О ектении «Об оглашенных»

В последние годы на Светлой седмице в московских храмах по распоряжению Патриарха Кирилла стала опускаться ектения об оглашенных, которая составляет неотъемлемую часть Божественной литургии

Проблемы церковной жизни 
0
769
Время на чтение 5 минут
Движение некоего «литургического обновления», или «евхаристического возрождения», охватившего православных в период активного участия в экуменическом движении почти всех поместных Православных Церквей, стало менять традиционное аскетическо-подвижническое сознание православных. Подавляющее большинство поместных Православных Церквей подпало под сильное влияние обмiрщения и фактического вымирания церковной жизни. И именно в контексте этого направления нового вектора церковной жизни вполне закономерными являются попытки реформирования и богослужения.

Новым веянием стало сокращение или опущение ектении «об оглашенных» и двух ектений литургии верных. В дни пасхальной седмицы это сокращение обосновывалось тем, что при пении вместо «Трисвятого» «Елицы во Христа крестистеся» не полагается ектения «об оглашенных» в связи с историческим воспоминанием о крещении в эти дни всех оглашенных. Но данная вроде бы убедительная аргументация растворяется вообще, если учесть такой вполне объективный факт наших дней как присутствие на Божественной литургии лиц, на которых возложены свещеннические епитимии, а также расхаживание иностранных и иноверных туристов. Если уж следовать традиции Древней Церкви, то нужно это делать последовательно, логически и до конца. В таком случае в обязательном порядке из храма должны быть удалены в первую очередь иноверцы, неправославные, а также кающиеся.

Ектения «об оглашенных» является напоминанием не только об исчезнувшем институте оглашенных, который в Римской и Восточно-Римской империи в основном исчез в V-VI вв. по причине распространения крещения младенцев, но и напоминанием и о других степенях наказания, епитимиях, существовавших в Церкви. Однако Восточные Церкви, а также Русская Церковь фактически удерживали в последовании Божественной литургии ектению «об оглашенных» и в средние века, и сохранили её вплоть до нашего времени. И для этого, видимо, существовали какие-то вполне объективные основания, несмотря на то, что Церковь не догматизировала чин последования Божественной литургии. Епископ Виссарион в своей известной книге «Толкование на Божественную литургию» приводит три объяснения для совершения этой ектении за богослужением:

а) долг любви к трудящимся на миссионерской просветительской ниве; б) проявление любви к новорождённым, но ещё не принявшим крещения;

в) проявление заботы о тех крещённых людях, которые не знают православной веры[1].

Известный отечественный литургист Иван Дмитриевский на вопрос о причине сохранения в чинопоследовании Божественной литургии ектении «об оглашенных» писал: «Если не бывает оглашенных и под епитимиею находящихся в одном храме или в одном месте, то, может быть, они есть в других храмах и местах; а потому долг христианской любви обязывает нас молиться о них и вообще делать всё, что предоставила святая древность»[2].

Активное развитие миссионерской деятельности, например, Элладской Церкви как внутри Греции, так и в основном за её пределами (Африке и др. странах) в 90-е годы прошлого столетия привело к тому, что было решено отказаться от привычного сокращения ектении «об оглашенных» и эту ектению рекомендовано совершать в приходских храмах[3]. А Священный Синод Элладской Церкви, прислушиваясь к голосу народа, восстановил произнесение ектении «об оглашенных» вслух взамен недавно принятого обычая совершать чтение ектении и трёх молитв тайно[4]. В Служебнике Элладской Церкви за 2004 год отмечается, что традиция после Евангелия читать тайно «сугубую ектению», ектению «об оглашенных» и две ектении «верных» тайно является неверной[5].

Нужно сказать, что настроенность некоторых на реформы в богослужебной жизни Русской Церкви вызвана не столько пользой для Церкви, сколько некоей нездоровой одержимостью проводить реформы ради реформ. Идеологи богослужебной реформы очень часто апеллируют к практике Элладской Церкви, но при этом выдёргивают некие формы, не учитывая содержания. Здесь мы хотели бы заметить, что, например, идеи сокращения Божественной литургии в XIX веке в Греции внедрялись в церковную жизнь исключительно под влиянием западного рационализма. И это было время серьёзного расцерковления греческого народа и упадка церковной жизни.

Возникает вопрос: насколько целесообразно при заявлениях о необходимости развития миссионерства, особенно в молодёжной среде, убирать из последования Божественной литургии ектению «об оглашенных»? Очевидно, что такой необходимости не существует. Скорее всего, можно было бы возродить практику Древней Церкви, которая по определённым причинам в IX столетии была упразднена[6], - произнесение проповеди после прочтения Евангелия[7]. Необходимо было бы возродить и чтение кратких синаксариев святых дня и праздника для более осмысленного отношения к богослужению. Особенно это касается монастырских служб, поскольку иночество призвано быть носителем церковного сознания, его хранителем и защитником, являть пример церковности и в мысли и в образе жизни.

Церковь Христова призвана к тому, чтобы преображать и ум и разум человека. И это совершается как аскетическим подвигом, который всегда направлен на очищение ума, так и подвигом чтения Святых Отцов Церкви, в том числе и во время богослужения. Именно эти два наиважнейших элемента совершения спасения человека были присущи христианскому обществу преимущественно в первых веках, благодаря которым удавалось избегать богопротивной теплохладности и церковная жизнь носила христоцентричный характер.




[1] Толкование на Божественную литургию по чину св. Иоанна Златоустого и св. Василия Великого д-ра богословия епископа Виссариона. СПб., 1895, с.172-174.

[2] Ив. Дмитриевский. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии. Репринт. М., 1993, стр. 243-244.

[3] Циркуляр Архиепископа Афинского кир Христодулоса от 16 октября 1998 г. под названием «Λειτουργική Ανανέωσις».

[4] См. Ιερατικόν. Ἀθῆναι. Ἔκδ. τὴς Ἀποστολικῆς Διακονίας τῆς Ἐκκλησίας τῆς Ἐλλαδος. 2004, σελ.119-120.

[5] Этот пропуск ектений был отражен в изданных Иератиконах 1977 г. См. В.В.Печатнов. Божественная литургия в России и Греции. М., Паломник. 2008, с. 148.

[6] Произнесение проповеди после Евангелия в основном имел характер катехизический. Проповедь разъясняла текст читаемого Евангелия и предлагала оглашенным, еретикам поучение на вероучительные и нравственно-назидательные темы. С постепенным исчезновением оглашенных в зрелом возрасте соответственно опала и необходимость проповеди. И она переносилась на литургию верных и произносилась в самом конце.

[7] См. Епископ Виссарион. Указ. соч., с. 165.

Благодатный Огонь
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Сергий (Троицкий)
Каково же число зверя-антихриста - 666 или 616?
Очередная фальсификация текста Апокалипсиса
20.02.2012
Таинство Исповеди и Причащение Святых Христовых Таин
В связи с современной критикой старой традиции обязательной исповеди перед причащением Тайн Христовых (30 июля на радиостанции "Радонеж")
16.08.2007
Все статьи Игумен Сергий (Троицкий)
Проблемы церковной жизни
«Нас должна волновать судьба светских теологов»
В Санкт-Петербургской митрополии состоялось заседание совета по теологическому образованию
21.11.2024
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06