Источник: Русский вестник
«Русский Вестник» не единожды обращал внимание на критическую ситуацию в льняном комплексе России, являвшемся в течение многих столетий одним из основных секторов отечественной экономики. Но, к сожалению, этот комплекс переживает все более глубокий кризис. Вследствие чего отечественное льноводство рискует вскоре стать достоянием архивов. Или в лучшем случае сырьевым «филиалом» зарубежных текстильных мощностей.
Таковы прогнозы состоявшейся 22 октября Общеотраслевой конференции Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности (Союзлегпрома). Между тем, кроме «просительных» писем в ведомства по этой проблеме, ничего конкретного, чтобы хотя бы замедлить углубление льняного кризиса, ни бизнес, ни работники отрасли не предпринимают. Видимо, до сих пор действует некая уверенность, что ведомства вот-вот поймут пагубность своей экономической политики и, вроде града Китежа, быстро будут менять ситуацию. Хотя кризис в этой отрасли (и не только в этой) развивался еще с начала 80-х, но чиновники и местные власти, похоже, боялись и поныне боятся потерять свои посты, столь привилегированные в материальном плане.
Тем временем, хотя с 2016–2018 гг. льняной отрасли, причем после 30-летней «паузы» (!), оказывается государственная поддержка, она лишь на треть обеспечивает потребности в финансовых, материально-технических ресурсах, семенном материале. Оборудование в этом сегменте экономики давно изношенное, и если оно и поставляется льнохозяйствам и переработчикам льна, то исключительно импортное – в основном из Китая, Белоруссии, стран Западной Европы. Причем это, опять-таки, не более трети от спроса отрасли на оборудование, а российских программ по его производству нет, подчеркнем, еще со второй половины 1980-х. И даже не предвидится...
При этом реальные (а не «отчетные» для правительства РФ) посевные площади подо льном в России к настоящему времени, что тоже отмечалось на форуме, даже на 10% меньше, чем в Белоруссии, где этой отрасли с середины 1990-х оказывается растущая господдержка.
Что же касается бизнес-проектов в льняном комплексе РФ, то, как отмечалось на форуме, они в преобладающем большинстве невыгодны. Прежде всего из-за налогового бремени и доминирования импорта. А такой импорт несопоставимо дешевле по сравнению с вложениями в российские льняные проекты. Ибо «на выходе» готовая продукция изо льна оказывается минимум вдвое дороже в рознице по сравнению с импортной.
Вот и получается, что российское производство товаров изо льна к настоящему времени не более чем на 20% обеспечивает внутренний спрос. А импорт – это в основном продукты переработки российского же льна и его полуфабрикатов, так как им в упомянутых условиях «уготован» растущий экспорт в зарубежье, причем по заниженным ценам (надо же хоть как-то что-то сбыть. – А.Ч.). А среди поставщиков готовой льнопродукции в РФ не только, например, КНР, Белоруссия, Франция, Германия, Австрия, Польша. Но даже «миниатюрные» Люксембург, Мальта, Словения, Бельгия, Латвия, Эстония...
Причем ввозимая продукция – это не только товары легпрома, но также разнообразные продукты комплексной льнопереработки, используемые, напомним, и в машиностроении, и в стройиндустрии, и в химпроме, и в пищепроме, и в сфере медицины. Словом, русский лен «бесхозным» не останется. Для иностранных переработчиков и торгового бизнеса. А вот насчет «импортозамещения», рекламируемого бизнесом и особенно властями – о чем можно говорить, когда оборудование почти для всех отраслей в РФ – импортное и отнюдь не всегда качественное. Зато преобладающая его часть ввозится в РФ беспошлинно.
А. ЧИЧКИН
Источник: Русский вестник