Храм на месте боёв
- Если что-то нуждается в защите, значит, идут атаки, это так?
- Сейчас это очевидно. В последнее время всё активнее идёт наступление
на то, что составляет основу души народа, - на нашу веру, на нашу
историю. Антицерковные акции возникают не сами собой. Так же, как не
случайны попытки исказить роль нашей страны в победе над фашизмом.
Только что развернулась очередная кампания, в ходе которой утверждают,
будто это наша страна начала Вторую мировую войну, - куда уж дальше?
Идут атаки и на многие объекты нашего наследия, на наших исторических
деятелей, наших героев, наших святых. Цель понятная, ведь народ
существует до тех пор, пока он сохраняет свою веру, помнит свою историю.
Без веры и памяти мы никто. Потому-то и надо больше говорить о наших
духовных и исторических основах, издавать об этом книги, снимать фильмы,
возводить храмы.
- И это всё связано между собой?
- У меня так получается. Не потому, что я это решил. Как-то само собой,
шаг за шагом. Конечно, по Божиему промыслу. Многие книги нашего
издательства - Свято-Данилова монастыря - посвящены этому. И фильмы,
которые снимаю, связаны с этой тематикой. И военный мемориал на месте
Вяземской битвы в Смоленской области, - всё это грани одной жизни.
- Вы и храм помогали возродить, что взорвали немцы вместе с запертыми людьми?
- Да, помог собрать деньги, нашёл подрядчиков, и поставили деревянный
храм Спаса Нерукотворного Образа в деревне Телепнёво Вяземского района
Смоленской области. В память о битве была написана икона «Вяземская
ратная», которая находится в храме Покрова Пресвятой Богородицы
Спасо-Богородицкого Одигитриевского женского монастыря под Вязьмой. Сам
монастырь тоже был построен чудом: нашёлся человек, который помог
деньгами.
Реабилитация Битвы под Москвой
- Ваш фильм «Вяземский котёл» родился из личной истории - в Битве под Москвой погиб ваш дед...
- Точнее, пропал без вести. Тогда погибли и попали в плен около 600
тысяч наших бойцов, задержавших немцев на две недели в этих боях. Изучая
историю семьи, я стал членом инициативной группы родственников 13-й
Ростокинской дивизии народного ополчения. И решил снять фильм про
события под Вязьмой. Фильм получил Гран-при Х кинофестиваля военного
кино имени Юрия Озерова в 2012 году.
Этим фильмом я хотел восстановить историческую память о Битве под
Москвой и о роли народного ополчения. Так получилось, что сразу после
войны битва, длившаяся семь месяцев, стала замалчиваться, а выделялся
только заключительный этап - разгром немецко-фашистских войск под
Москвой. Москва получила статус города-героя только в 1965 году, «в
числе других городов». На 800-летие Москвы в 1947 году Сталин упомянул,
что Москва - город, который отразил набеги татаро-монгольских племён,
нашествие поляков, Наполеона... Но ни слова не сказал про Битву за Москву,
как будто её и не было. Не смог простить, что немцы близко подошли к
Москве.
Медаль «За оборону Москвы» давали только за участие в боях с 10 ноября
1941 года, тем самым отсекая 94% людей, участвовавших в битве. Всем
родственникам ополченцев, без вести пропавших под Москвой, были закрыты
дороги в вузы как сынам изменников Родины. Моя задача была -
реабилитировать память о героях-ополченцах и о тех событиях.
- Теперь справедливость восстановлена и мемориал погибшим есть.
- Это один из памятников Московским дивизиям, погибшим под Вязьмой.
Префектурой СВАО были в 2011 году собраны пожертвования и поставлен
памятник 13-й Ростокинской дивизии в посёлке Холм-Жирковский. Но сейчас
памятник разрушается. Бюджет посёлка Холм-Жирковский настолько мал, что
на ремонт и содержание скульптурной композиции нет средств. У меня
родились такие строчки: «Стоят у кирпичной стены железные солдаты,
открытые всем ветрам и непогоде, стоят, как в 41-м, насмерть. Но время
сильнее железа и кирпича. Против равнодушия пока нет оружия, кроме
совести».
В других странах за нашими памятниками ухаживают за счёт государства. А
почему у нас государство не может найти денег на поддержание памятника,
средства на установку которого собрали люди? Сделать это в качестве
компенсации за то, что не наградили медалями за оборону Москвы, за то,
что считали предателями пропавших без вести воинов?
Мы говорим о патриотизме, но если подросток будет идти мимо
разрушающегося памятника воинам, то что он подумает о стране? Патриотизм
начинается с памяти о людях, которые уже отдали жизнь за Родину.
Когда война стала священной
- Возможна ли была победа без духовной поддержки?
- Нет. Сталин в 1941 году, когда уже немцы были под Москвой, открыл
храмы, а священников стали возвращать из лагерей. По радио зазвучали
песня «Священная война», марш Чайковского по случаю коронации Александра
III, патриотическая песня «Славься» М.Глинки. И когда Бог вернулся в
сознание людей, произошёл поворот в войне.
Впервые понятие «священная война» возникло во времена Дмитрия Донского.
Тогда по благословению Сергия Радонежского впервые было собрано большое
народное ополчение. Хотя война Александра Невского с крестоносцами тоже
была священной - католики пришли уничтожить православие. И там тоже
народ поднялся.
И когда Сталин объявил войну священной, он, сам того не осознавая,
активизировал генную память народа. Он признал, что духовной основой
советского народа является православная вера.
Беседовала Мария ГУСЕВА
Источник: Крестовский Мост