Наследники Святой Руси и знамение обновления икон

0
580
Время на чтение 7 минут

Русь любила Бога и Творца от своего Крещения в Днепровской купели. И почти тысячу лет она была послушна Богу, любила Троицу Святую, Восставшего от гроба Христа, Божию Матерь и всех святых. Она любила духоносные Божии службы, украсила лицо своей земли тысячами храмов и монастырей с золотыми куполами-луковками. Из своих детей она дала небу сонмы угодников Божиих и святых...

В сложные годы гонений и оскудения веры среди русских Благодать Божия посетила многие дома верующих через обновление икон, благословив людей Нового Израиля, наследников Святой Руси. Обновление икон, храмов, камней в их кладке, церковной утвари было безсловесной, но громогласной проповедью Православия. Это было свидетельство о Всемогуществе Божием, об истине пришествия Бога в мир через Деву, о Его искупительной жертве на Кресте и славном тридневном Воскресении, о примирении человека с Богом во Христе.

Обновление икон - духовная Пасха христиан.

У прекрасного русского писателя Владимира Солоухина есть рассказ «Черные доски». Этот рассказ посвящен старинным иконам. В этих иконах писатель советских времен, когда были закрыты храмы, чувствует и видит душу народа. В мастерской друзей-реставраторов он узнает, из-за чего иконописные образы со временем становятся темными. Из-за покрытия их олифой, которая чернеет по прошествии десятилетий. Так старинные иконы становятся от времени темными. Владимир Солоухин пишет, как стал свидетелем рукотворного чуда - реставраторы с помощью специального раствора бережно и аккуратно сняли со старинной иконы слой олифы, и под ним, к восторгу писателя, открылись яркие свежие краски, нанесенные мастером сто, а то и двести лет назад...

Благодаря работе реставраторов, сегодня мы можем познакомиться со многими иконописными шедеврами. Но в истории Святой Руси в ХХ веке было явлено удивительное чудо Самим Господом - в 1920-х годах происходило массовое обновление икон, потемневших еще много веков назад - в домах русских людей и в православных храмах.

Для того, чтобы понять, как происходило чудесное обновление икон, приведем описание лишь одного из подобных многочисленных событий. Одной из обновившихся икон стала главная святыня Китайской духовной миссии - Пекинская икона святителя Николая Чудотворца, принесенная пленными русскими казаками из крепости Албазин в китайскую столицу еще в 1685 году.

Архиепископ Пекинский Симон (Виноградов) свидетельствовал: «Прежде икона была совершенно темная, так что на ней трудно было разобрать изображение Святителя. При попытках снять с иконы фотографию выходили только венчик (металлический), навешанные крестики и общие очертания лика и облачения... В Николин день 5-6 декабря минувшего года (1923 - авт.), когда икона по обычаю была вынута из киота и стояла среди церкви, никто не замечал в ней каких-либо перемен. А в следующие две недели совершенно неуловимо для наблюдения произошла в иконе перемена: помимо общего проявления очертаний и теней обнаружились такие подробности, каких нет в копии. Особенно поразительно обновление омофора. На груди цвет омофора изменился из темного в светлый и обнаружились на нем красные кресты с таким же узором кругом <...> Заметно прояснились малые изображения Спасителя и Божией Матери по бокам, особенно Божией Матери. Фон иконы, особенно около головы и плеч, заметно просветлел. Самые венчики и оклад иконы блестят как бы почищенные.

Уповаем, что обновление иконы Св. Николая - этой нашей древней святыни - есть знамение нам во благо. Это событие - наше домашнее торжество. Оно много говорит сердцу верующих, составляющих здесь ничтожное меньшинство не только в отношении ко всему населению языческой страны, но быть может и к общей массе наших соотечественников и инославных христиан. 23 января 1924 г.».

Владыка Симон констатирует оскудение веры среди русских. Но так было не всегда. Русь веками хранила Святое Православие истинно и непорочно. За такую любовь Русь стала избранницей Божией. На Русь за много лет до падения Константинополя чудесным образом переместились византийские святыни, среди которых знаменитый чудотворный образ Пресвятой Богородицы Тихвинской, написанный апостолом Лукой и таинственно явленный на Руси в 1383 году.

В 1920-х, 1940-х годах русские люди стали свидетелями великого проявления силы Божией и благоволения к немногочисленным наследникам Святой Руси, которая спешно упрятывалась и укрывалась красными знаменами безбожия и неверия, духовно ослабевала и теряла веру. Чтобы не иссякла вера совсем, Господь послал Свои благодатные знамения. В эти сложные годы, главным образом по границам Руси, волнами прошло обновление икон. На глазах у тысяч людей неведомою силою происходило чудо. Как будто какая благодатная река омыла Русскую землю - здесь и там в определенной хронологической последовательности в домах простых людей, благочестивых верующих и даже неверующих сами собой обновились иконы. Обновились моментально с сопровождением вспышек света, или постепенно, в течение нескольких дней. Простые дешевые бумажные иконки или напечатанные на жести, старинные родовые образа, потемневшие от времени, где-то закапанные воском, где-то поврежденные. Пребывающие в простой и бедной обстановке. Все они обновлялись вместе с киотами, вместе с дешевой фольгой, служащей бесхитростным украшением, обновлялись вместе со старыми акафистными книжечками, лежащими рядом. Святые изображения светлели, краски становились яркими, трещинки в красках затягивались, надрезы на бумажных иконах срастались, оставляя лишь небольшие рубчики в память о чуде.

Из всех случаев обновления икон не известно ни одного произошедшего в домах богатых или знатных людей. Иконы обновлялись только в простых бедных жилищах, где теплилась вера. Обновлялись и целые храмы, как это было в Киеве со Скорбященской церковью - со всеми куполами, крестами, настенными изображениями, хоругвями, иконами, плащаничками... От обновленных икон нередко происходили исцеления. Свидетелями таких чудес были сотни тысяч людей, которым теперь запрещали верить в Бога. И не только православные. Такие обновления происходили порой и в домах большевиков и неверующих людей, где хранились иконы как память о родителях. А в Киеве об обновлении куполов и крестов сообщали иудеи, собравшиеся на площади посмотреть чудо. Тем самым Господь свидетельствовал и иноверным о Себе.

Такое проявление Силы Божией длилось несколько лет - одновременно оно началось на Юге России - в Киеве, Ростове-на-Дону и в Приморской и Харбинской епархиях - в 1923-1925 годах. Об обновлении икон на Дальнем Востоке в 1925 году в Харбине вышла книга архиепископа Харбинского Мефодия (Герасимова) «О знамении обновления святых икон». В Приморье обновление началось с пограничного поселка Гродеково весной 1923 года, затронуло Владивосток, окрестные села, затем началось в Харбине, на КВЖД, в Пекине. Обновлялись домовые иконы, купола, кресты храмов, ворота и надвратные иконы в Амурской области, Благовещенске и селах. На Дальнем Востоке обновилось больше всего икон - около 300. Вероятно, из-за особого почитания чаще всего обновлялись образы Божией Матери, святителя Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца.

Обновления святынь шли в 1920-х годах в Петроградской и Псковской епархиях, там обновилось около 150 икон. После победы в Великой Отечественной войне в 1945-1950-х годах началось массовое обновление икон в некоторых областях Белоруссии и на Кубани. Современные исследователи видят в этих процессах знамение Божие. Господь укреплял своих людей в условиях окончания Гражданской войны и победы безбожной власти. Многие села Западной Белоруссии после Великой Отечественной войны впервые столкнулись с вызовом коллективизации, от вступления в колхозы глубоко верующие люди старались уклоняться. Как раз в этот период на Кубани и в Западной Белоруссии тоже началось обновление святых икон.

Часто обновлялись иконы у тех владельцев, которые перед этим ходили посмотреть на обновившиеся образы в других домах, и когда в их душах просыпались благоговейные чувства. Для большей части свидетелей такие чудеса обернулись укреплением и углублением их веры. Они духовно встретились с Господом, укрепились в исповедническом пути перед лицом гонителей Христа и всех грядущих невзгод - об этом уже в современности свидетельствовали очевидцы обновления икон на Кубани.

Господь обновил очень многие родовые иконы, которые бережно хранились в семьях как родительское благословение. Составитель книги об обновлении икон на Дальнем Востоке архиепископ Харбинский Мефодий, считает, что среди всех обновившихся икон родовых и родительских было большинство. Чудо как будто зримо проявило молитвы целых поколений перед святыми образами. Архиепископ Мефодий пишет: «Какая молитва может быть сильнее, искреннее, пламеннее, как молитва родительская? Эта искренняя, исходящая из глубины самой души, эта огненная молитва как бы проникла самое вещество иконы и проявила свою силу через десятки лет, иногда столетия, благодатным обновлением их...».

Господь и этим дал нам урок. Владыка Мефодий в своей книжке об обновлении икон, по слову Библии, призывает родителей благословлять, а не проклинать детей, а детей - ценить родительской благословение.
Это событие напоминает прохождение ангелом Господним в ветхие израильские времена по земле Египетской. Когда в ночь первой ветхозаветной Пасхи, ночь избавления и выхода из плена, Господом был поражен каждый первенец в земле Египетской - от человека до скота - а евреи были спасены, помазав косяки дверей своих жилищ жертвенной кровью пасхального агнца.

В 1920-е годы Святая Русь распиналась. Тогда, по слову архиепископа Харбинского, «рука безбожной власти сняла все драгоценные украшения со святых икон, изъяла все священные ценности из храмов, взяла все, что с молитвой было принесено в течение веков верующим народом в дар Богу. Но, утешая страждущие души верных рабов своих, взамен тленных ценностей милосердый Господь украсил святые иконы и храмы нетленною духовною красотою».

Тогда обезумевшие люди, подобно окружавшим Господа на Кресте, хулили Его. «...человек восстал на Самого Всевышнего и ... отверзе уста своя в хуление к Богу». Обновив иконы, Господь зримо явил Свою силу - Он мог испепелить всех безбожников и хулителей, как когда-то мог в одно мгновение уничтожить синедрион, Понтия Пилата и всех пригвождавших Его к Кресту. Но Господь уважает нашу свободную волю и наш свободный выбор в сторону зла или добра, спасения или вечной погибели...

И, как пишут свидетели чуда обновления икон: «среди смрадной мглы неверия и безбожия блеснул яркий луч благодати Божией в дивных знамениях обновления святых икон». За Крестом следует только Воскресение! Вечная победа Жизни над смертью. Христос Воскресе!

Владислава Николаевна Романова,
Центр церковно-государственных
отношений «Берег Рус»

Русь державная

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владислава Романова
Божественный свет с таежных дальневосточных сопок
К 30-летию восстановления Рождество-Богородицкого женского монастыря близ села Линевичи в южном Приморье и 25-летию игуменства настоятельницы обители матушки Варвары (Волгиной)
13.01.2024
Кому нужен «левый поворот» в советское прошлое?
Здравомыслящей части русского народа он не нужен
03.01.2024
Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого)
Глава VI. Служение архиепископа Вениамина в Чувашии (1973 – 1976 годы)
16.11.2023
Жива Русь Православная! И будет жить во веки веков!
Поздравление с 85-летием митрополита Вениамина (Пушкаря)
07.11.2023
Все статьи Владислава Романова
Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06