Наверняка многие из вас под видео на православную тематику замечали комментарии про Правь и Славь, про поруганную веру наших предков славян-ариев, про эру Водолея и т. д. и т. п.
Признаюсь, почитываю их порой не без интереса. Основной лейтмотив этих выпадов - наши предки были нереально крутыми парнями: и в космических войнах участвовали, и в Атлантиде считались не последними людьми. Намешивается все подряд: и вера в реинкарнацию, и в НЛО, и в телепортацию. Но потом пришли христиане и все испортили. Есть и комментаторы, которые в принципе не отрицают христианство, а только акцентируют наличие в нем какого-то тайного знания, правда, доступного только избранным.
Жажда тайных знаний, кстати, присуща всем течениям неоязыческого толка. Для Церкви явление это не в новинку и известно как гностицизм. В разные исторические эпохи оно всплывало в виде учения николаитов (Откр. 2:6), манихеев, альбигойцев, богомилов, розенкрейцеров и т. д. В этом учении нет места Богу - человек делает все сам посредством приобщения к какому-то тайному знанию. Ничего не напоминает? Съешьте - и будете как боги (Быт. 3:5). Не нужно, не унижайся перед Богом, ничего не проси, ты сам все можешь. Не предполагается никакой борьбы со страстями, добрых дел, внутреннего самосовершенствования. Продвижение по духовной карьерной лестнице находится в прямой зависимости от наличия или отсутствия какого-то знания или посвящения, которое, получается, само по себе обладает магической силой. Не требуется никаких долгих и последовательных сверхусилий, достаточно, чтобы маг или волхв более высокого уровня открыл тебе доступ. «Вуаля!» - ты уже обладаешь особым знанием и сверхъестественными способностями.
Лет десять тому назад не без зависти слушала в маршрутке, как молоденькая девушка рассказывала матери о том, что они сегодня на занятии взглядом зажигали предметы и занимались телекинезом. Действительно, такие вещи впечатляют и желание научиться им объяснимо. Эта призрачная власть над материей дарит иллюзию могущества, или, если называть вещи своими именами, просто-напросто воспаляет гордыню. Человек начинает чувствовать себя «не то что некоторые», хотя фактической пользы от этих способностей нет. Я, например, без проблем возжигаю лампаду при помощи заурядного коробка спичек. А вот поразить кого-то, заставив этот самый коробок самому прыгнуть тебе в руки, - это да, тут каждый будет считать тебя первым парнем на деревне. Зависит от того, что вам нужно: что-то конкретное сделать или заполучить уважение и поклонение окружающих. Хотя восхищение это будет дворового уровня - все равно как уважают того, кто пиво глазом открывает.
Мне кажется, что за увлечениями подобными псевдоучениями кроется глубокая внутренняя неудовлетворенность своей жизнью. Однако вместо того чтобы что-то реально в ней менять, человек ищет способ убедить себя, что он и так нереально крут, хотя бы в силу того, что принадлежит к расе избранных. И тогда уже не стоит налаживать отношения с начальником или родственниками, можно просто не обращать внимания на этот планктон. Мы же избранные...
В неоязычестве, как правило, исповедуется дуализм, т. е. равнозначность и одинаковая необходимость добра и зла. Таким образом, аскетическое делание не нужно, поскольку я и так в порядке и исправлять во мне нечего. Что такое хорошо и что такое плохо зависит сугубо от моего текущего субъективного восприятия. Проблемы и неурядицы на жизненном пути - это, видимо, недостаточный уровень посвящения или обладания знанием.
Отдельно хочется остановиться на самом знании как таковом. Было время - довелось ознакомиться с некоторыми его фрагментами в виде сюжетов на тему «От нас все скрывали, а оказывается...» Даже приходилось читать «Славяно-Арийские веды». Помимо фактов откровенного вранья там еще есть утверждения сомнительной нравственности, куча банальностей и низкопробная фантастика. Создается впечатление, что у поклонников этого учения отсутствует элементарный литературный вкус. Какое-то оно все на скорую руку, без особого словарного запаса и фантазии. Напоминает старый советский мультфильм: «И так сойдёт!» В более юном возрасте я питала слабость к космической фантастике и фэнтези. Так что я в данном вопросе какой-никакой, а специалист, и межгалактические баталии праславянских воинов света должны были бы вызвать у меня легкую ностальгию. Захватывающего чтива, к сожалению, не получилось - сплошная скука и недоумение. В то же самое время вымышленные миры Дж. Р. Р. Толкина или Урсулы Ле Гуин вызывают восхищение человеческим гением. Можно по-разному относиться к их творчеству, но слаженность и глубина картины, которая открывается в их произведениях, впечатляет. Чего не скажешь о космологии неоязычников. Тут два варианта: либо талантливый человек может придумать что-то поинтереснее, чем некоторые из богов; либо с богами что-то не так.
На эту удочку попадаются даже образованные и откровенно неглупые люди. Почему они верят голословной информации, которая при первой же поверхностной проверке оказывается откровенной и неприкрытой ложью? Чтобы опровергнуть с ходу несколько утверждений в интервью одного из волхвов, мне пришлось скачать пару книг, на которые он ссылался, или обратиться к «Википедии». Сразу становится кристально ясно, что гуру, мягко говоря, плавает и в истории, и в религиоведении, и, чего уж там греха таить, в филологии. Для этого придумано гениальное объяснение: у ученых тотальный заговор, все друг друга покрывают, верить никому нельзя, все вообще не так, как вы думали. Одним словом, забудьте все, что вы до этого знали. Но, простите, почему я должна верить именно вам? Если обратиться напрямую к личностям учителей, то мы найдем там помимо полуграмотных аферистов даже бывших экстрасенсов (А. Хиневич) и откровенных сатанистов (Ярослав Добролюбов). Как вам цитата из статьи последнего: «Почему именно Новое Язычество придет на смену стареющим нынешним монотеизмам, а не сразу Новый Сатанизм? Потому, что человечеству нужен ‟теплый переходˮ из одного состояния в другое». Материал с сайта убрали, но он продолжает гулять по сети.
Отличительной характеристикой современного неоязычества является огромное разнообразие учений. Каждый сам себе гуру, и каждый волен не соглашаться с другим. Что ж, мы не можем сказать, что нас не предупреждали об этом. «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4:3). Так и получается, что весь этот славянский антураж неоязычества всего лишь прикрытие банального протеста против Бога. Человеку не нужна истина, он подбирает учение, которое максимально бы возвысило его в собственных глазах и требовало от него минимум работы над собой.
Вот только чем гордиться, если никто не «может прибавить себе росту хотя на один локоть»? (Мф. 6:27). Известно достаточное число случаев левитации, но я, например, не слышала, чтобы кому-то вернули ампутированную конечность. Можно научиться обрабатывать древесину, но само дерево создать вы, увы, не сможете. Т. е. как таковой власти над материей нет даже у «посвященных». Антихрист, когда придет, будет являть как раз такие чудеса - ни о чем. Вроде красиво и эффектно, но абсолютно бесполезно. Христос творит чудеса только со смыслом, без показухи, во исцеление души и тела. Это - избавление от страданий больных и бесноватых, а не развлечение их умопомрачительными фокусами. Так, кстати, и действуют, когда обладают реальной властью, а не пытаются кого-то убедить в ее наличии.
Как бы
человек ни бил себя в грудь, что он-де никому никогда не поклонялся и не
опустится до этого унижения и что сам является властелином своей жизни,
но и на него найдется управа - смерть. Да, можно поразглагольствовать о
перерождении, о переходе в другой мир, в параллельную реальность, но
никто не может не умереть. Именно здесь подводится черта человеческому
могуществу: «ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а
потом исчезающий» (Иак. 4:14). На фоне смерти весь человеческий пафос о
собственном достоинстве - это пшик. Христиане смело говорят о смерти,
для нас эта тема не является табуированной. Именно она расставляет все
точки над «i». Мы не стесняемся сознаться себе в том, что самостоятельно
ничего поделать с ней не можем, и признаем власть Бога над своей
жизнью. В неоязычестве же смерть как будто выносится за скобки и не
является предметом для размышлений. Человек просто верит, что он сам
бог, и нужно всего лишь пробудить в себе какие-то внутренние силы. Но
время идет, а неоязычник, несмотря на накопленные знания, не в
состоянии, например, даже контролировать свой гнев или же банально
бросить курить. Он верит, что все будет хорошо только потому, что он так
хочет. Однако причастность к сообществу, обладающему особым знанием, не
может гарантировать ему блаженства по ту сторону смерти или удачной
«реинкарнации» хотя бы потому, что это «тайное» знание в большинстве
своем он получает из общедоступных источников в интернете, которые
зачастую противоречат друг другу. Получается, избранным может быть
любой, у кого есть Wi-Fi. Про достоверность этих данных я вообще молчу. В
чем же основание такой веры? Особенно с учетом того, что, как мы уже
выяснили, у каждого она своя... С какой стороны ни подступись - это
карточный домик.
Тем не менее, насколько бы ни были рациональны
ваши аргументы, неоязычника вам вряд ли удастся поколебать. Во всех их
словах сквозит надменная уверенность в собственной правоте и
исключительности. Напрашивается вывод о том, что упор в этих лжеучениях
делается на самомнение и гордыню, а остальное - дело техники. Гордость
слепа, поэтому при систематической ее подпитке параллельно можно
подсовывать любые учения, даже особо не заморачиваясь на их цельность и
последовательность. Получается, главное, чтобы причастность к
организации давала ощущение своей избранности и возвеличивала в
собственных глазах. Как сказал известный персонаж Аль Пачино из фильма
«Адвокат дьявола»: «Определённо, тщеславие - мой самый любимый из
грехов».
Не хотелось бы заканчивать на приговорной ноте для всех неоязычников. Всегда есть опасность соскользнуть в фарисейство, поэтому попробуем найти пищу для размышлений о себе. Немного сместим ракурс и увидим, что христиане тоже, к сожалению, часто гордятся самим фактом крещения в Православной Церкви, никак не пытаясь вникать в Ее учение. За нашими посещениями храма и даже участием в Таинствах тоже далеко не всегда стоят внутренние изменения. Бывает и так, что мы ставим себя выше католиков, мусульман и тех же самых неоязычников лишь потому, что мы в отличие от них причастны к правильному учению. Да, Евангелие Христа оскорбительно даже сравнивать со сказками неоязычников, но являемся ли мы действительно Его последователями? Или же мы просто нашли другой способ считать себя избранными?
Екатерина Выхованец
Источник: Православная жизнь