Накануне памяти свт. Николая 18 декабря отошел ко Господу еще один сербский подвижник, простой и немногоглаголивый игумен монастыря Моштаница архимандрит Василий Квргич (1945 – 18.12. 2020 +).
Архимандрит Василий (Квргич)
Он родился в 1945 году в местечке Янье в Боснийской Краине. В марте 1960 года в возрасте 15 лет пришел в Моштаницу, чтобы больше никогда из нее уходить, и отдать обители 60 лет жизни.
Закончив монашескую школу в Овчар Бане, в 1964 году он был рукоположен в диакона, а в 1969 в иеромонаха. Все, что сейчас есть в этом древнем монастыре – это заслуги отца Василия, как строителя, духовника и молитвенника. В 1969 году он построил новую деревянную колокольню, в 1972 – новый жилой корпус. В 1980 году купил на свои средства 200 кубометров камня и оградил монастырь новой стеной, в 1999 году построил новую колокольню, а затем церковь свт. Василия Острожского, освященную в 2002-ом. Затем отец Василий взялся и за обновление древнего храма в честь Архангела Михаила, одной из красивейших монастырских церквей во всей Боснии. Работы начались в 2007 году с укрепления фундамента, а в 2012 году прошло торжественное освящение. Он привел в порядок большой монастырский двор и окружающую территорию.
Сам по себе монастырь Моштаница всегда был одним их значимых центров духовной и национальной жизни православных сербов не только Боснийской Краины, но и всей Боснии и Герцеговины. Основанный в XVI веке он на протяжении своей долгой и бурной истории был девять раз разрушен и вновь возрожден.
Первое письменное упоминание о нем относится к 1579 году и находится в «Отечнике», хранящемся сейчас в монастыре Хиландар на Афоне. Находясь на границе Османской и Австрийской империй, обитель часто страдала от военных действий, а еще чаще от гнева турецких завоевателей, но неизменно восстанавливалась трудами верующих.
В 1941 году монастырь разорили хорватские фашисты усташи, но после войны он вновь был восстановлен. В 1951 году обитель признана памятником культуры.
Монастырские ворота. Моштаница
Как и на протяжении веков сейчас монастырь – это важный духовный центр. На Преображение Господне здесь проходит Народный собор, куда приезжает до 40 тысяч человек из окрестностей Козарской Дубицы и других мест.
В том, как сейчас выглядит эта святыня огромная заслуга почившего архимандрита Василия. Сам отец Василий был очень тихим и скромным человеком. Примечательно, что в интернете невозможно найти ни одной его фотографии, за исключением той официальной, что помещена в очередном выпуске «Шематизма», книги об административном устройство Баня-Лукской епархии.
Монастырь Моштаница
Большое счастье, что Господь дал хоть ненадолго увидеть этого человека и немного поговорить с ним в 2017 году. Помню, после вечерней службы мы сели попить кофе в уютной монастырской беседке и в лучах заходящего солнца разговор зашел о суете этого мира, о том, как она сейчас повсюду вторгается, порабощает людей и не дает им прийти в себя, продохнуть и понять, что с ними происходит. Правда, казалось, что отец Василий больше молчал…но при этом говорил. В его немногословии была какая-то отческая глубина и мир.
Монастырь Моштаница
* * *
Уже тогда мне запала в сердце, одна поучительная и интересная история про отца Василия. История о том, какое значение для монаха и священнослужителя может иметь полезная профессия, ремесло и умение что-то делать своими руками.
Отец Василий получил на попечение монастырь, притом женский, в самые лютые атеистические годы. Во времена оголтелого коммунизма быть священником и монахом в этих краях было не то, что непросто, а очень даже опасно. Приходилось все время сталкиваться с проявлением ненависти, оскорблениями и провокациями. Соседи монастыря тоже были коммунисты, и отцу Василию никто не помогал. Фактически он жил в изоляции и обратиться за помощью ему, тянувшему на себе все хозяйство обители, было не к кому. Так что, когда у него ломалась какая-то техника, например мотоцикл, он вынужден был разбираться во всем самостоятельно, без всяких автомастерских и прочего. Максимум, что могло быть у него под рукой – это техническое описание агрегата.
Тем не менее, молодой монах не унывал и чинил все сам, а молитва и природные способности привели к тому, что он скоро мог неплохо разбираться со всей своей техникой, ремонтировать ее и качественно обслуживать. Так он стал специалистом самоучкой. Потихоньку про это прознали соседи, для которых работающие трактора, мотоциклы и машины были вопросом элементарного выживания.
Начиная с 1970-х, соседи начали обращаться к нему за советом, консультацией, помощью и экспертной оценкой в области техники. Слава монаха-автомеханика разнеслась по округе. Вокруг личности отца Василия сложился ареол супермастера, способного починить все что ездит и тарахтит. И все местные жители, коммунисты и некоммунисты, потянулись в монастырь к отцу Василию за помощью, или приглашали к себе. Его зауважали, и стали с ним дружить. Так через профессию у батюшки появились друзья и паства. С годами все эти люди и их потомки стали большой семьей вокруг обители, коммунистический маразм отошел на задний план и все полюбили отца Василия. Стали любовно звать его между собой «Кале» от слова «калуджер» или «калугер», то есть монах.
Бытует предание, что общественно полезное ремесло даже спасло отцу Василию жизнь.
В те годы, особенно в 1960-е, агенты госбезопасности нередко подстраивали расправы над духовенством. Подстрекали одуревший народ, ища тех, кто бы мог не только чем-то напакостить священникам и монахам, но даже их убить. Такие поползновения были и в отношении отца Василия, с ним несколько раз хотели расправиться. Сделать это было несложно, просто нужно было кого-то подговорить и подослать, а убийц потом никто бы особо искать не стал. Тем более в такой глуши. Можно было подловить монаха в лесу за какими-то работами и представить все как несчастный случай. Потенциальные исполнители из местных могли быть легко завербованы: уровень духовного ослепления и ненависти умножался на суровость нравов, и, в общем-то, в те годы всегда находились готовые на такой поступок из чистого бесовского куража.
Спас отца Василия Господь и его незаменимость и уникальность как сельского автомеханика. Специалист такого рода, способный починить, поправить и запустить что угодно на селе в то время был на вес золота. Поэтому чаша весов между желанием прибить «враждебного попа» и тем, что кто-то должен чинить периодически выходящие из строя трактора, мотоциклы и машины строителей светлого будущего в сердцах местных жителей склонилась в пользу отца Василия. Человек труда, доказавший это конкретными делами, всегда имел здесь особый вес. И если уж отец Василий заслужил авторитет как труженик, немногие бы дерзнули поднять на него руку. Местный народ нрава простого и притом по-крестьянски сурового, и убийце такого ценного попа самому светило быть найденным в кустах со свернутой шеей. Как бы то ни было, но трудовые подвиги и умения отца Василия обессилили коварные планы злоумышленников.
В общем, отец Василий благополучно продолжил свое шестидестилетнее служение Богу, ближнему и святой обители.
Царствие Небесное архимандриту Василию!
Отпевание архимандрита Василия. Епископ Баня-Лукский Ефрем. Монастырь Моштаница
* * *