itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Святитель Игнатий и жизнь в монастыре

0
654
Время на чтение 6 минут

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь
Свято-Пафнутьев Боровский монастырь

Как-то раз, в разговоре с владыкой Викентием (Морарем) о чтении духовной литературы, владыка сказал мне, что духовные книги несут пользу в той степени, в какой знания, что в них находим, мы применяем на практике. Во всех остальных случаях эти знания, как камень на шее, мешают идти дальше, наполняя душу тщеславием и гордыней. В моей жизни было много поводов убедиться в справедливости этих слов, и самый первый запомнился мне на всю жизнь.

Он посоветовал купить книги святителя Игнатия (Брянчанинова), сказав: «Эти книги точно тебе помогут!»

Когда в далеком 1997 году я приехал в Пафнутьев Боровский монастырь, духовной литературы было мало, и найти ее можно было только в больших городах в хороших монастырских лавках. Я же жил в маленьком Камышлове, где в единственном действующем тогда храме - храме Покрова, где я крестился и работал, - продавались три издания Евангелия, сборник высказываний святых о посте, два тома «Добротолюбия» и книжка святителя Феофана Затворника «О молитве», которую я прочитал до дыр. А когда я оказался в книжной лавке Боровского монастыря, то почувствовал себя Синдбадом в пещере с сокровищами: книг там было столько, что они даже не вмещались на полках, а стояли на столах и в коробках на полу, - так их было много! От обилия книг голова у меня пошла кругом, и не знаю зачем, я купил дико дорогую роскошно изданную «Историю мировых религий» в двух томах. Принес в келью, радуюсь как ребенок, а мой сосед, писатель из Санкт-Петербурга, увидел и говорит: «Зачем ты их купил? Ты и о своей-то вере ничего толком не знаешь, а вон куда полез! Сходи-ка лучше обратно в лавку и попроси поменять на книги святителя Игнатия (Брянчанинова): эти книги точно тебе помогут!»

Я так и сделал и стал обладателем шеститомного издания трудов святителя Игнатия, которые стоят у меня на книжной полке до сих пор, и я их время от времени оттуда достаю и с удовольствием читаю. Но самое замечательное, что все, о чем я там прочитал, встретилось в той далекой поездке, где я не только открыл для себя настоящую монастырскую жизнь и настоящие христианские братские отношения, но и нашел своего духовного отца - батюшку Власия.

Время тогда для паломничества было благодатное: обитель только восстанавливалась, случайные люди в монастырь не ездили - для них никакого комфорта и туристических красот не было; для паломников была единственная келья, где стояли кровати в два ряда, а у стены были сделаны полати, чтобы можно было спать наверху. В той бедной паломнической келье была идеальная чистота и братская искренняя любовь друг к другу, всегда заправленные свежим бельем кровати, вымытый пол, по которому мы ходили без обуви, а по вечерам обязательное братское чаепитие. Хотя вокруг была разруха, откровенная бедность и отсутствие комфорта (это сейчас в номерах монастырской гостиницы есть апартаменты класса «люкс», вай-фай и горячие обеды), никто этого не замечал, и я многое бы отдал, чтобы оказаться в той келье, через стенку с которой батюшка Власий принимал посетителей. В обитель в те благословенные времена приезжали за длинными монастырскими службами, послушаниями Христа ради и, конечно, за общением с духовником монастыря батюшкой Власием, с которым мы встречались каждый день. Хотя можно было говорить с батюшкой о чем угодно, люди спрашивали не о том, куда лучше вложить деньги или какой дом купить, а о выборе жизненного пути, который часто приводил к тому, что человек связывал свою жизнь с Церковью навсегда, становясь священником или монахом. Вспоминаю нашу маленькую дружную компанию: двое будущих священников, один послушник, которого батюшка Власий благословил на постриг, писатель, приезжавший потрудиться в монастырь каждые полгода, отец с маленьким сыном на каникулах.

Тогда и братия, и паломники были как одна дружная семья под руководством батюшки Власия, который возился с небольшим братством, как наседка с цыплятами. Все вместе ходили на службу, послушались, а по вечерам пили чаи с травами и духовными историями из монашеской многотрудной жизни. До сих пор помню огромные краюхи вкуснющего хлеба (буханки были большими - на противне помещалось только шесть), которые пек к ужину сам настоятель отец Геннадий.

А у меня и сейчас еще хранится теплый шарф, подаренный мне послушником братом Максимом. Под его руководством мы заготовляли дрова на делянке. На дворе стоял конец октября, было холодно, пошел снег, а на мне была легкая курточка. Как наш бригадир это увидел, то быстро снял с себя этот самый шарф и намотал мне на шею. И теплые обшитые кожей варежки тоже отдал. А сам работал весь день с голыми руками: смеялся и говорил, что он вон как на монастырских харчах отъелся, так что его вместо трактора можно в тележку запрягать! Помню, как вечером в ожидании машины мы, усталые и довольные, сидели у огромного жаркого костра, ели селедку с черным хлебом и смотрели, как в огонь падают большие снежинки.

Потом в монастыре, когда я пытался отдать ему все обратно, он решительно отказался: «Сейчас холодно, носи на здоровье на добрую память!»

Все, о чем я читал у святителя Игнатия, чудесным образом происходило в жизни вокруг

А по вечерам в келье я читал святителя Игнатия и не мог остановиться, иногда почти до рассвета! Все, о чем я читал в книге, чудесным образом происходило в жизни вокруг, и от этого чтение становилось еще более притягательным и прекрасным! Прочитал главу о нестяжательности, а на следующий день батюшка Нил (Мишарин) тащит меня к себе в келью. Заводит, смотрит на стену, завешанную иконами, выбирает большую, красивую, с Оптинскими старцами, и говорит: «Вот тебе подарок от меня, Дионисий! Ты им молись, они тебя всему в жизни научат!»

Святитель Игнатий Брянчанинов

Святитель Игнатий Брянчанинов

Или читаешь о молитве, а потом батюшка Власий тебе между прочим так говорит: «Ты, Дионисий, за количеством особо не гонись, тебе это ни к чему! Ты больше на качество налегай!» Идешь потом от батюшки, а сердце от милости Божией прямо готово из груди от радости выпрыгнуть.

До сих пор помню, как после чтения о грехах и добродетелях у святителя Игнатия я ходил на исповедь к батюшке Нилу. Это было что-то особенное!

Сначала, как обычно, ты бодро по бумажке перечисляешь грехи и уже было собираешься голову на Евангелие положить, чтобы он тебе грехи отпустил, как батюшка начинает задавать какие-то вроде бы незначительные вопросы, потом еще и еще. Ты отвечаешь на один, потом на второй, слово за слово, и вдруг ниточка из этих вопросов приводит к каким-то давним и очень неприятным делам, про которые ты давно уже позабыл, а сейчас вдруг вспомнил, и сердце от них заныло, как больной зуб. Ты смотришь в батюшкины большие доверчивые, как у ребенка, глаза и открываешь ему все про себя, как на духу, о чем никому на свете бы не рассказал, потому что по-другому просто не можешь.

Ты смотришь в батюшкины глаза и открываешь ему все-все про себя - по-другому просто не можешь

Помню коротко стриженных скучающих ребят с золотыми цепями - большими, чем у священников, - которые ходили по храму и разглядывали фрески на потолке. Отец Нил выходит из алтаря, увидал их: «А ну, ребята, идите сюда!» Те плечами пожимают, переглядываются, но подходят. Когда я через час снова в храм зашел, один сидел в углу на лавке, наклонив голову, и от стыда покрасневшие глаза от всех прятал, хотя еще недавно вел себя как некоронованный принц. А другой стоял у аналоя с крестом и Евангелием на коленях и рыдал в три ручья. Отец Нил гладил его по плечу и приговаривал: «Ничего-ничего! Все еще можно исправить!»

Иеромонах Нил (в миру Пётр Павлович Мишарин) Иеромонах Нил (в миру Пётр Павлович Мишарин) Когда я из монастыря уезжал, отец Нил немедленно пошел меня провожать. Повел в трапезную и взял там свежевыпеченный огромный каравай, как тогда в монастыре пекли, завернул его в полотенце: «Это тебе на дорогу!» - «Да что вы, батюшка! Куда мне столько?» - «Так ведь ты на поезде поедешь - а там люди, вот и будешь всю дорогу людей монастырским хлебом угощать! Он у нас, знаешь, какой вкусный - с молитвой!» И смеется как ребенок. Дошел со мной до мостика через Истерьму, остановился, обнял, благословил: «Ты нас не забывай, Дионисий, приезжай!» Я поднимался в гору, а он стоял и махал мне на прощание снизу рукой.

Я шел и про себя молился, а в рюкзаке у меня лежали книги святителя Игнатия, краюха монастырского хлеба и икона святителя Игнатия, которую мой духовный отец, батюшка Власий, в последний день перед расставанием достал из шкафа и мне подарил. Такая вот история.

Денис Ахалашвили

Православие.Ru

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Денис Ахалашвили
Он ушёл на Казанскую…
На день рождения схиархимандрита Власия (Перегонцева)
09.02.2022
«Мы 19 раз в Москву ездили, чтобы Церкви Покровский собор вернули»
Беседа с протоиереем Игорем Балабановым. Часть 1
16.11.2020
Не забывай, ты счастливый!
Записки православного журналиста
23.08.2019
Все статьи Денис Ахалашвили
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09