itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Святая новомученица Босилька Пасьянская

0
947
Время на чтение 5 минут

В мае 2018 года Священный Архиерейский Собор Сербской Церкви причислил к лику святых троих мучеников Христовых, пострадавших в период турецкого ига: монаха Григория Печского, Василия пекаря Печского и девицу Босильку из Пасьяне. Торжественное прославление новых святых состоялось в храме Святого Саввы 10 мая 2018 года за Божественной литургией в День сожжения мощей святого Саввы.

С иконой новомученицы Босильки Пасьянской. Белград С иконой новомученицы Босильки Пасьянской. Белград

Таким образом, Сербская Церковь утвердила давно существующее молитвенное почитание новопрославленных святых мучеников у верующего сербского народа, в первую очередь Косово и Метохии, где они и пострадали.

***

Новомученица Босилька. Фреска в храме вмч. Димитрия Солунского в Косовской Митровице Новомученица Босилька. Фреска в храме вмч. Димитрия Солунского в Косовской Митровице

В старинном сербском селе Пасьяне на окраине Гнилане в Косово в XVIII веке жила благочестивая семья Райичич. В скромном родительском доме с братьями и сестрами росла набожная и прекрасная девушка Босилька, отличавшаяся кротким нравом, смирением, трудолюбием и послушанием. С малых лет она привыкла помогать матери по хозяйству, ходить за домашней скотиной. С отцом и братьями она работала в поле и саду на сборе урожая, заготовке корма для скота и дров на зиму.

По праздникам вся семья посещала богослужения в сельском храме, а по вечерам Босилька сама усердно молилась перед иконами, древним образом Божией Матери и покровительницы семьи святой Параскевы, хранившимися в отчем доме. Особо ее сердце согревалось верой в период рождественских и пасхальных праздников, когда она вместе с родными и детьми односельчан причащалась Святых Христовых Таин.

Когда ей исполнилось 17 лет, родители повели ее первый раз в соседнее Гнилане на Иваньдан - праздник Рождества Иоанна Предтечи, где собирался сербский народ из всех окрестных сел Поморавья. Один раз она побывала и в монастыре Драганац на собор Святых Архангелов.

Босилька была наделена особой девичьей красотой, которая не осталась незамеченной не только со стороны родственников и знакомых, но и со стороны соседей безбожников. Демонская похоть к молодой девушке овладела одним местным албанцем из Депца. Он стал ждать удобного момента, чтобы ее похитить. Подобные похищения были в те времена обычным делом, и сербам приходилось следить за тем, чтобы сохранить своих родных и детей.

Вместе со своими сподручными арнаут долго следил за Босилькой, дожидаясь, когда она по какому-нибудь делу выйдет из села. Удачный момент для осуществления этого преступного замысла выпал осенью, когда девушка вместе с отцом и братом отправилась в лес за дровами, в место под названием Белый Камень. Трое албанцев с закрытыми лицами, словно звери, напали на них из засады и похитили девушку. Они стреляли в отца и брата, а несчастную пленницу уволокли в сторону Карадака.

Несколько дней родственники вместе со священником из Пасьяне добивались от турецких властей помощи и признания самого факта, что молодую сербку похитили и увели в албанский дом. Колеблющаяся и терпимая к арнаутам турецкая власть затягивала с расследованием происшествия и судом. Турки хотели, чтобы дело решилось само собой, будучи уверенными в том, что из-за позора перед родными девушка сама смирится со своей участью, как бывало уже не раз.

Арнаутские злодеи и турецкие угнетатели не рассчитывали только на твердую веру молодой сербки. Все это время Босилька в чуждом и иноплеменном окружении претерпевала сильные искушения, оскорбления, унижения и угрозы, что она примет ислам и выйдет замуж за насильника. Решительно и непоколебимо она отвергала все нападения, надеясь на милосердие Божие и не теряя надежду на спасение. Ее морили жаждой и бессонницей, избивали и оскорбляли, периодически пытались уговорить ее сдаться.

С Господом в сердце и молитвой на устах девушка укреплялась и преодолевала все испытания. Теряя терпение, похититель-арнаут с диавольской жестокостью мучил Босильку, выдирая ей волосы, прижигая ступни раскаленным железом и бия по лицу.

Чтобы сломить Босильку, арнауты привели к ней и взрослую сербку с мусульманским именем, которая тоже убеждала ее принять «турецкую веру», чтобы спасти себя и пощадить своих родителей. Но Босилька оставалась непоколебима. «У меня своя вера, - твердо отвечала она. - Лучшей мне не надо, потому что ее нет. А что касается замужества, то я уже обручена, - тихо с неземным светом в очах отвечала она. - У меня есть жених...»

Святая новомученница Босилька. Старинная икона в Пасьяне. Косово Святая новомученница Босилька. Старинная икона в Пасьяне. Косово

На упорное требование сказать, кто ее избранник, она отвечала потурченке: «Христос - мой избранник. Я принадлежу только ему и никому другому. Я не отрекусь от моего Бога и моей святой веры, как ты, которую мне жаль».

- Не превозносись, несчастная, спасай душу, - убеждала потурченка.

- Так не спасается душа, - ответила молодая христианка, - но теряется.

- Ты еще раскаешься, - едко напоследок сказала ей потурченка, посоветовав, - возьми хотя бы еду и воду, посмотри, на что ты похожа, - остались кожа да кости...

- Меня Бог питает и напояет, - тихо ответила ей Босилька и предалась молитве.

Последовали новые и еще более жестокие мучения. На девушку пытались надеть костюм местных женщин-мусульманок, но она рвала эти одежды и сопротивлялась.

«Убейте меня, убейте! - кричала она. - Не дамся, я православная христианка. Не дам мою веру, мои сербские одежды... не дам девственность! Только мертвой меня возьмете!» - останавливала она мучителей. Так, хранимая своей смелостью и силою свыше, Босилька осталась чистой, неоскверненной и непоколебимой в вере.

Икона в храме в Пасьяне Икона в храме в Пасьяне

Разгневанный, оскорбленный и разочарованный арнаут в бессильной ярости решил убить непокорную христианку. Для этого черного дела он позвал на помощь двоих родственников, и связанную и изнемогшую Босильку оттащили на коне через реку Лапушницу, где на поляне у дороги они закончили свое диавольское дело. Злодеи закололи девушку ножами, яростно выкрикивая при этом: «Смерть шкинье (сербке), смерть шкинье!» В этот момент мученица ощутила прилив сил и, не обращая внимания на удары, тихо помолившись Богу, воскликнула: «Это не смерть для меня, но жизнь, вы в руках смерти навсегда, поганое ваше племя!»

Разъяренные еще больше такими смелыми и пророческими словами злодеи начали кромсать ее тело ножами. Мужественная Босилька предала свою благородную душу в руки Творца и переселилась в райские обители Господни.

Только после ее кончины турки позволили родственникам и жителям Пасьяне собрать останки святой мученицы и с почестями похоронить около старой церквушки. Позднее, во время обновления храма они были погребены в его стенах.

Паломники из центральной Сербии в гостях у сербов из Пасьяне, 2018 г. Паломники из центральной Сербии в гостях у сербов из Пасьяне, 2018 г.

Предание о христианском подвиге и мученической кончине святой девушки Босильки и сегодня живет в Пасьяне и всем Косовском Поморавье, о чем свидетельствуют рассказы старых пасьянцев Василия-Васы Стояновича и Божидара Джорджевича, путевые заметки духовников и хронистов, писателей и путешественников (патриарха Павла, Томы К. Поповича, Григория Божовича), а также необычные фрески неизвестных мастеров на стенах церкви в Пасьяне.

Иеромонах Игнатий (Шестаков)

По материалам Рашко-Призренской епархии СПЦ

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Все статьи Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Последние комментарии
Невозможно соизмерить человеческий грех и Божий дар
Новый комментарий от Валерий
06.02.2023 18:23
Блатной гоп-стоп и гармонь любимая!
Новый комментарий от Константин В.
06.02.2023 18:17
Что же делать с мавзолеем среди икон?
Новый комментарий от Русский Сталинист
06.02.2023 17:36
Православный народный социализм – наше спасение
Новый комментарий от Иван Демид
06.02.2023 17:24
Нерусские русские
Новый комментарий от Анатолий Степанов
06.02.2023 17:09
Как качественно решить демографическую проблему в России
Новый комментарий от Константин В.
06.02.2023 16:50
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Валерий Медведь
06.02.2023 16:26