Новая страница в истории торгового мореплавания
27 сентября 2018 года в Санкт-Петербурге должен завершить свой маршрут по Северному морскому пути (СМП) контейнеровоз Venta Maersk, принадлежащий крупнейшему датскому контейнерному холдингу Maersk. Это первая в мире отправка рефрижераторных контейнеров по Северному морскому пути. Проходку поддерживает российская госкорпорация «Атомфлот», на борту датского судна находятся российские специалисты, имеющие опыт арктической навигации.
«Это рейс, пролегающий от Владивостока до Санкт-Петербурга с заходом предварительно в корейский Пусан и затем в германский Бремерхафен, без преувеличения открывает новую страницу в истории торгового мореплавания, подтверждает безопасность, эффективность и востребованность российской Арктики, всего Северного морского пути как международного коридора», - сказал президент России В. Путин, выступая на IV Восточном экономическом форуме, проходившем 11-13 сентября во Владивостоке.
Северный морской путь проходит по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово). Его протяжённость от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5,6 тыс. км. Судно Venta Maersk, гружёное камчатской рыбой, вышло из порта Восточный 26 августа. Обычно такие грузы доставляются по Транссибу или через Суэцкий канал. С географической точки зрения выгоды потенциально альтернативного маршрута бесспорны: расстояние от порта Восточный до Санкт-Петербурга по Северному морскому пути составляет свыше 14 тыс. км, а по океанскому маршруту через Суэцкий канал - свыше 23 тыс. км.
По информации «Росатомфлота», 11 сентября атомный ледокол «50 лет Победы», принадлежащий «Росатому», завершил проводку контейнеровоза Venta Maersk, обеспечив безопасный переход судна от кромки льдов Восточно-Сибирского моря до кромки льдов в море Лаптевых.
Главная задача рейса Venta Maersk, как её видят в России, - доказательство того, что Русская Арктика может стать альтернативой Суэцкому каналу на пути из Азии в Европу. Датчане, называя экспедицию «тестом» с целью определения безопасности мореплавания при наличии грузовой базы (российской рыбопродукции), говорят об этом более сдержанно: холдинг Maersk проводит оценку коммерческой целесообразности перевозок по Северному морскому пути.
Превратить СМП в альтернативу Суэцкому каналу непросто, здесь предстоят колоссальные работы. Многое на Русском Севере упущено. Первое сквозное плавание Северным морским путём совершило в 1932 году советское судно «Александр Сибиряков», прошедшее маршрутом из Архангельска во Владивосток. После похода «Сибирякова» постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 17 декабря 1932 г. было образовано Главное управление Северного морского пути, задачей которого ставилось «продолжить окончательно Морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути».
Однако в 1960-х годах работы по строительству Трансарктической железной дороги были фактически прекращены, и даже освоенные участки Северного морского пути были ограничены исключительно «внутренним потреблением».
В результате в 2017 году объём грузовых перевозок по Севморпути составлял 10,7 млн тонн грузов, тогда как через Суэцкий канал по итогам 2017 года прошло 1,041 млрд т грузов.
В послании к Федеральному Собранию 1 марта 2018 года В. Путин назвал Севморпуть «ключом к развитию русской Арктики и регионов Дальнего Востока». К 2025 году грузопоток здесь должен вырасти до 80 млн тонн. Рост грузооборота должен быть обеспечен вводом новых мощностей по производству СПГ, в частности завода «Арктик-СПГ», первая линия которого будет запущена в 2022-2023 годах, а также разработкой новых нефтегазовых месторождений.
В августе 2018 года правительство России одобрило проект «Северный широтный ход» (железнодорожная магистраль в Ямало-Ненецком автономном округе протяжённостью 707 километров). Эта дорога рассматривается как наземная часть Северного морского пути, она свяжет полуостров Ямал (самую перспективную часть Арктики) с Большой землёй. Созданию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта на маршруте Обская - Салехард - Надым уже дан старт.
Одновременно принимаются решения по крупнотоннажному ледокольному флоту. На вывозе газа с проекта «Ямал СПГ» будут работать 15 СПГ-танкеров ледового класса, рассчитанных на эксплуатацию при температурах до минус 50 градусов и прохождение льдов толщиной более 2 метров.
СМП имеет ещё одно важное значение: он скрепляет экономическое сотрудничество России и Китая. «Северный морской путь по сравнению с традиционным путем через пролив Малакка и Суэцкий канал короче на одну треть. Он известен как «Золотой маршрут», соединяющий Европу и Азию», - говорит исполнительный директор Института стратегического сотрудничества Китая и России Ван Ци.
Как утверждают энтузиасты Северного морского пути, последовательный ввод этой морской артерии в эксплуатацию позволит перекроить торговую карту мира.