Русь любила Бога и Творца от своего Крещения в Днепровской купели. И почти тысячу лет она была послушна Богу, любила Троицу Святую, Восставшего от гроба Христа, Божию Матерь и всех святых. Она любила духоносные Божии службы, украсила лицо своей земли тысячами храмов и монастырей с золотыми куполами-луковками. Из своих детей она дала небу сонмы угодников Божиих и святых...
В сложные годы гонений и
оскудения веры среди русских Благодать Божия посетила многие дома
верующих через обновление икон, благословив людей Нового Израиля,
наследников Святой Руси. Обновление икон, храмов, камней в их кладке,
церковной утвари было безсловесной, но громогласной проповедью
Православия. Это было свидетельство о Всемогуществе Божием, об истине
пришествия Бога в мир через Деву, о Его искупительной жертве на Кресте и
славном тридневном Воскресении, о примирении человека с Богом во
Христе.
Обновление икон - духовная Пасха христиан.
У
прекрасного русского писателя Владимира Солоухина есть рассказ «Черные
доски». Этот рассказ посвящен старинным иконам. В этих иконах писатель
советских времен, когда были закрыты храмы, чувствует и видит душу
народа. В мастерской друзей-реставраторов он узнает, из-за чего
иконописные образы со временем становятся темными. Из-за покрытия их
олифой, которая чернеет по прошествии десятилетий. Так старинные иконы
становятся от времени темными. Владимир Солоухин пишет, как стал
свидетелем рукотворного чуда - реставраторы с помощью специального
раствора бережно и аккуратно сняли со старинной иконы слой олифы, и под
ним, к восторгу писателя, открылись яркие свежие краски, нанесенные
мастером сто, а то и двести лет назад...
Благодаря работе
реставраторов, сегодня мы можем познакомиться со многими иконописными
шедеврами. Но в истории Святой Руси в ХХ веке было явлено удивительное
чудо Самим Господом - в 1920-х годах происходило массовое обновление
икон, потемневших еще много веков назад - в домах русских людей и в
православных храмах.
Для того, чтобы понять, как происходило
чудесное обновление икон, приведем описание лишь одного из подобных
многочисленных событий. Одной из обновившихся икон стала главная святыня
Китайской духовной миссии - Пекинская икона святителя Николая
Чудотворца, принесенная пленными русскими казаками из крепости Албазин в
китайскую столицу еще в 1685 году.
Архиепископ Пекинский Симон
(Виноградов) свидетельствовал: «Прежде икона была совершенно темная,
так что на ней трудно было разобрать изображение Святителя. При попытках
снять с иконы фотографию выходили только венчик (металлический),
навешанные крестики и общие очертания лика и облачения... В Николин день
5-6 декабря минувшего года (1923 - авт.), когда икона по обычаю была
вынута из киота и стояла среди церкви, никто не замечал в ней каких-либо
перемен. А в следующие две недели совершенно неуловимо для наблюдения
произошла в иконе перемена: помимо общего проявления очертаний и теней
обнаружились такие подробности, каких нет в копии. Особенно поразительно
обновление омофора. На груди цвет омофора изменился из темного в
светлый и обнаружились на нем красные кресты с таким же узором кругом
<...> Заметно прояснились малые изображения Спасителя и Божией
Матери по бокам, особенно Божией Матери. Фон иконы, особенно около
головы и плеч, заметно просветлел. Самые венчики и оклад иконы блестят
как бы почищенные.
Уповаем, что обновление иконы Св. Николая -
этой нашей древней святыни - есть знамение нам во благо. Это событие -
наше домашнее торжество. Оно много говорит сердцу верующих, составляющих
здесь ничтожное меньшинство не только в отношении ко всему населению
языческой страны, но быть может и к общей массе наших соотечественников и
инославных христиан. 23 января 1924 г.».
Владыка Симон
констатирует оскудение веры среди русских. Но так было не всегда. Русь
веками хранила Святое Православие истинно и непорочно. За такую любовь
Русь стала избранницей Божией. На Русь за много лет до падения
Константинополя чудесным образом переместились византийские святыни,
среди которых знаменитый чудотворный образ Пресвятой Богородицы
Тихвинской, написанный апостолом Лукой и таинственно явленный на Руси в
1383 году.
В 1920-х, 1940-х годах русские люди стали
свидетелями великого проявления силы Божией и благоволения к
немногочисленным наследникам Святой Руси, которая спешно упрятывалась и
укрывалась красными знаменами безбожия и неверия, духовно ослабевала и
теряла веру. Чтобы не иссякла вера совсем, Господь послал Свои
благодатные знамения. В эти сложные годы, главным образом по границам
Руси, волнами прошло обновление икон. На глазах у тысяч людей неведомою
силою происходило чудо. Как будто какая благодатная река омыла Русскую
землю - здесь и там в определенной хронологической последовательности в
домах простых людей, благочестивых верующих и даже неверующих сами собой
обновились иконы. Обновились моментально с сопровождением вспышек
света, или постепенно, в течение нескольких дней. Простые дешевые
бумажные иконки или напечатанные на жести, старинные родовые образа,
потемневшие от времени, где-то закапанные воском, где-то поврежденные.
Пребывающие в простой и бедной обстановке. Все они обновлялись вместе с
киотами, вместе с дешевой фольгой, служащей бесхитростным украшением,
обновлялись вместе со старыми акафистными книжечками, лежащими рядом.
Святые изображения светлели, краски становились яркими, трещинки в
красках затягивались, надрезы на бумажных иконах срастались, оставляя
лишь небольшие рубчики в память о чуде.
Из всех случаев
обновления икон не известно ни одного произошедшего в домах богатых или
знатных людей. Иконы обновлялись только в простых бедных жилищах, где
теплилась вера. Обновлялись и целые храмы, как это было в Киеве со
Скорбященской церковью - со всеми куполами, крестами, настенными
изображениями, хоругвями, иконами, плащаничками... От обновленных икон
нередко происходили исцеления. Свидетелями таких чудес были сотни тысяч
людей, которым теперь запрещали верить в Бога. И не только православные.
Такие обновления происходили порой и в домах большевиков и неверующих
людей, где хранились иконы как память о родителях. А в Киеве об
обновлении куполов и крестов сообщали иудеи, собравшиеся на площади
посмотреть чудо. Тем самым Господь свидетельствовал и иноверным о Себе.
Такое проявление Силы Божией длилось несколько лет - одновременно оно
началось на Юге России - в Киеве, Ростове-на-Дону и в Приморской и
Харбинской епархиях - в 1923-1925 годах. Об обновлении икон на Дальнем
Востоке в 1925 году в Харбине вышла книга архиепископа Харбинского
Мефодия (Герасимова) «О знамении обновления святых икон». В Приморье
обновление началось с пограничного поселка Гродеково весной 1923 года,
затронуло Владивосток, окрестные села, затем началось в Харбине, на
КВЖД, в Пекине. Обновлялись домовые иконы, купола, кресты храмов, ворота
и надвратные иконы в Амурской области, Благовещенске и селах. На
Дальнем Востоке обновилось больше всего икон - около 300. Вероятно,
из-за особого почитания чаще всего обновлялись образы Божией Матери,
святителя Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца.
Обновления святынь шли в 1920-х годах в Петроградской и Псковской
епархиях, там обновилось около 150 икон. После победы в Великой
Отечественной войне в 1945-1950-х годах началось массовое обновление
икон в некоторых областях Белоруссии и на Кубани. Современные
исследователи видят в этих процессах знамение Божие. Господь укреплял
своих людей в условиях окончания Гражданской войны и победы безбожной
власти. Многие села Западной Белоруссии после Великой Отечественной
войны впервые столкнулись с вызовом коллективизации, от вступления в
колхозы глубоко верующие люди старались уклоняться. Как раз в этот
период на Кубани и в Западной Белоруссии тоже началось обновление святых
икон.
Часто обновлялись иконы у тех владельцев, которые перед
этим ходили посмотреть на обновившиеся образы в других домах, и когда в
их душах просыпались благоговейные чувства. Для большей части свидетелей
такие чудеса обернулись укреплением и углублением их веры. Они духовно
встретились с Господом, укрепились в исповедническом пути перед лицом
гонителей Христа и всех грядущих невзгод - об этом уже в современности
свидетельствовали очевидцы обновления икон на Кубани.
Господь
обновил очень многие родовые иконы, которые бережно хранились в семьях
как родительское благословение. Составитель книги об обновлении икон на
Дальнем Востоке архиепископ Харбинский Мефодий, считает, что среди всех
обновившихся икон родовых и родительских было большинство. Чудо как
будто зримо проявило молитвы целых поколений перед святыми образами.
Архиепископ Мефодий пишет: «Какая молитва может быть сильнее, искреннее,
пламеннее, как молитва родительская? Эта искренняя, исходящая из
глубины самой души, эта огненная молитва как бы проникла самое вещество
иконы и проявила свою силу через десятки лет, иногда столетия,
благодатным обновлением их...».
Господь и этим дал нам урок.
Владыка Мефодий в своей книжке об обновлении икон, по слову Библии,
призывает родителей благословлять, а не проклинать детей, а детей -
ценить родительской благословение.
Это событие напоминает
прохождение ангелом Господним в ветхие израильские времена по земле
Египетской. Когда в ночь первой ветхозаветной Пасхи, ночь избавления и
выхода из плена, Господом был поражен каждый первенец в земле Египетской
- от человека до скота - а евреи были спасены, помазав косяки дверей
своих жилищ жертвенной кровью пасхального агнца.
В 1920-е годы
Святая Русь распиналась. Тогда, по слову архиепископа Харбинского, «рука
безбожной власти сняла все драгоценные украшения со святых икон, изъяла
все священные ценности из храмов, взяла все, что с молитвой было
принесено в течение веков верующим народом в дар Богу. Но, утешая
страждущие души верных рабов своих, взамен тленных ценностей милосердый
Господь украсил святые иконы и храмы нетленною духовною красотою».
Тогда обезумевшие люди, подобно окружавшим Господа на Кресте, хулили
Его. «...человек восстал на Самого Всевышнего и ... отверзе уста своя в
хуление к Богу». Обновив иконы, Господь зримо явил Свою силу - Он мог
испепелить всех безбожников и хулителей, как когда-то мог в одно
мгновение уничтожить синедрион, Понтия Пилата и всех пригвождавших Его к
Кресту. Но Господь уважает нашу свободную волю и наш свободный выбор в
сторону зла или добра, спасения или вечной погибели...
И, как
пишут свидетели чуда обновления икон: «среди смрадной мглы неверия и
безбожия блеснул яркий луч благодати Божией в дивных знамениях
обновления святых икон». За Крестом следует только Воскресение! Вечная
победа Жизни над смертью. Христос Воскресе!
Владислава Николаевна Романова,
Центр церковно-государственных
отношений «Берег Рус»