«Кале» Василий

Уходящие старцы: архимандрит Василий (Квргич)

0
606
Время на чтение 6 минут

Источник: Православие.Ru

Накануне памяти свт. Николая 18 декабря отошел ко Господу еще один сербский подвижник, простой и немногоглаголивый игумен монастыря Моштаница архимандрит Василий Квргич (1945 – 18.12. 2020 +).

Архимандрит Василий (Квргич)

Архимандрит Василий (Квргич)

Он родился в 1945 году в местечке Янье в Боснийской Краине. В марте 1960 года в возрасте 15 лет пришел в Моштаницу, чтобы больше никогда из нее уходить, и отдать обители 60 лет жизни.

Закончив монашескую школу в Овчар Бане, в 1964 году он был рукоположен в диакона, а в 1969 в иеромонаха. Все, что сейчас есть в этом древнем монастыре – это заслуги отца Василия, как строителя, духовника и молитвенника. В 1969 году он построил новую деревянную колокольню, в 1972 – новый жилой корпус. В 1980 году купил на свои средства 200 кубометров камня и оградил монастырь новой стеной, в 1999 году построил новую колокольню, а затем церковь свт. Василия Острожского, освященную в 2002-ом. Затем отец Василий взялся и за обновление древнего храма в честь Архангела Михаила, одной из красивейших монастырских церквей во всей Боснии. Работы начались в 2007 году с укрепления фундамента, а в 2012 году прошло торжественное освящение. Он привел в порядок большой монастырский двор и окружающую территорию.  

Сам по себе монастырь Моштаница всегда был одним их значимых центров духовной и национальной жизни православных сербов не только Боснийской Краины, но и всей Боснии и Герцеговины. Основанный в XVI веке он на протяжении своей долгой и бурной истории был девять раз разрушен и вновь возрожден.

    

Первое письменное упоминание о нем относится к 1579 году и находится в «Отечнике», хранящемся сейчас в монастыре Хиландар на Афоне. Находясь на границе Османской и Австрийской империй, обитель часто страдала от военных действий, а еще чаще от гнева турецких завоевателей, но неизменно восстанавливалась трудами верующих.

В 1941 году монастырь разорили хорватские фашисты усташи, но после войны он вновь был восстановлен. В 1951 году обитель признана памятником культуры.

 

Монастырские ворота. Моштаница

Монастырские ворота. Моштаница     

Как и на протяжении веков сейчас монастырь – это важный духовный центр. На Преображение Господне здесь проходит Народный собор, куда приезжает до 40 тысяч человек из окрестностей Козарской Дубицы и других мест.

В том, как сейчас выглядит эта святыня огромная заслуга почившего архимандрита Василия. Сам отец Василий был очень тихим и скромным человеком. Примечательно, что в интернете невозможно найти ни одной его фотографии, за исключением той официальной, что помещена в очередном выпуске «Шематизма», книги об административном устройство Баня-Лукской епархии.

 

Монастырь Моштаница

Монастырь Моштаница     

Большое счастье, что Господь дал хоть ненадолго увидеть этого человека и немного поговорить с ним в 2017 году. Помню, после вечерней службы мы сели попить кофе в уютной монастырской беседке и в лучах заходящего солнца разговор зашел о суете этого мира, о том, как она сейчас повсюду вторгается, порабощает людей и не дает им прийти в себя, продохнуть и понять, что с ними происходит. Правда, казалось, что отец Василий больше молчал…но при этом говорил. В его немногословии была какая-то отческая глубина и мир.

Монастырь Моштаница

Монастырь Моштаница     

* * *

Уже тогда мне запала в сердце, одна поучительная и интересная история про отца Василия. История о том, какое значение для монаха и священнослужителя может иметь полезная профессия, ремесло и умение что-то делать своими руками.

Отец Василий получил на попечение монастырь, притом женский, в самые лютые атеистические годы. Во времена оголтелого коммунизма быть священником и монахом в этих краях было не то, что непросто, а очень даже опасно. Приходилось все время сталкиваться с проявлением ненависти, оскорблениями и провокациями. Соседи монастыря тоже были коммунисты, и отцу Василию никто не помогал. Фактически он жил в изоляции и обратиться за помощью ему, тянувшему на себе все хозяйство обители, было не к кому. Так что, когда у него ломалась какая-то техника, например мотоцикл, он вынужден был разбираться во всем самостоятельно, без всяких автомастерских и прочего. Максимум, что могло быть у него под рукой – это техническое описание агрегата.

Тем не менее, молодой монах не унывал и чинил все сам, а молитва и природные способности привели к тому, что он скоро мог неплохо разбираться со всей своей техникой, ремонтировать ее и качественно обслуживать. Так он стал специалистом самоучкой. Потихоньку про это прознали соседи, для которых работающие трактора, мотоциклы и машины были вопросом элементарного выживания.

 

    

Начиная с 1970-х, соседи начали обращаться к нему за советом, консультацией, помощью и экспертной оценкой в области техники. Слава монаха-автомеханика разнеслась по округе. Вокруг личности отца Василия сложился ареол супермастера, способного починить все что ездит и тарахтит. И все местные жители, коммунисты и некоммунисты, потянулись в монастырь к отцу Василию за помощью, или приглашали к себе. Его зауважали, и стали с ним дружить. Так через профессию у батюшки появились друзья и паства. С годами все эти люди и их потомки стали большой семьей вокруг обители, коммунистический маразм отошел на задний план и все полюбили отца Василия. Стали любовно звать его между собой «Кале» от слова «калуджер» или «калугер», то есть монах.

Бытует предание, что общественно полезное ремесло даже спасло отцу Василию жизнь.

В те годы, особенно в 1960-е, агенты госбезопасности нередко подстраивали расправы над духовенством. Подстрекали одуревший народ, ища тех, кто бы мог не только чем-то напакостить священникам и монахам, но даже их убить. Такие поползновения были и в отношении отца Василия, с ним несколько раз хотели расправиться. Сделать это было несложно, просто нужно было кого-то подговорить и подослать, а убийц потом никто бы особо искать не стал. Тем более в такой глуши. Можно было подловить монаха в лесу за какими-то работами и представить все как несчастный случай. Потенциальные исполнители из местных могли быть легко завербованы: уровень духовного ослепления и ненависти умножался на суровость нравов, и, в общем-то, в те годы всегда находились готовые на такой поступок из чистого бесовского куража.

Спас отца Василия Господь и его незаменимость и уникальность как сельского автомеханика. Специалист такого рода, способный починить, поправить и запустить что угодно на селе в то время был на вес золота. Поэтому чаша весов между желанием прибить «враждебного попа» и тем, что кто-то должен чинить периодически выходящие из строя трактора, мотоциклы и машины строителей светлого будущего в сердцах местных жителей склонилась в пользу отца Василия. Человек труда, доказавший это конкретными делами, всегда имел здесь особый вес. И если уж отец Василий заслужил авторитет как труженик, немногие бы дерзнули поднять на него руку. Местный народ нрава простого и притом по-крестьянски сурового, и убийце такого ценного попа самому светило быть найденным в кустах со свернутой шеей. Как бы то ни было, но трудовые подвиги и умения отца Василия обессилили коварные планы злоумышленников.

В общем, отец Василий благополучно продолжил свое шестидестилетнее служение Богу, ближнему и святой обители.

Царствие Небесное архимандриту Василию!

Отпевание архимандрита Василия. Епископ Баня-Лукский Ефрем. Монастырь Моштаница

Отпевание архимандрита Василия. Епископ Баня-Лукский Ефрем. Монастырь Моштаница     

* * *

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Все статьи Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Последние комментарии
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Бузина Олесь
18.12.2024 21:53
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Ил76
18.12.2024 20:40
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Новый комментарий от prot
18.12.2024 20:23
Очередной «удар по Самодержавию»?
Новый комментарий от ipopov
18.12.2024 20:21
Суд да дела Василия Бойко-Великого и Божий Суд
Новый комментарий от Леонид Болотин
18.12.2024 20:10
О либерализме
Новый комментарий от Игорь Бондарев
18.12.2024 19:48
Если России не будет – на Земле будет ад
Новый комментарий от Игорь Бондарев
18.12.2024 19:36