Общественники против "Идеального мужа": Где проходит граница допустимости самовыражения

Общественники против Идеального мужа: Где проходит граница допустимости самовыражения

Спектакль "Идеальный муж". Фото: www.globallookpress.com

Православные активисты намерены разбудить самоцензуру в авторах таких спектаклей, как идущий в МХТ "Идеальный муж". И заставить этих авторов платить за оскорбление сограждан, на деньги которых те над ними же и насмехаются

Автор Топоров Алексей

Под крышей прославленного детища Станиславского и Немировича-Данченко - Московского художественного театра им. Чехова - в последние годы происходит что-то странное. Под потолком устанавливают распятие, на котором в характерной позе висит женщина с голой грудью и в упряжи для БДСМ-игрищ, по сцене скачут дядечки в женской одежде и кокетливых париках, с подмостков в сторону зрителя звучит непринужденный матерок. Скандал превалирует над смыслом, эпатаж - над моралью.

Говорят, подобный подход, привлечение в МХТ таких одиозных постановщиков, как Серебренников и Богомолов, в свое время позволил поднять упавшую было посещаемость театра аж на 55%, теперь билеты туда не достать. Осталось только начать убивать на сцене животных на глазах у почтеннейшей публики, глядишь, и входные билеты в этот паноптикум будут разбирать на год вперед. Что поделать, любит массовый зритель, чтобы было больше перца и сала, барахтаться в грязи гораздо увлекательнее, чем врачевать застарелые язвы.

Форменный балаган

Комедия вышеупомянутого Константина Богомолова "Идеальный муж" идет в МХТ уже пятый год. И все упомянутые "причуды" в ней наличествуют, да и не только. Есть там и православный священник - педофил, и стриптиз, ладно хоть женский, и почетные похороны двух самоубившихся педерастов, накрытых, словно они были героями, до последних секунд дравшимися с террористами в песках Сирии, российским триколором. И вычурный шансонье в камзоле а ля Стас Михайлов, словно вызов обществу, мол, смотрите, какая у вас культурка насаждается, какие персонажи с кремлевской сцены блатняк в массы выдают.

Спектакль "Идеальный муж". Фото: www.globallookpress.com

Про последнее можно сказать отдельно - подобные аляпистые, но понятные невзыскательному вкусу простых людей персонажи существуют в каждой стране, в каждой культуре. Например, в светоче демократии США, то - исполнители кантри, милые сердцу всякого реднека, на Балканах - бронзоволицые исполнители турбо-фолка, зачастую цыганских кровей. Что поделать, простому человеку некогда врубаться в "политональные наложения Бриттена", он пашет от зари до зари и платит налоги, на которые и существуют в нашем государстве всевозможные театрики, большие и малые.

Казалось бы, хотя бы в благодарность за это мастера высокого штиля могли бы не показывать людям со сцены козу, а деликтно намекнуть, что ни Стасом Михайловым, собственно, единым... Но мастера любят исключительно себя в искусстве, собственные девиации и комплексы, сублимируя оные в аудиторию. Им так легче, но зритель-то тут при чем?

Впрочем, зрителя уже приучили к тому, что поэт в России больше, чем поэт. Посему, когда ему плюют в лицо, он счастливо утирается, говорит спасибо и втайне думает, что все аллюзии маэстро - это не про меня, а про соседа. Еще бы, ведь на сцене ломают комедию такие любимцы публики, как Алексей Кравченко в роли министра-педераста, Дарья Мороз, сверкающая обнаженным бюстом, Александр Семчев в женском платье, а еще Сергей Чонишвили, Максим Матвеев. Такие плохого уж не покажут.

Утерлись не все

Да и про самого постановщика Богомолова что скажешь плохого? В прошлом замордованный кровавым режимом белоленточный активист, ныне, судя по публичным выступлениям - "профессиональный борец с РПЦ". Да и отец его, кинокритик Юрий Богомолов, человек исключительно порядочный, один из подписантов письма деятелей всевозможных искусств РФ в поддержку украинского Майдана, мол, призывайте, братья, Бандеру, жгите и рвите этих ватников, вся прогрессивная российская общественность с вами! И те, кстати, услышали, похоже...

Спектакль "Идеальный муж". Фото: www.globallookpress.com

В этот раз московскому зрителю предлагается полюбоваться попом-педофилом, полуголой женщиной на кресте, матерящимся шансонье и министром-гомосексуалистом аккурат в Страстную Пятницу. Как говорится, после победы Майдана война с ненавистными церковниками в полном разгаре.

Однако, вот удивительно, не все в России считают, что поэт в нашей стране - это что-то большее, чем человек, зарабатывающий на жизнь складыванием рифм. И далеко не все уверены, что плевать в лицо русскому зрителю, который тебя и содержит, это правильно. А также убеждены, что использовать театр как некий огромный ватерклозет, раз за разом облегчаясь в его пространство от собственных страстишек и несовершенств, неправильно. Гораздо правильнее же вспомнить о сверхзадачах традиционного русского театра, для чего в свое время и задумывался МХТ - делать людей лучше и чище.

Потому-то группа православных общественников решила напомнить культурным деятелям об их предназначении и роли в обществе, подав в суд на автора спектакля "Идеальный муж" Константина Богомолова. Авторы иска к происходящему подошли серьезно и основательно: растление человеческих душ - это вам не шутка. И вооружились экспертизой, составленной профессиональным юристом и искуствоведом Татьяной Троицкой.

Главный герой - "звезда шансона и киллер нетрадиционной ориентации" Лорд "на седьмой день "завел" мальчика" (взял его из приюта) и потом "7 дней болел", - пишет эксперт, анализируя мхатовский шедевр. - Безусловно, число семь избрано не случайно и факт обретения Лордом сына пародирует семь дней Творения Мира Богом, в течение которых Бог создал из праха земного человека и сделал его душой живою... По замыслу режиссера, Лорд подобно Богу, создает своего человека, сына, и так же дает ему неограниченные возможности строить жизнь, как тому понравится, только наделяет его при этом сугубо материальными благами.

А также проповедует ему свое отношение к жизни, в том числе, по вопросу отношений между мужчиной и женщиной, про которые мальчик замечает, что они входят в противоречие с заповедями, которым его обучал во время пребывания в приюте православный священник. В более глубоком смысле, обретение Лордом сына происходит также, как в Священной истории, непорочно, без плотского общения с женщиной. Только в данном случае это объясняется не аскезой, а нетрадиционной ориентацией".

Обыкновенный сатанизм?

А вот еще один любопытный момент, подмеченный экспертом, на который не всякий зритель обратит внимание. Точнее, человек почувствует, что что-то неладно, но сути может не понять. Та и не осознав, где запачкался, откуда тянет смрадом:

"Лорд совершает странный обряд со своим сыном, обмениваясь с ним своей кровью со словами "Кровь Твоя - Моя Кровь". Это событие обретает, безусловно, ритуальную окрашенность и, учитывая отмеченную уже нами выше параллель между образом Лорда и образом Бога, которого он пародирует как его абсолютную антитезу, данная мистерия с кровью становится кощунственной пародией на таинство евхаристии и воспринимается как некая "черная месса".

Опять же, само по себе действо не столь явно сюжетно мотивировано, чтобы его введение в общую канву спектакля было объяснено и обусловлено чем-то иным, нежели желанием кощунственно спародировать Таинство Таинств, Сердце Церкви, через которое человек становится един с Богом. В данном случае Лорду понадобилось установить некую мистическую, явной неземной природы, связь со своим новообретенным сыном, которая вовсе не необходима человеку в его реальной земной повседневной жизни. Когда верующий человек становится зрителем подобной сцены, он содрагается внутренне, так как его невольно делают созерцателем, сопричастным некоего диавольского ритуала".

Спектакль "Идеальный муж". Фото: www.globallookpress.com

Дальше - больше:

"И Мефистофеля, и православного священника играет один и тот же артист, в одном и том же облачении. Причем и когда он предстает в образе православного батюшки, и в образе беса, он держит в руках одну и ту же книгу в черном переплете, которую зритель всю первую часть спектакля, пока он видит священника, устойчиво ассоциирует с Библией. И вдруг этой же самой книгой убивают муху на лбу у Дориана Грея....Более того, в обоих ипостасях, и у беса, и у священника при себе имеется большой наперсный крест, который в сцене заключения договора между Мефистофелем и Дорианом (Фаустом) превращается в штопор для открытия бутылки вина и последующего совместного, опять же ритуального, распития его в честь заключения сделки двумя ее сторонами.

Это ритуал также, как и описанные ранее манипуляции с кровью, является кощунственной пародией на Таинство Евхаристии, так как вино является устойчивым символом крови Христовой. И его отпитие выступает как приобщение Тайн Христовых. В данной же сцене оно служит прямо противоположным целям и используется прямо противоположным героем. Использование же креста в качестве штопора является безусловным откровенным символом глумления над Распятием, над гибелью Спасителя на Кресте, становится зрительной метафорой причинения ему боли и страдания. Крестом пускают кровь - открытая бутылка становится аллюзией на крестные страдания, на то, как Христос истекал кровью из ран, будучи прибитым гвоздями к дереву".

Как видим, профессиональный "борец с РПЦ" в своих творческих поисках заходит настолько далеко, что превращается в отъявленного чернокнижника и оккультиста. Таких на исторической Руси били кнутами на площадях. В демократической же РФ, чьи лидеры любят осенять себя крестным знамением перед телекамерами, рассуждая о многонациональном российком народе, православные общественники просят мастера кисти просто подкорректировать собственное творчество. Дабы его личный ад его личным адом бы и оставался.

Не запретить, а научить уважению

Денис Тимофеев о том, что хотят православные активисты от режиссера Богомолова

"Я против цензуры, я не хочу запрета спектакля, но я хочу призвать к разуму и внутреннему цензору в данном случае господина Богомолова, - рассказал "Царьграду" податель иска православный общественник Денис Тимофеев. - Можно же подредактировать спорные сцены, выразить мысль другим способом. Более того, если господин Богомолов использует библейский сюжет, то достаточно его просто грамотно преподнести, тогда и скандалов не будет. И в театре, и в кино действительно будут появляться не скандальные, а по-настоящему гениальные вещи. У меня иск на миллион рублей. Часть денег я хочу отправить на восстановление храма, а часть - именно на развитие общественного движения противодействия экстремизму. Мы против запретов и за разумный диалог и разумный подход в творчестве".

Тем не менее, Пресненский районный суд в удовлетворении иска общественникам отказал. Что понятно: с одной стороны, адвокат Богомолова представила дело так, что права на спектакль принадлежат не ему, а МХТ, стало быть, какой спрос с постановщика? С другой стороны, все творческие порывы борца с кровавым режимом воплощаются на средства того же кроваворежимного Минкульта. Казалось бы, звучит абсурдно, но в нашей гротескной жизни возможно буквально все. Посему и не всякий представитель судебной системы пойдет против системы государственной. Но общественники сдаваться не намерены, и готовят апелляцию в Московский городской суд.

Нужно каким-то образом наводить порядок, дабы не допускать, с одной стороны, нарочитого оскорбления чувств людей, а с другой стороны, дабы не допускать каких-то встречных выходок, - убежден представитель истца адвокат Александр Корелов. - Если так называемые деятели искусства считают возможным для себя провоцировать зрителя, то, безусловно, зритель имеет право отвечать на эту провокацию. Так вот, эти иски - это как раз и есть попытка привести ответную реакцию зрителей в цивилизованное правовое русло. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что суды первой инстанции, безусловно, не будут выносить решения в пользу зрителей".

Александр Корелов о том, почему судебная система РФ не преследует кощунственные постановки

По словам адвоката, причин для этого несколько: "Во-первых, у нас не сформирована в достаточной степени правовая база. Во-вторых, все-таки вопрос очень серьезный, вопрос касается Министерства культуры, и весьма значимых учреждений культуры, таких, как Московский художественный академический театр, который пока еще имеет авторитет среди зрителей. А я говорю пока, потому что постановки типа "Идеального мужа", безусловно, репутацию театра низводят на нулевой уровень. Поэтому, в принципе, это просто-напросто попытка наработать судебную практику, наработать банк судебных решений, как положительных, так и отрицательных для того, чтобы выработать общепринятые подходы, чтобы бороться с такими псевдопроизведениями искусства".

Действительно, в последнее время мы довольно мало слышим имен и произведений в отечественом театре, кино и музыке, о которых хочется говорить, обсуждать, которыми можно восторгаться, над которыми хочется думать. Зато матерщина, телесный низ и богохульщина пошли кучно, причем под соусом свободолюбия и борьбы за все хорошее против всего плохого. Посему все-таки следует напомнить этим товарищам, забравшимся на башню из слоновой кости, что они не больше чиновников и священников, военных и врачей, рабочих и дворников, офисных хипстеров и продавцов в гипермаркетах. Все, в итоге, будут там. Никто свою славу в гроб с собой не заберет. И там будет отвечать за все свои стратстишки и грешки. Посему не следует заражать окружающее пространство собственными нечистотами. Нужно начать чиститься, самому, прямо сейчас.

Царьград
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Алексей Топоров:
Кто победил на выборах в Черногории, определять рано
Профессор Кривокапич хочет дружить с Россией, но оставить Черногорию в НАТО
03.09.2020
Албанизация Северной Македонии как части будущей Великой Албании вступила в завершающую фазу
Македонская властная группировка превращает страну в полу-албанский протекторат Запада
28.08.2020
Новые шаги на пути ассимиляции русских в стране-члене ЕС и НАТО
К 30-летию отпадения от СССР Латвия хочет подойти, изжив всё русское
07.07.2020
Вакханалия на границе
Что мешает Бишкеку и Душанбе принять миротворчество Москвы
05.06.2020
Все статьи автора
"Православные против кощунственного спектакля К.Богомолова «Идеальный муж»"
Готов ли Женовач на героический поступок?
Православной общественности следует помочь худруку МХТ Сергею Женовачу изгнать из театра кощунника Богомолова
28.06.2018
Кощунник Богомолов изгнан из МХТа
В прославленном театре изменилась художественная политика — наконец-то режиссер скабрезных спектаклей стал неугоден
27.06.2018
«Ваш театр ставит кощунственный и богохульный спектакль»
Аналитический центр святителя Василия Великого направил обращение руководству МХТ им. Чехова в связи с постановкой «Идеального мужа», очередной показ которой запланирован на Страстную пятницу
27.03.2018
Творческая импотенция в поисках скандала
Если паскудный спектакль «Идеальный муж» в МХТ не будет отменен в день траура по Спасителю, выводы напрашиваются сами собой
22.03.2018
В Страстную пятницу готовится провокация против Церкви
Православная общественность требует снять с репертуара МХТ запланированный на 6 апреля кощунственный спектакль К.Богомолова «Идеальный муж»
19.03.2018
Все статьи темы
Последние комментарии
Учиться у Сталина
Новый комментарий от Сергей Швецов
2020-10-15 23:41
Взрыв в тоннеле
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-10-15 22:24
Остановить ковид-психоз!
Новый комментарий от наталья чистякова
2020-10-15 18:58
Неутихающий огонь ненависти в Нагорном Карабахе
Новый комментарий от Kiram
2020-10-15 18:13
Политбюро нации
Новый комментарий от Николаич
2020-10-15 16:34
Провокаторы хотят крови
Новый комментарий от влдмр
2020-10-15 16:22