Россиян напугали появившиеся в соцсетях новости о том, что ФНС вместе с банками активно взялась за денежные переводы граждан. Якобы в стране вводится тотальная проверка с целью заставить граждан платить налоги на доходы. Банкам также разрешили блокировать карты в ряде случаев, и они начинают собирать биометрические данные россиян. Что же из этого соответствует действительности, а что - провокация?
На уходящей неделе в соцсетях россияне обсуждали напугавшую их информацию о том, что якобы с 1 июля ФНС сможет отслеживать денежные переводы граждан с карты на карту, запрашивать у россиян информацию о том, почему был сделан перевод, с какой целью.
Якобы в статью 86-ю Налогового кодекса были внесены поправки, согласно которым банки должны будут предоставлять в налоговую все данные о движении средств на платежных картах физлиц «по первому запросу», а неопознанные поступления на карточный счет могут быть расценены как доход, за который необходимо будет уплатить налог. Клиенту банка якобы нужно будет доказать, что поступившие на его карту деньги не являются прибылью, в противном случае налоговая будет взыскивать штраф 20% от суммы неоплаченного налога, а также сам налог и пени.
На прошлой неделе в соцсетях стали распространять похожую информацию и в отношении Сбербанка. Якобы банк проводит тотальную проверку: из банка звонят тому, кто вам перевел деньги, и если они переведены за услугу, то карты блокируют, выставляется штраф и требуется заплатить НДФЛ.
Однако распространяемая соцсетями и некоторыми СМИ информация на самом деле является не более чем фейком. Никаких изменений в НК РФ с 1 июля не вносится, тотального контроля не будет, успокоили и в ФНС, и в крупнейших розничных банках.
Федеральная налоговая служба не будет тотально контролировать банковские счета россиян и начислять налоги на средства, поступившие на карты. Те, кто получает доходы, с которых не уплачивается налог, должны сами их декларировать и платить НДФЛ, заявил РИА «Новости» замглавы контрольного управления ФНС Константин Новоселов.
Он пояснил, что ФНС еще с 1 июля 2014 года имеет право запрашивать у банка информацию о движении средств и карточных переводах, но есть важная оговорка. Налоговая может cделать такой запрос, только если в отношении физлица ведется налоговая проверка или в ходе проверки компании выяснилась незаконная предпринимательская деятельность. В основном это касается получения доходов в крупных размерах, ситуаций с незаконным обналичиванием средств, схем уклонения от уплаты налогов.
Глава Сбербанка Герман Греф сообщил, что ему неизвестно ни о каких намерениях внести изменения в регулирование личных платежей. Авторы этой «новости», по его словам, случайно или намеренно все перепутали.
В банке «Открытие» указали, что последние изменения в Налоговый кодекс, вступившие в силу с 1 июня, не имеют никакого отношения к контролю за переводами с карты на карту, а касаются контроля за счетами, открытыми в драгоценных металлах.
Такие счета с точки зрения налогового контроля теперь приравняли к обычным банковским. Так, например, если у кого-то есть большие долги по налогам, на его банковские счета может быть обращено взыскание. А если средств на его рублевых или валютных счетах окажется недостаточно для погашения долга, теперь их можно будет взыскать и с металлических счетов.
Что касается фейковой информации против Сбербанка, то такие вбросы в соцсетях происходят уже каждый год. Например, такие же сообщения через WhatsApp, причем с аналогичным текстом (слово в слово), уже появлялись в ноябре 2016 года. В апреле 2017 года банку снова пришлось оправдываться, что распространяемая в социальных сетях и мессенджерах информация о том, что Сбербанк якобы блокирует карты физических лиц после проверки операций по пожертвованиям в фонды и по обычным денежным переводам, является ложной.
Платить НДФЛ, конечно, надо, но зверствовать с картами физических лиц и доводить до абсурда ситуацию с переводами граждан ни налоговая, ни банки не собираются. Можно, как всегда, спокойно отдавать долги или совершать пожертвования с помощью перевода средств с карты на карту.
Между тем блокировка карты возможна, но совсем не в интересах налоговой, а в интересах защиты самих владельцев этих карт. Блокировку разрешили в рамках закона о противодействии хищению денег с банковских карт. Согласно документу, опубликованному на этой неделе, банк может, не спрашивая согласия клиента, приостановить действие карты на два дня в том случае, если переводы по ней носят подозрительный характер, передает РИА «Новости». При этом банк обязан обо всех таких случаях информировать ЦБ.
Заблокировать на два дня могут не только карту, но также электронный кошелек и мобильные приложения.
Подозрения в краже средств с карты могут возникать, например, когда человек находится в России, а списание средств происходит в Панаме. Это довольно распространенный вид мошенничества.
Только в прошлом году было украдено более 1 млрд рублей путем совершения 300 тыс. операций по незаконному списанию средств с карт. Банк в этом случае может связаться с физическим лицом по телефону или через электронную почту, но если человек не отвечает, то теперь может сам заблокировать карту. Такая защита вводится, кстати, и для юридических лиц.
При этом в целом объем сомнительных операций куда выше. В ЦБ посчитали, что он составил в прошлом году 422 млрд рублей, большая часть из которых связана с обналичиванием средств.
Наконец, банки получили право удаленно идентифицировать потенциальных клиентов и оказывать им некоторые услуги через интернет с учетом использования биометрических данных. Такие положения были подписаны президентом еще в прошлом году. Нововведение появится после запуска единой биометрической системы (ЕБС). Поэтому банки собираются с 1 июля активно начать собирать биометрические данные клиента, чтобы они смогли получать банковские услуги удаленно. Речь идет о сканировании лица и отпечатков пальцев, что позволит также отказаться в перспективе от идентификации по паспорту.
Регистрация будет осуществляться при помощи единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) и с подтверждением биометрических данных в ЕБС. Оператором системы будет «Ростелеком», которому банк будет перечислять 200 рублей за каждое результативное обращение к ЕБС. Такой тариф рассчитан исходя из расходов банка на инфраструктуру для сбора биометрических персональных данных и издержек оператора на создание ЕБС с учетом срока ее окупаемости за 8-10 лет.
Сбор биометрии в своих отделениях запускает Сбербанк, хотя там не ждут высокого спроса на услугу в ближайшие два года. К проекту подключаются ВТБ и «Альфа-банк», которые считают биометрию стимулом для роста цифровых продаж и привлечения новых клиентов. Интерес проявил также крымский РНКБ. В банке признаются, что введение биометрической идентификации даст им возможность привлекать клиентов с материка.