А незадолго до этого в Федерации еврейских общин России (ФЕОР) сообщили, что за 20 лет бизнесмен пожертвовал на поддержку еврейских общин по всему миру около 500 млн долларов. Президент федерации еврейских общин раввин Александр Борода в интервью The Jerusalem Post годичной давности заявил, что благодаря Абрамовичу проходит порядка 80% всех еврейских мероприятий в России. «Он сам никогда об этом не говорит, но я хочу, чтобы люди, которые не знают, откуда все это, были в курсе - это все благодаря ему (Абрамовичу)», - сказал раввин. По его словам, Абрамович оказывал поддержку в той или иной степени всем 160 еврейским общинам в России, зарегистрированным в ФЕОР. В ноябре прошлого года миллиардер вошел в попечительский совет московского Еврейского музея и центра толерантности, что явилось не формальностью, а подтверждением статуса олигарха - с момента основания музея Роман Абрамович был его меценатом.
Абрамович, как известно, сделал свое состояние на приватизации народной государственной собственности России. Теперь большая часть этих средств идет на развитие Израиля (в мае 2018 года он получил гражданство Израиля и перебрался в эту страну. - А.С.), до этого - в Великобритании (компания «Евраз», Клуб «Челси» и т.д. - А.С.). А его благотворительность в России в значительной степени направлена, как видим, на нужды еврейских общин России, центра толерантности. Здесь серьезный вопрос: насколько справедливо, адекватно и пропорционально общегосударственным нуждам используются средства, изначально полученные в России на приватизации собственности фактически всех граждан России? Но сейчас хочется задаться другим вопросом: где русские меценаты? где русские предприниматели, которые способны жертвовать на интересы государствообразующего народа, русской культуры, общегосударственные задачи?
Разговоры о том, что весь бизнес еврейский, несколько преувеличены. В России множество русских и православных предпринимателей. Есть, конечно, и примеры благотворительности с их стороны - скажем, православных фондов по развитию или поддержке отдельных направлений. Но эти фонды и направления имеют локальный, часто персонифицированный характер. Их эффективность в масштабах страны стремится к нулю. Например, не находится даже мизерных средств (говоря соразмерно решаемому вопросу) на поддержку Международного фонда славянской письменности и культуры (Москва, Черниговский переулок), который до сих пор под угрозой ликвидации. Институт русской цивилизации (Москва, Большой Предтеченский переулок) осуществляет свою деятельность в большей степени на чистом энтузиазме.
Можно говорить и о направлениях деятельности, которые пробуксовывают из-за отсутствия средств:
- изложение основ Русской идеи;
- защита прав русских в целом и в каждом отдельном случае ущемления прав русских;
- деятельность координационного центра русских организаций;
- иные направления.
На все это нужны хоть минимальные, но реальные средства, которых нет.
Налицо отсутствие общего вектора направленности и использования русского капитала. Более того, отсутствие понимания необходимости поддержки русских институтов и сфер деятельности. Необходимо объединение усилий национально-патриотических сил России с деловой, предпринимательской национальной элитой.
Именно к этому хочется призвать православных, патриотических предпринимателей и деловые сообщества. Иначе всех русских, независимо от их уровня достатка, будет ждать небытие.
Андрей СОШЕНКО