Как-то так произошло, что в один прекрасный момент стало чрезвычайно модным объяснять любое мало-мальски неадекватное поведение индивида полученными в детстве психическими травмами.
Помню, совершенно внезапно во всех американских фильмах и сериалах все преступники оказались ни в чем не виноваты. Их на самом деле как-то очень сильно обидели в детстве, вот у них и сформировался определенный комплекс. Поэтому им теперь просто жизненно необходимо резать людей на части, чтобы бороться с этой внутренней болью. Я, конечно, немного утрирую, но, как ни крути, налицо перекладывание ответственности за поведение взрослого самостоятельного человека на его родителей в целом или на какой-то конкретный негативный опыт в прошлом.
Сталкиваться с подобным мнением в более прозаических ситуациях, нежели оценка действий серийного убийцы, приходится довольно часто. Саму идею люди, мне кажется, уловили с радостью. Все жизненные фиаско списываются на незаслуженные подзатыльники, некупленные игрушки и строгое обращение. А в нашей стране вообще практически все можно повесить на ненавистный «совок».
С одной стороны, в этом есть определенная доля истины. Значимостью воспитания, равно как и культурного и социального окружения, ни в коем случае нельзя пренебрегать. Все это действительно накладывает неизгладимый отпечаток на нашу личность. Сама мысль о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего, в общем-то, хорошая и правильная. Нам и правда частенько не хватает понимания элементарных причинно-следственных связей.
С другой стороны, акцент в этом подходе смещен настолько сильно, что он становится даже духовно вредным. Происходит очень тонкая подмена: в наших неудачах виноваты другие, а наши достижения - это исключительно наша заслуга, причем вопреки всем детским комплексам. Имеем снятие с себя всякой ответственности и черную неблагодарность.
Даже если рассматривать действительно страшные случаи, то и здесь, как говорится, не все так однозначно. По логике непоправимости детских травм дети блокадного Ленинграда должны были вырасти маньяками-социопатами. Потому что кошмаров они пережили и насмотрелись, не дай Бог никому. Да и психологическую помощь впоследствии оказывать им тоже было некому. Чудо, одним словом. Или, может, все-таки эта теория, сводящая личную ответственность за поступки к минимуму, не совсем соответствует действительности и не стоит так уж сильно носиться со своим негативным жизненным опытом?
На фоне этого современные обвинения и претензии к родителям из разряда «вы меня заставляли/не разрешали» и «я бы хотел, чтобы у нас было больше денег» смотрятся смешно. Родители вообще, похоже, переводятся в категорию ресурса. Стоит ли удивляться после этого появлению ювенальной юстиции? Меня должны по максимуму обеспечить всем необходимым (что уже само по себе является весьма растяжимым понятием), а я при этом никому ничего не должен. Любую попытку хоть как-то привлечь к труду или ответственности буду расценивать как притеснения и ограничения свободы выражения личности.
Вот только как сделать из человека человека (уж простите за невольный каламбур), если ни в чем его не напрягать и не ограничивать? Для формирования и закалки личности испытания и трудности необходимы. Чтобы чего-то достичь, нужно очень много и упорно работать. Все выдающиеся музыканты и спортсмены начинают заниматься с дошкольного возраста. Тренировки проходят ежедневно и длятся по несколько часов. Именно тогда, когда мне не купили желанную импортную куклу и со мной случилась истерика, оставившая неизгладимый след на моей дальнейшей судьбе, кто-то играл на скрипке полноценный рабочий день. Мы завидуем их успехам и благосостоянию полностью вынося за скобки тот каторжный труд, который они приложили для их достижения. Можно сказать, что они тоже таким детством травмированы и где-то за кадром глубоко несчастны. Возможно. Но тогда о каком счастье и успехах мы вообще говорим? Если мы все меряем доходностью и востребованностью в той или иной сфере деятельности, а насилия над своими сиюминутными желаниями и понуждения к тяжелому труду, без которых достижение оных невозможно, хотим избежать любой ценой, то одно, простите, исключает другое.
Возможно, именно на этой почве сейчас так процветает блогосфера. Большинство из ее представителей абсолютно ничего из себя не представляет, но упорно делает вид. Без оглядки критикует и насмехается над ошибками или мнениями людей, которые в жизни чего-то да достигли. При этом зарабатывают просмотры в первую очередь именно на упоминании в названии ролика этих известных людей. К тому же мне не совсем понятно, почему человек, который не может толком двух слов связать и вряд ли отличит сольфеджио от фортепиано, считает важным записать свое мнение об исполнении талантливого музыканта. Хочется успеха без усилий за чужой счет.
Отдельно остановимся все-таки на травмах как таковых. Как бы это ни резало нам слух, но именно боль делает человека лучше и чище, делает его способным к сопереживанию. Кто-то озлобляется, но кто-то все же делает правильные выводы. Без потрясений духовный рост, наверное, в принципе невозможен. Скорби нам и посылаются как испытания, а не с целью издевательства.
Христианство обвиняют в призыве к пассивному принятию окружающей реальности. Признаться себе, что никак не можешь повлиять коренным образом на ту или иную ситуацию, считается слабостью, а то и глупостью. А изводить себя по этому поводу, злиться и постоянно обсуждать эту тему со всеми - нормальным поведением. Смириться со скорбью не значит спрятать голову в песок. Это значит не искать виноватых и попытаться разобраться, почему и для чего эта ситуация со мной произошла. Мне такой подход для выхода из кризисных ситуаций видится гораздо более конструктивным. Даже терпеливое и стойкое перенесение страданий без особой рефлексии лучше, чем призывы к возмездию и постоянное нытье.
Есть прекрасная фраза: «Если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней». Я несчастен не потому, что со мной это сейчас происходит или что-то случилось в прошлом. То, что я несчастен, - мой личный выбор. Например, я могу простить или продолжать мучиться от обиды и злости. А если не могу достать обидчика, то хотя бы вот этой тетке нахамлю. Стала тут, понимаешь, не пройти. Виноват в этом поступке не я, а мой начальник, накричавший на меня по пустяку. Он меня раздраконил, а тут еще и тетка эта влезла. Все кругом виноваты и мешают мне жить прекрасной и неповторимой жизнью. А начальник, кстати, тоже не виноват - у него жена с утра после ночного скандала опять уехала к маме. Еще и подчиненный этот вечно переспрашивает по два раза. Тупой, что ли? Все меня провоцируют. Меня, такого доброго, светлого и порядочного. Как мне вообще жить в этом ужасном мире?
Потому-то и живем мы как живем. Стрелки переводим друг на друга, на правительство, на предыдущие поколения, на кого угодно. За собой же, как правило, не замечаем ничего. Оправдывая себя во всем, лишь плодим и накапливаем обиды, неприязнь, халатность и безответственность. Одним словом - зло. А потом бываем искренне потрясены и возмущены тем, что в мире столько несправедливости, болезней и войн. Хотя назначить виновного не проблема. Ну, вы поняли, о Ком я...
Екатерина Выхованец
Православная жизнь