Нынче же времена вновь изменились. Несмотря на засилье на центральных каналах телевидения престарелых и молодых «звезд», тщетно пытающихся продлить свою дешевую популярность непотребными методами, в недрах русской жизни вновь пробиваются мощными струями родники подлинной народной культуры, настоящей Традиции. Это можно понять, посещая различные фольклорные фестивали и праздники, просматривая соответствующие группы в социальных сетях и некоторые телевизионные и Интернет-каналы. Появилось очень много талантливой молодежи, разделяющей традиционные ценности. Выросло уже целое поколение тех, кто живет в Традиции. Один из самых ярких и талантливых лидеров современного фольклорного движения - Денис Антипов, атаман артели кулачных бойцов «Буза» из Череповца.
Денис Антипов в компании друзей едет в Лугу: Алексей Великохатский, Милош Бороцкий (Сербия), Денис Антипов, Вадим Грачев
Появилось много талантливой молодежи, разделяющей традиционные ценности
Мне приходилось много раз общаться, беседовать, наблюдать со стороны этого замечательного человека. Шестого октября в г. Луга проходил фестиваль старинной рекрутской и военной песни «Наша слава - русская держава», на который был приглашен Денис в качестве члена жюри и автора мастер-класса по традиционной мужской культуре. Нам с двумя друзьями посчастливилось целый день сопровождать Дениса в этой поездке. Мы встретили его рано утром на Ладожском вокзале. Вот он выходит из вагона - и сразу привлекает внимание всех вокруг: с бородой, в русской рубахе, зипуне, кепке с выбивающимся из-под нее чубом, в хромовых сапогах; в руках традиционная деревянная тростка, покрытая множеством специальных знаков, о которых можно рассказать отдельно, а за плечами огромный мешок, в котором гармонь и весь необходимый реквизит для мастер-класса. Этот человек словно прибыл к нам из XIX-го, а может, и XVIII-го века. Про свой внешний вид Денис часто говорит так:
Этот человек словно прибыл к нам из XIX-го, а может, и XVIII-го века
- Мы стараемся не просто заниматься традиционной культурой, а жить ею. Раньше мне нравились какие-то традиционные элементы культуры по отдельности, но потом, когда мы с единомышленниками перенесли ее в свой быт, в общественные места, то поняли: это именно то, чего мы хотели. Кроме того, такая необычная на сегодня внешность очень привлекает к нам людей, и мы это используем как ненавязчивую пропаганду русского традиционного образа жизни. Те, кому это неинтересно, пройдут мимо, но если человек что-то спросил, значит, в его душе зацепило какую-то русскую струну. С такими людьми часто начинается разговор, который для обеих сторон бывает полезен. Одна только тростка в моих руках стольких людей привлекла, о ней можно целую лекцию прочитать.
Далее наш путь лежал на электричке в Лугу. Это был тот редкий случай, когда с Денисом можно было неспешно побеседовать на протяжении почти двух часов. Обычно такая возможность представляется редко, поскольку Денис - «медийная» фигура, очень популярен в фольклорной среде, каждый хочет с ним поговорить, задать вопрос, поблагодарить за пробуждение интереса к русской культуре, а желающих сфотографироваться - несколько десятков человек на каждом мероприятии. Особенно популярным у широкого зрителя Денис стал после съёмок в клипе «Сумецкая» группы «Отава Ё». Там он - один из главных героев, а умение виртуозно крутить на себе огромное бревно вызывает особый восторг у публики, как в нашей стране, так и за рубежом. Этот клип только на Ютюбе набрал около 18 миллионов просмотров. Теперь и концерты «Отавы Ё» редко обходятся без участия череповецкой «Бузы» и Дениса Антипова.
Среди наших друзей был серб по имени Милош. Денис живо заинтересовался, стал расспрашивать Милоша о сербской культуре, песнях, об устройстве общинной жизни у сербов (задруга), о значении некоторых слов, о том, есть ли в сербском языке аналоги понятий из русской традиционной культуры, достал походную тетрадь и многое записывал. Также разговор шел и о русской Традиции. Денис говорил о том, что отрадно наблюдать пробуждение людей и интерес к русской народной культуре. После концертов каждый раз люди подходят с благодарностью. Часто родители говорят, что их дети никогда не слышали народной музыки и песен, но после концертов группы «Отава Ё», виртуозной акробатики Дениса, в том числе и с бревном, у детей словно просыпается «голос крови», они начинают тянуться к народной культуре, посещать занятия по фольклору - и таким образом обретают себя. К слову сказать, детям Денис всегда уделяет много внимания. Сам отец двоих детей, он любит их привлекать к различным упражнениям, соревнованиям, либо что-то рассказывать о культуре, обычаях. Где бы ни проходило мероприятие - в концертном зале, на уличной площадке, в небольшом помещении, - всегда можно увидеть Дениса, окруженного детьми, которые от этого общения приходят в восторг. Его позиция в этом вопросе такая: в детей нужно вкладывать силы, внимание, любовь, нужно ими заниматься, а не отдавать их на «попечение» телевизора, иначе результат будет печальный. У себя в Череповце он проводит занятия с детьми по традиционной боевой культуре, подспудно прививая им любовь к Родине, уважение к героям, с которых нужно брать пример, интерес к азам православной веры.
Традиция оживает, словно окропленная живой водой
Денис говорит о том, что, занимаясь традиционной культурой во всех ее аспектах, собирая по крупицам почти утраченное, иногда приходится интуитивно что-то достраивать самому. И бывает очень большим удивлением и радостью, когда ты позже где-то находишь подтверждение своим догадкам. Традиция оживает, словно окропленная живой водой. Традиционная культура включает в себя не только боевую систему «Буза», гармошку, песни, пляску, но и такие бытовые вещи, как одежда, пища, ремесла и промыслы. Многое из этого череповецким бузникам тоже удалось восстановить: например, пошив традиционной одежды, изготовление иван-чая по особой технологии. И, конечно, самое главное в русском традиционном образе жизни - это Православие. Денис сказал, что вера никому не навязывается, но те, кто занимаются Традицией, опять-таки интуитивно понимают, что она - основа всей культуры. Большинство бузников регулярно ходят в храм, исповедуются, причащаются, а любое серьезное начинание предваряется молебном.
Через полчаса началось открытие фестиваля, и боевой пляс с выходом на сцену прошел блестяще
С этими разговорами мы быстро добрались до Луги. Оказалось, что в нашей электричке ехали и другие фольклорные коллективы. При выходе на вокзале мы познакомились с некоторыми из них. «Опознавательным знаком» опять-таки была традиционная одежда: «свой свояка видит издалека». При открытии фестиваля перед Денисом стояла задача организовать выход на сцену мужской его части и показать на сцене традиционный боевой пляс. Надо сказать, что уровень подготовки потенциальных участников мероприятия был разный, многие до этого с трудом представляли, что такое русский пляс. И вот тут Денис ярко проявил свои замечательные свойства. Прирожденный лидер, он в считанные мгновения завладел вниманием коллектива мужчин в 30-40 человек в возрасте от двух до 70 лет. Причем сходу сумел увлечь как двулетних, так и семидесятилетних, быстро найдя подход ко всем. В двух словах объяснил, что такое традиционный боевой пляс, какие в нем выделяют колена, и начал репетицию - от простого к сложному. Через полчаса уже все было готово. Вся толпа мужчин с радостью внимала указаниям Дениса и выполняла их уже почти безошибочно. Через полчаса началось открытие фестиваля, и боевой пляс с выходом на сцену прошел блестяще.
Денис Антипов с гармонь.
Основную часть времени в ходе фестиваля Денис провел в жюри, оценивая фольклорные коллективы. Но и здесь к нему часто подходили с различными вопросами знакомые и незнакомые люди, в перерыве местное телевидение брало у него интервью, так что времени на обед почти не оставалось. Ближе к концу этого мероприятия, которое посвящено рекрутским и солдатским песням, поэтому традиционно проводится перед осенним набором молодежи в армию, Денис проводил мастер-класс по мужской боевой культуре. Так же легко и непринужденно он собрал 20-25 молодых ребят на улице, возле Дома культуры, где и проходил фестиваль. А остальная часть публики стояла вокруг, наблюдая и болея за молодых ребят. Денис так же быстро обучил молодежь элементам традиционной борьбы, показал, как проводятся соревнования по различным боевым и состязательным приемам. Участники быстро все разучили, а соревнования прошли весело, дружно, интересно. Победила, как всегда, дружба. Публика восхищалась мастерством, организаторским талантом, силой духа и выносливостью этого человека, способного легко и быстро проводить такие полезные и интересные мероприятия. В конце Денис, как и всегда, выступил с кратким напутственным словом о важности мужского воспитания, любви к родине и хранения веры.
Многим очень хотелось пообщаться с Денисом, сфотографироваться на память. И, надо отдать и здесь ему должное, он не страдает «звездной болезнью»: с каждым желающим поговорит, сфотографируется, ответит на вопросы. Правда, из-за этого мы опоздали на последнюю электричку, и добираться из Луги в Санкт-Петербург пришлось на такси. Далее, после небольшого отдыха, рано утром, дорога Дениса лежала в Крым, где он будет проводить подобные мероприятия для детей в лагере Артек. И так почти постоянно, времени на отдых не остается. Этот замечательный человек отдает себя людям без остатка, служит ближнему, не обращая никакого внимания на себя. Именно такими людьми и сильна Россия, именно благодаря им и растет у нас сейчас настоящая русская молодежь, в которую все свои силы и свою душу вкладывают такие люди, как Денис Юрьевич Антипов. Часто приходится слышать, что молодежь деградирует, становится хуже от поколения к поколению. Кто-то с этим согласится. Но можно и по-другому посмотреть на вопрос: просто зло всегда вычурно и агрессивно, его всегда видно, а добро - скромное и на первый взгляд неприметное, но стоит присмотреться, и можно так много вокруг увидеть добрых, умных, замечательных людей, в том числе и среди молодёжи. И за это нужно обязательно поблагодарить таких удивительных людей, как Денис Антипов.