Опасность не кажущаяся: наши ближневосточные, американские и западноевропейские «партнеры» после лихих девяностых продолжают уверенно контролировать не только финансы нашего государства, но и большинство СМИ, культуру, образование...
Исчерпывающая картина ускоренного рукотворного разложения нашего образования представлена в недавно увидевшей свет монографии Ольги Четвериковой «Трансгуманизм в российском образовании. Наши дети как товар». (М.: Книжный мир, 2018). Эта книга должна стать настольной каждого честного отечественного педагога для адекватного понимания происходящего.
Массовое возмущение родителей, сетования педагогов, отрицательные оценки многочисленных публикаций, конференций, обращения в Думу и к Президенту по поводу вредоносных перманентных «реформ» образования в нашей стране полностью игнорируются группировкой трансгуманистов, еще при ельцинском беспределе захватившей ключевые позиции на всех «этажах» отечественной образовательной системы. Разветвленная сеть пятой колонны, под мощным информационным прикрытием ведущих СМИ и госчиновников, неуклонно выполняет планы наднациональных структур согласования и управления, транслируемые исполнителям через Госдеп США, спецслужбы, специальные фонды, неправительственные организации, СМИ, предусмотрительно организованные «общественные» «гильдии», некоммерческие организации.
Яркий пример - проект «Московская электронная школа» (МЭШ), нарушающая все санитарно-гигиенические нормы, рекомендации врачей-педиатров, традиционные постулаты мировой педагогической науки. В то время как в США престижными считаются школы, где компьютеры в учебном процессе появляются только в старших, выпускных, классах, а смартфоны исключены полностью, когда Южная Корея демонстрирует экспоненциальный рост «компьютерного слабоумия» у школьников, когда во Франции на школьных уроках присутствие смартфонов запрещено, московское чиновники от образования навязывают противоестественную полную компьютеризацию всего учебного процесса, начиная с начальных классов.
Остановимся лишь на одном аспекте глобальной реформы образования.
Наличие баз данных и специализированных сайтов Интернета в рамках МЭШ, возможность использовать по каждой учебной теме тысячи уже готовых видео- и аудиоуроков самых различных преподавателей, высокая концентрация компьютерных устройств делают учеников более самостоятельными в получении ими необходимых знаний.
Одновременно все это изменяет, трансформирует миссию, роль, статус современного школьного педагога. Учитель из наставника постепенно превращается в тьютора - консультанта, которого вполне можно заменить незамысловатым роботом. Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных информационных образовательных программ учащихся и сопровождает процесс индивидуализации потребления знаний.
Это наносит невосполнимый ущерб воспитательной составляющей школьного образования.
В русской школе процесс обучения всегда был неразрывно связан с одновременным процессом воспитания учащихся, причем именно воспитание всегда было приоритетным. Не надо забывать, что главная задача национальной школы (а полноценная школа может быть только национальной) - воспитание патриотов Отечества, верных сыновей и дочерей своего народа.
Апогеем воспитательной роли учителя в сочетании с глубоко продуманными и научно обоснованными познавательными методами обучения стала советская школа.
И.В. Сталин прекрасно понимал, что победу на полях сражений обеспечивают не генералы, а школьные учителя и приходские священники. Начиная с Макаренко, советский учитель всегда был окружен ореолом уважения.
В русской-советской школе миссия учителя была для педагогов призванием, учебный процесс - служением, профессиональным путеводителем, навигатором - совесть и любовь, ученики - детьми наравне с родителями. Дети сердцем чувствовали и интуитивно понимали это и сохраняли благодарность, любовь к учителям на всю жизнь. Были и исключения, подчеркивающие общее правило...
История России в XX веке - история народной трагедии.
Первая мировая, революция и Гражданская война, военные конфликты 30-х годов, коллективизация, индустриализация, Великая Отечественная война... Все эти великие переломы, огромные трагедии, невиданный народный подвиг сопровождали трудные судьбы беспризорников, сирот, неполных семей, редкость многодетных семей...
В этих тяжелейших жизненных условиях подчас единственным любящим опекуном, другом, защитником, советчиком, духовным наставником, взрослым человеком, с которым ребенку можно было поговорить по душам, доверить сокровенные секреты, мечты, планы, - всем этим был (и должен быть «ныне, и присно, и во веки веков») школьный учитель. Возникнув, эта духовная близость, эти доверительные отношения часто сохранялись на всю оставшуюся жизнь.
Школьным учителям их взрослые питомцы под обстрелами писали письма с фронта, к ним приводили знакомить своих невест и женихов, на праздновании годовщин окончания школы предавались общим воспоминаниям. Это вполне естественно: получить совет, вразумление, сопереживание и детям, и взрослым лучше всего у родителей и школьных учителей.
Именно школьный учитель знакомит ребенка с такими судьбоносными понятиями, как Правда, Родина, Род, Народ, Отечество, Справедливость, Честь и Честность, Призвание...
Многие учителя - хранители огромного жизненного опыта, которым они щедро делятся со своими учениками. Традиционно в нашем народе особыми почтением и уважением были отмечены пожилые учителя, достигшие уровня маститой мудрости. Учителя - сословие государевых людей, наряду с военными и врачами, составляющие становой хребет Отечества.
Описанное выше духовное единение относится к русской национальной педагогической традиции.
И все это нашим детям лукавые чиновники и околошкольные «активисты» и теоретики, «словесники»-трансгуманисты хотят заменить на «хард» (жесткий диск) и «софт» ?
Моя память хранит многие биографии замечательных советских учителей, совершенствовавшихся и возраставших духовно вместе со своими учениками.
К таким подвижникам относится и Мария Петровна Чежина, родившаяся в 1925 г. в Нюксенском районе Вологодчины. В те лихие годы ее многодетная семья одна из первых вступила в колхоз. Дети трудились наравне со взрослыми и на полях, и в лесу. Тем не менее «раскулачивание» в своем жестоком и подлом обличье, с описью всего имущества, не обошло и семью Марии. По окончании школы она по зову сердца поступила в Вологодский учительский институт в военный 1944 г. и уже в августе 1946 г. приступила к педагогической деятельности в начальных классах. Продолжила заочное полное высшее образование и в 1964 г. получила диплом преподавателя русского языка и литературы. Талант организатора, трудолюбие, ответственность проявились при руководстве Брусенской и Б.-Сельменгской семилетними школами. Семь лет Мария Петровна возглавляла Нюксенскую среднюю школу. Школьный директор Чежина своим примером сплачивала педагогический коллектив, добивавшийся не только высокой успеваемости. В школах активно работали кружки художественной самодеятельности, спортивные секции, ребята занимали призовые места на районных и областных смотрах-конкурсах и соревнованиях.
В 1962 г. Мария Петровна была отмечена почетным званием «Отличник народного просвещения», с вручением нагрудного знака, в 1966 г. стала кавалером ордена Трудового Красного Знамени. Мария Петровна своевременно и оперативно обеспечивала все хозяйственные запросы школьной жизни: ремонт здания и классов, укрепление фундамента, заготовка дров на отопительный период, своевременное приобретение учебников и учебных пособий.
Отрадно видеть взрослых, солидных, уважаемых людей, начинающих воспоминания своего детства и юности с восторженного рассказа о своей учительнице. От этих добрых и чистых воспоминаний у всех присутствующих, в том числе никогда не знавших Марию Петровну, становится тепло и радостно на сердце. Как свет далекой звезды, великий воспитательный труд и материнская любовь вологодской учительницы к своим ученикам по всей бескрайней России греют души людям, никогда не бывавшим в Нюксенице.
Как утверждал основатель педагогической науки Ян Амос Коменский: «Жизнь - школа. Следовательно, не надо отбрасывать книги, как многие делают, но именно теперь пора по-настоящему и с пользой их применить. Школа требует образцов, наставлений и упражнений. Поскольку зрелый возраст тоже школа, взрослые люди также должны изучать историю, чтобы почерпнуть в ней примеры, искать в ученых книгах общезначимое знание; упражнять себя в непрестанной деятельности...»
После выхода на пенсию Мария Петровна продолжила свою педагогическую миссию, собрав обширные архивные материалы об истории нюксенской школы, основанной в 1874 г. Результаты краеведческих изысканий Марии Петровны были опубликованы в книге В.П. Сумарокова «Грамоту иметь могут».
Закономерным стало присвоение великой труженице Марии Петровне Чежиной звания «Почетный гражданин Нюксенского района».
К счастью для нас, подобных жизненных подвигов на Руси немало, на чем и стоит наше Богоспасаемое Отечество.
И вот это нерукотворное чудо формирования души, личности юного школьника, это таинство, к которому может быть допущен только призванный судьбой чистый сердцем любящий наставник, нам предлагают заменить на холод бездны Интернета, смартфоны, гаджеты, роботы?
Невольно возникает закономерный вопрос: трансгуманизм, МЭШ и компьютерное слабоумие - это синонимы?
В.В. СТАСОВ