Ещё к вопросу о миссии мирянина

0
408
Время на чтение 5 минут

Источник: Православная жизнь

Несколько десятилетий назад, когда я был студентом филологического факультета и только-только начинал ходить в храм, мне пришлось стать свидетелем весьма любопытного случая. Некий мой знакомый, такой же студент и такой же новоначальный в вере человек, узнал, что наша общая подруга, католичка, попала под машину и лежит в больнице со сломанной ногой.

– Нужно ей помочь! – воскликнул он, позвал с собой меня и тотчас отправился в больницу обращать её в православие. Его миссионерство было чрезвычайно оригинально, а именно: войдя в палату, он стал говорить пострадавшей, что все её несчастья целиком проистекают от заблуждения в вере, что ей нужно немедленно принять истину, иначе её снова собьет машина, но уже побольше, например, грузовик или асфальтовый каток.

Знакомая, впрочем, не отреагировала на его призывы. Но он считал, что выполнил свой долг, воззвал таким образом к заблудшей душе и уж, конечно, не его вина в том, что она была так упорна в своём заблуждении.

Хотя на самом деле бедняга просто не знал о том, что, кроме миссии слова, существует ещё и миссия отношения, как, например, святой Алексий Мечев, когда к нему приходили страдающие люди, спрашивал их не «Как веруешь?», а «Где болит?». И этим больше открывал суть православия, чем спорами о вере.

С самых древних времен случилось так, что, даже приходя в храм, мы далеко не всегда видим красоту христианства. Но уж если мы её видим и при этом имеем доброе расположение, то эта красота очарует нас.

Меня всегда особенно поражала красота человеческих отношений, когда я приезжал к известным афонским и греческим старцам.

В Петру, монастырь старца Дионисия Каламбокаса, я приехал вечером. Окончив все дела, с этим связанные, я вошел в трапезную и попросил разрешения остаться тут на несколько часов, объяснив, что я писатель и мне необходимо записать дорожные впечатления. Монахи были столь добры, что, хотя я и пробыл в трапезной до глубокой ночи, никто никак не тревожил меня. Только кто-то из братии предлагал покушать, чтобы я не слишком утомлялся. Не знаю, во сколько легли те, кто должен был смотреть за трапезной, но такое необыкновенное гостеприимство не могло не тронуть. Каждый монах был радостен и выражал свою радость по-своему. Один брат, широкоплечий и статный, увидев моего сопровождающего, тоже монаха, широко улыбнулся и приподнял его в воздух. Так он проявлял наполнявшие его добрые чувства. Монахи входили и выходили, со всех концов мира прибывали запоздалые гости – их немедленно садили за стол и кормили. И я заметил, что каждый инок тут прекрасен по-своему, никто не копирует друг друга, но все по-особому раскрываются в столь желанном людям Духе Святом. Если что у них и было общим, так это жажда сделать всё для всех вокруг, чтобы каждый знал ту же радость, что и они. Если в мире встретить хотя бы одного такого человека – захочешь жить дальше, любить, превозмогать и творить. А здесь, на небольшом клочке земли, было собрано несколько десятков настоящих людей, а потому, несмотря на дождливый ноябрь, казалось, что сама природа вокруг ликует и говорит каждому: «Нашла человека!».

Поразила меня и иконная лавка. Во-первых, она совершенно не запирается. Деньги и писаные иконы лежат там безо всякого присмотра, а на моё удивление старый монах отвечал:

– Мы здесь всем доверяем.

Попробуйте представить себе такой магазин в своей стране, и вы почувствуете разницу...

Во-вторых, никто здесь не знал цен на иконы. Никто не хотел даже торговать. Спустя неделю мы встретили молодого француза-паломника, который три года назад видел, как некий монах тут что-то продавал. Француз запомнил цены. Мой друг был в состоянии купить себе что-то в лавке, но торговля велась совсем не по магазинным правилам.

Приведу разговор друга с французом.
– Это сколько стоит?
– Пять евро.
– А можно взять несколько таких за три?
– Берите...
– А эти иконы сколько? (Указывает на ящик.)
– Это бесплатно. На раздачу для бедных.
– А можно взять для больницы все?
– Берите.
– А эти? (Указывает на другой ящик.)
– Эти тоже бесплатно.
– А все можно взять?
– Конечно!

В итоге мой друг и француз вышли из лавки нагруженные сумками. Француз озадаченно спрашивал:
– У вас что, иконы не пишут?
На это друг отвечал:
– Пишут, но мало.


Для всякого ищущего человека очень важно проложить эту дорожку от ложности человеческих отношений, которой много и в храмах, до той красоты, которой Церковь является на самом деле. Важно миссионерство среди знающих о Боге, но не имеющих о Нём ещё святоотеческого, светлого представления. И пускай этого светлого знания о Боге мало кто ищет, но среди людей всегда есть те, кто хотел бы открыть красоту и традицию Духа, предощущая особым образом, что Церковь это нечто иное, чем ссоры входящих в неё людей, иное, чем формализм и косность, иное, чем неприятие культуры и знания.

Первыми такими миссионерами в мире были пророки и Иоанн Креститель. В Иудее основным духовным течением был формализм фарисеев, и пророки обращались ко всем способным услышать, и говорили, что вера – это живое отношение к Богу, а не соблюдение тех или иных правил. По сути, пророки первыми провозгласили то, что Блаженный Августин сформулировал как «любить Бога и делать что хочешь». Лучшие из людей того времени собирались вокруг пророков, потому что слово их было живым и они говорили иначе, чем книжники и фарисеи.

Первые ученики Христа были учениками Иоанна Крестителя. Это не случайно. Чтобы человек пришел ко Христу, ему нужно сначала захотеть настоящести и в себе, и в мире, той настоящести, когда жизнь проникнута Духом Святым, когда человек имеет силу сказать всему неважному – не важно, когда человек желает умножать красоту и добро. Именно в эту настоящесть и приводили людей пророки, о ней говорили апостолы. И парадоксальным образом эту настоящесть бывает очень сложно расслышать именно в храмовом пространстве. Потому проповедь пророков и апостолов всегда вызывала скандал – формалистам и умникам любого века невыносимо слушать, что важны не их заслуги, а благодать, которая дается только за жизнь для других, а не за количество прочитанных книг, дипломов и не за умение составлять библиографию к диссертации.

Глубина и радость – вот апостольство современного христианина, убеждающее других, что всё, во что он верит, истинно. Я знаю одну замечательную девушку, которой старец Дионисий сказал, что её важнейшее миссионерство заключается в её улыбке и радости, глядя на которые и другие люди понимают, что христианство – счастье.

Артем Перлик

Источник: Православная жизнь

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Артем Перлик
Все статьи Артем Перлик
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28