Н.П. Богданов-Бельский. Воскресное чтение в сельской школе
Несмотря на капиталистическую атомизацию, разобщенность членов нашего общества без единой официальной идеологии, более 80 процентов граждан РФ, поддержавших и одобривших специальную военную операцию на Украине, несомненно, осознавали себя частью всего народа, над которым нависла реальная опасность.
Исторический путь России складывается из судеб множества сыновей и дочерей Отечества за все время многовекового процесса народной жизни.
В наше смутное время большинство наших соотечественников не перестали думать о единой исторической судьбе большого триединого русского народа, несмотря на тотальное искоренение русского национального самосознания троцкистами, либералами и трансгуманистами всех мастей. Психологический геноцид нашего народа, осуществляемый всеми без исключения СМИ, особенно в период беснования по поводу так называемых очередных «пандемий» и «необходимости всеобщей вакцинации», активизировал «гражданское общество» и патриотические силы.
К сожалению, на фоне событий на Украине даже среди патриотов не слышно достойной заботы о настоящем и будущем героических русинов – мужественной части русского мiра.
Единство жизненного бытия каждого из нас и всего народа более всего выражается и конкретно переживается с особой силой в эпохи исторических потрясений. Для русского народа весь ХХ век – это трагическая и кровавая «эпоха перемен»…
В это время выдвигаются люди с остро развитым народным чувством – мыслители, поэты, писатели, художники, композиторы стремятся в «минуты роковые» к высшей правде мировоззренческого сознания.
В нашем национальном бытии уникальна роль русской классической литературы. Для того чтобы человек был накрепко связан с судьбой своего народа, он в детстве и юности должен читать и запоминать былины, поэзию и прозу Пушкина, Лескова, Тютчева, Некрасова, Есенина, Леонова, Рубцова… Тогда все, что происходит с отечеством и его народом, начинает переживаться лично как свое, когда радости и беды моего народа – это мои радости и беды.
Обратимся к примеру советской литературы, выступившей с предупреждением опасности послевоенной нравственной расслабленности советского общества. Вспомним романы В.Д. Иванова «Желтый металл» (1954), И.М. Шевцова «Тля» (1964), В.А. Кочеткова «Чего же ты хочешь» (1969), В.И. Карпеца «Любовь и кровь» (2010).
На фоне «пейзажа после битвы» пророчески прозвучал поэтический призыв Николая Рубцова: «Россия, Русь! Храни себя, храни», ставший архетипом национального сознания.
С особой художественной силой русский характер представлен в духовно-художественных прозрениях национальных гениев: Гоголя, Пушкина, Лескова, Достоевского, Толстого, Шмелева, Леонова, Шолохова…
При обращении к этим литературным прозрениям душа благодарного читателя находит в них свое родное, народное содержание, далеко выходящее за рамки понятия «психология». В этих произведениях представлены и высокие дары народной души, и искушения исторического пути наших предков. Писатели-пророки через пелену времени провидят народные судьбы, повороты и зигзаги национальной жизни.
В отличие от мировоззрения «коллективного Запада» для русского самосознания характерна соборность.
Соборность представляет собой народное единство в любви Христовой, стремящееся к общему мировоззренческому сопереживанию, основанному на единой вере; к общему национально-историческому самоощущению; к общему пониманию своей роли, своего места, своей судьбы в мировой истории среди других народов; к общей готовности исполнить свое предназначение, свою миссию, ниспосланную и определенную всем нам свыше. Такая соборность осуществляется в чувстве любви к своему народу.
Любовь к своему народу согревает душу нашего соотечественника в разных обстоятельствах, чаще всего при виде пейзажей России, при любовании скромными полевыми цветами, при звуках народных песен и созвучий Георгия Свиридова, при созерцании полотен Сурикова и Васнецова, перед воинскими мемориалами Великой Отечественной, при виде увядающих малых городов и сел России…
Именно любовь к народу и Отечеству составляет суть и основу национального самосознания – другими словами, национализма.
Подлинный духовный творческий национализм никак не ассоциируется, не связан с шовинизмом. Шовинизм – это проповедь национальной исключительности, сопровождающаяся разжиганием национальной вражды – например, германский нацизм, основанный на языческих культах.
Подлинный созидательный национализм стремится осознать реальное место своей страны и народа в мировой истории, среди других стран и народов, пережить и осознать смысл и содержание народной жизни как в плане положительных творческих открытий и свершений, так и исторических трагедий и утрат. Высоко оценивая лучшее в содержании народного бытия, русский духовный национализм стремится в этом свете увидеть пути преодоления всего, что мешает раскрытию плодотворной творческой народной жизни. Национализм духовно определяет перспективы исторического развития своего народа как в плане общественно-государственной жизни, так и в самораскрытии тех духовных аксиом и постулатов, которые определяют лицо народа, суть национальной жизни.
При советской власти наши предки пережили различные идеологические поветрия, в том числе интернационализм и космополитизм. Эти идеологические конструкты размывали, опошляли и извращали русские национальные характер, историю, культуру с позиций атеизма или нетрадиционных религиозных систем.
В нашей истории «безродные космополиты», выступавшие против созидательного духовного национализма, всегда были настроены индивидуалистично, отвергая соборные, особенно религиозно-соборные жизненные принципы. Как показывает историческая практика, такими «интернационалистами» разрушаются все стороны духовной, общественной, экономической и политической жизни народа.
Подлинный национализм – гармоничное мировоззрение, не исключающее природных, родовых смыслов, имеет приоритетное содержание в метафизических, нравственных, мистических концепциях, а также и в социальных, общественных смыслах, поскольку народ представляет собой прежде всего общность, единство, цельность.
Наибольшую жизненную конструктивность духовные смыслы народного сознания демонстрируют в религиозности. Если источник религиозности имеет объективное надчеловеческое, Богооткровенное начало, то тогда сама жизнь народа течет как Богочеловеческий процесс, в котором народ улавливает высокую осмысленность, ищет и находит путеводную связь с Богом. В этой связи народ осознает себя ведомым высшим смыслом бытия и потому является исполнителем объективной правды жизни. Пока это происходит, народ развивается, преумножается и не стареет.
Духовный национализм постоянно напоминает русскому народу эту высшую правду, ради которой все мы можем и должны жить. Когда же эта правда своей исторической судьбы остается в обществе не более чем художественной декорацией, народ начинает истощаться, питаясь последними крохами с некогда богатого стола своего великого прошлого.
Осознание великого значения предания не исключает возможности народу вновь обратиться к Православию, восстановиться на вновь осмысленных традиционных творческих основаниях духовной национальной жизни.
Надо очнуться от морока нашего лукавого времени и вернуться на свой национальный определенный свыше исторический путь Правды Божией!