«Ты - сын священника!»

Памяти протоиерея Димитрия Акинфиева († 2008)

Александр Сергеевич Пушкин 
0
856
Время на чтение 8 минут
Сегодня 10-я годовщина преставления ко Господу настоятеля храма святителя Николая в Хамовниках протоиерея Димитрия Акинфиева (1928-2008). Публикуем фрагменты из новой книги «Тихие воды последней пристани» насельника Сретенского монастыря архимандрита Иова (Гумерова), в которых он вспоминает этого замечательного пастыря.

Протоиерей Димитрий Акинфиев

 

Протоиерей Димитрий Акинфиев Протоиерей Димитрий Акинфиев

Попытка уничтожить Церковь (цель эта была сформулирована новой советской властью в директивах второй пятилетки, начавшейся в мае 1932 года) провалилась. Это стало ясно перед войной. Тяжелое положение страны в первые три года войны заставило власти ослабить гонения и даже дать Церкви некоторую - пусть и весьма ограниченную - свободу. В конце 1940-х годов давление на Церковь снова начинает усиливаться. Богоборческая природа коммунистической власти осталась прежней. Изменились лишь формы и методы гонений. Особенность политики 1950-1980-х годов - это режим жесткого контроля над Церковью на всех ее уровнях.

Когда была свободная минутка, отец Димитрий рассказывал о пережитом. В те годы не только приходы, но и священники должны были иметь так называемую регистрацию, которую выдавал уполномоченный по делам религии. Без нее они служить не могли. Священникам не разрешалось никакое богослужение вне храма. Даже если он совершал панихиду на могиле родственника, то об этом сразу же становилось известно уполномоченному. Он вызывал священника и, задав вопрос о том, что он делал такого-то числа в такое-то время, спрашивал: «Где ваша регистрация?» Священник протягивал ее. Уполномоченный клал документ в стол и объявлял: «Можете идти». Священник уже не имел права служить.

Еще он рассказывал, как на него написали фельетон в газете, - в статье была сплошная ложь:

- Я, расстроенный, иду к благочинному и говорю, что нет ни одного правдивого факта. Он меня спрашивает: «Неужели ни одного?!» - «Ни одного!» - «А написано ли там, что ты - священник». - «Да». - «Значит, не все там ложь».

Рассказ очень печальный. Видно было, что отцу Димитрию было тяжело это вспоминать.

Духовное устроение отца Димитрия открывается не только в том, как он нес крест священнического служения в годы гонений, но и в том, что он в ранней молодости осознанно выбрал этот жертвенный путь. В 1946 году, окончив школу, он поехал в Москву поступать в духовную семинарию, чтобы стать священником. Юноша не устрашился того, что за восемь лет до этого - 11 августа 1938 года - в Байкало-Амурском крае в лагере был расстрелян его 34-летний отец - священник Александр Федорович.

Из тюрьмы отец передал дароносицу со словами: «Пусть Дима поставит на престол»

Отец Димитрий и 60 лет спустя хорошо помнил арест отца. Это произошло накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Отец Александр ходил в соседнее село причащать. Когда он возвращался, его на проселочной дороге встретили работники НКВД и арестовали. Через несколько дней было разрешено свидание с матушкой Еленой Федоровной, он протянул ей дароносицу со словами: «Пусть Дима поставит на престол». Так восьмилетнему отроку пришлось сделать то, что каноны разрешают только священнослужителю.

Память об отце ему была дорога. Он говорил мне, что держал в руках его следственное дело. Хотя по приговору тройки ему дали 10 лет ИТЛ, в Байкало-Амурском лагере постепенно готовили его к расстрелу. Надзиратель регулярно писал на него доносы. В одном из них было сказано: «Не бережет инструмент». В последнем доносе фактически содержалось ходатайство о расстреле. После упоминания какого-то очередного «нарушения» было прибавлено: «неисправим». Я преклоняюсь перед подвигом таких людей. Отец Александр не принадлежал к священническому роду. Он был из крестьян. Работал бухгалтером. В 1932 году, когда власть готовилась к полному уничтожению Церкви, он становится священником.

После ареста отца семья терпела лишения. Матушку на работу не брали. Чтобы прокормить детей, она собирала колоски с убранного колхозного поля. Младшая сестра отца Димитрия Раиса Александровна мне рассказывала, что они даже просили милостыню. При этом она прибавляла: «Дима был постарше. Он очень смущался».

Я не встречал другого такого священника, который так рано, как отец Димитрий, был приобщен к церковному служению. Ему было около пяти лет, когда он начал во время богослужения подавать отцу кадило. В шесть лет он впервые прочел шестопсалмие. Факт изумительный, потому что в 1930-е годы еще не было богослужебных книг, напечатанных гражданским шрифтом. Мальчик читал на церковнославянском.

 

Тихие воды последней пристани. Книга воспоминаний. Архимандрит Иов (Гумеров) Тихие воды последней пристани. Книга воспоминаний. Архимандрит Иов (Гумеров)

Отец Димитрий вспоминал строгость своей матери:

- Играешь с ребятами. Подходит мама и говорит: «Иди в храм!» Мне хочется играть. Я говорю, показывая на мальчиков: «А они?» Мама строго говорит: «Они дети колхозников, а ты - сын священника».

В духовной академии отец Димитрий пел в основном хоре. Это была замечательная школа. Он ценил хорошее пение и сам прекрасно пел величания во время праздничных служб.

Самая выдающаяся особенность богатой дарованиями личности отца Димитрия - необыкновенно-выразительное и красивое служение. Мне трудно кого-либо рядом с ним поставить. Помню, кто-то в разговоре сказал ему об этом, отец Димитрий ответил строкой А.С. Пушкина: «Прекрасное должно быть величаво».

Во время службы отец Димитрий не ошибался, потому что всегда был собран и внимателен. Не ошибался еще и потому, что прекрасно знал устав. Если были какие-то особенности в службе, он заранее смотрел Типикон, который всегда лежал на том месте, где пономари готовили ему облачение перед службой. Часто было так: хор еще настраивается, а отец Димитрий в алтаре негромко начинает петь тропарь или стихиру.

Замечательной чертой нравственного облика личности отца Димитрия было умение спокойно принять любые перемены в его жизненном положении. Он как-то сказал мне: «Всю жизнь ничего не просил и никуда не стремился». Принимая покорно новые назначения, не позволял себе долго переживать о том родном и близком, что ему пришлось оставить. Он был назначен настоятелем в храм святителя Николая в Хамовниках в декабре 1988 года. В первые годы испытывал довольно сильную ностальгию по храму преподобного Пимена Великого, в котором он был настоятелем более 13 лет с сентября 1975 года. Но со временем это прошло. Он полюбил храм святителя Николая и много сделал для его благоустройства.

Отец Димитрий почти никогда не выглядел сильно уставшим даже после продолжительных великопостных служб. Объясняю это не только его природной крепостью, но и любовью к служению. Когда человек приучен к труду с раннего детства, то труд не только не обременяет его, но и является жизненной потребностью.

В течение нескольких лет отец Димитрий в воскресный день всю раннюю Литургию исповедовал один. Исповедь продолжалась и после окончания обедни. В начале десятого часа, не выходя из храма, он поднимался на амвон и читал входные молитвы. Затем совершал проскомидию. Давал возглас на часы. Ровно в 10 часов начинал Божественную литургию. Служил он обычно один. Но даже когда служба проходила соборно, он причащал всегда сам.

Отец Димитрий при составлении богослужебного расписания никаких послаблений себе не делал.

Иногда бывает достаточно одного поступка, чтобы понять человека. В ноябре 2000 года мне делали довольно тяжелую операцию. Моя духовная дочь Виталия дозвонилась до больницы и узнала, что операция прошла нормально. Она поспешила в храм. Отец Димитрий только что закончил Литургию. Виталия подошла к нему, стоявшему на амвоне, и сказала об исходе операции. Он сразу же начал служить благодарственный молебен.

«Из храма человек должен уйти всегда удовлетворенным» - таков был его принцип и как настоятеля, и как священника

Не помню, по какому поводу, он как-то мне сказал слова, в которых выразился его принцип и как настоятеля, и как священника: «Из храма человек должен уйти всегда удовлетворенным. Как священник этого добьется, его дело, но он должен это сделать».

Он не любил делать замечаний, тем более резко выговаривать за ошибки или упущения. Однажды я исповедовал за Литургией. День был будний. Отец Димитрий в этот день не служил. Войдя в храм, он увидел, что я продолжаю исповедовать во время Евхаристического канона. Я знал, что этого делать нельзя, но как поступить, если еще несколько десятков прихожан ожидали исповеди, а до Причастия оставалось полчаса? Отец Димитрий не сделал мне после службы замечания. Он поступил иначе. В мое отсутствие как бы поинтересовался у другого священнослужителя: «Не знаете ли, почему отец Афанасий исповедовал во время Евхаристического канона?» Тот передал мне разговор. Я теперь даже при множестве людей, ждущих исповеди, стараюсь в эти священные минуты не исповедовать, а молиться.

Не пытаюсь идеализировать отца Димитрия. Как и у каждого из нас, у него были человеческие слабости. Он не был человеком аскетического настроя. Охотно участвовал в праздничных застольях. Весело шутил. Однако внутренняя дисциплина была в нем настолько крепкой, что он никогда не забывал меру.

Священство отца Димитрия продолжалось 54 года. В диаконы он был рукоположен 7 февраля 1954 года в день памяти великого святителя Григория Богослова. Отец Димитрий любил тропарь святому. Он восхищался его изяществом:

«Пастырская свирель Богословия твоего риторов победи трубы: якоже бо глубины духа изыскавшу, и доброты вещания приложишася тебе. Но моли Христа Бога, отче Григорие, спастися душам нашим».

Из главы «Монастырский скит»

 

Храм святителя Николая в селе Печерниковские выселки, где служил отец протоиерея Димитрия Акинфиева
Храм святителя Николая в селе Печерниковские выселки, где служил отец протоиерея Димитрия Акинфиева

Когда я уже был насельником Сретенского монастыря, в мой первый приезд в монастырский скит на Рязанской земле я обратил внимание на храм, который отчетливо виден на западном горизонте. Позже я узнал, что это тот самый храм, настоятелем которого был родной отец протоиерея Димитрия. Село это называется Печерниковские выселки. В один из последующих приездов мы с отцами Арсением (Писаревым; 1958-2013) и Паисием (Бочкаревым) поехали посмотреть храм. Посвящен он был святителю Николаю Чудотворцу. Там шли реставрационные работы.

Он уже несколько лет занимался восстановлением храма, в котором служил его отец

Вернувшись в Москву, я позвонил отцу Димитрию и рассказал о поездке в Печерниковские выселки. Он сказал, что закрытый храм разрушался и он не мог спокойно на это смотреть. Оказывается, это он уже несколько лет занимался восстановлением храма, который был ему, наверно, самым дорогим.

- Меня удивляют его размеры: храм вмещает более 1000 молящихся. А ведь деревня совсем небольшая, - сказал я.

- Нет, село было очень большим, - ответил он.

Сейчас, когда об этом пишу, я обратился к краеведческим источникам и получил этому подтверждение: в 1929 году население Печерниковских выселок составляло 3975 человек, в то время как в 2007 году - уже всего лишь 129 человек.

Архимандрит Иов (Гумеров)

Книги архимандрита Иова (Гумерова) в интернет-магазине "Сретение"

Публикуется по: Иов (Гумеров), архимандрит. Тихие воды последней пристани. Книга воспоминаний. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2018.

Православие.Ru
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Иов (Гумеров)
«К священству меня привела философия...»
Почему татарин стал православным, философ - богословом, а счастливый семьянин - монахом
21.08.2018
Благодатный огонь: величие чуда и бессилие скептиков
Почему атеисты и скептики хотят разрушить веру?
13.04.2017
Все статьи Иеромонах Иов (Гумеров)
Александр Сергеевич Пушкин
Все статьи темы
Последние комментарии
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от prot
18.11.2024 21:47
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 21:31
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Наталья Сидорина
18.11.2024 19:31
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12