра и зла: то, что раньше было плохо - теперь воспринимается как хорошее, модное и «крутое».
Из наших детей искусственно создают так называемое «поколение Z» с клиповым мышлением, инфантилизмом, раздутым эгоцентризмом и размытыми ценностями. А это очень пагубно сказывается на их психическом состоянии и психологическом благополучии.
Дело в том, что отказ от традиционной нравственности не может пройти бесследно. Есть законы физики, химии, биологии; знаем мы их или нет, они действуют. Есть и психические законы, которые также неизменны. И если человек начинает их нарушать, то это приводит к депрессии, агрессии, невротизации, суицидальным склонностям и психическим отклонениям.
Давайте рассмотрим проблему немного подробней. Так, находясь в логике потребления (а мы живем сейчас в обществе потребления), человек хочет иметь больше денег, славы, признания, ощущений, чувств, эмоций от них. Он начинает думать, что обязан (имеет право, должен, может) получить все, чего так страстно желает и о чем ему говорит реклама, но это не всегда получается. Мы - психологи называем это фрустрацией. Переживать фрустрацию означает не иметь возможности достичь желаемого. Эта невозможность часто выступает триггером для суицидального поведения. Сейчас культивируется необоснованно высокий уровень притязаний, всеми способами подпитывается эгоцентризм, гордыня. «Бери от жизни все, ты всего достоин, давай-давай, ты сможешь». Уровень притязаний высокий, а реальные достижения низкие, сам человек инфантильный, он реально не умеет решать задачи. Это приводит к глубокому внутреннему конфликту, к т.н. когнитивной триаде Бека: к негативной оценке себя, к склонности к негативной интерпретации текущих событий, негативному восприятию будущего. И вот вам депрессия, суицидальные мысли.
Да, к сожалению, молодой человек сейчас порой разговаривает на языке цинизма, который ему навязывается с экранов телевизора и мониторов компьютера, а потом сам же страдает от этого, в петлю лезет. Но когда ему становится плохо, он начинает искать место, где душа может отдохнуть и почувствовать умиротворение. И этим местом может стать Церковь. Православный храм - единственное место, как глоток чистой воды, где мирно и спокойно, где душа очищается от налипшей грязи и оживает.
А если в Церкви, не дай Бог, будет то же самое, что и везде (шуточки циничные, развязное поведение, с «расчлененкой»), то получится, что человеку некуда идти. Если сейчас молодой человек, который ничего не знает о вере, в трудной или даже тупиковой жизненной ситуации может в поисках выхода обратиться в храм, то после таких фильмов он точно будет знать, что в Церкви делать нечего, там то же самое, те же циники, с такими же шуточками.
«Если соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?»
Эти фильмы духовно отравляют молодежь, уничтожая на корню (в настоящем и будущем) благоговение перед святыней.
В этих фильмах широко используются манипулятивные технологии сознания, имеющие суггестивное воздействие.
Мы, психологи, уже изучили и можем разглядеть за красивой обверткой явные приемы манипуляции сознанием, такие как: подмена понятий, обращение к эмоциональной стороне восприятия, акцентирование внимания на второстепенных деталях, обращение к отрицательным уровням сознания, подмена объекта дискуссии, примитивизация оппонента, табулирование и антиреклама, создание мнимого образа, иллюзии и др. Обратимся к конкретным примерам.
Фильмы «Литургия» и «Троица»
1. В самих движениях, голосе демонстрируется развязное поведение, нет благопристойности в разговоре о святыне.
2. Непристойные намеки (Что сделали с ангелами в Содоме? «А чего можно ждать от содомитов?») Делается четкий акцент на содомском грехе, причем без порицания, с интересненьким намеком, очень интригующе, воображение само начинает дорисовывать. Зачем в фильме о Святой Троице делать акцент на грехе?
3. Подмена понятий: не иерархия изменилась при грехопадении (дух-душа-тело), а тело стало «расчлененкой» (!!!). Причем очень образно показывают «расчлененку». Именно это останется у зрителя в сознании после просмотра этого фильма (фильм «Литургия»). Отношение к человеческому телу пренебрежительное, циничное.
4. Ложные понятия исподволь внедряются в сознание ребенка, так как наше бессознательное частичку «не» не воспринимает. Идут четкие внушения: «Вы подумали о змее Горыныче, о Тринити из Матрицы» (фильм о Троице). «Мертвые - это зомби» (фильм «Литургия»).
5. Шизофренические тенденции: расчленение тела, раздвоение Христа, «Человек съел льва, лев съел человека»(???)
6. По окончании фильмов в сознании зрителя все понятия становятся размытыми и еще более запутанными, чем были до этого. Остается четкое ощущение, что все это какие-то предположения, нет ничего точного и истинного.
7. Разбираемые фильмы «отравляют» зрителя, искореняют на корню (в настоящем и в будущем) благоговение перед святыней, формируют циничное отношение к святому.
Мы, психологи, точно знаем, что как над смертью нельзя смеяться (так как обесценивается жизнь. Циничное отношение к смерти - это маркер суицидального поведения), так же и над святыней нельзя хохмить, так как ничего святого не останется, никаких ресурсов, ценностей, ничего доброго и светлого. Останется только одна безжизненная и тоскливая чернота в душе и низменные страсти. А это очень пагубно сказывается на психическом здоровье и психологическом благополучии нашей молодежи.
Мария Литвиненко
[1] Вали́дность - обоснованность и пригодность применения методик и результатов исследования в конкретных условиях. Более прикладное определение понятия «валидность» - мера соответствия методик и результатов исследования.