Как прожить без осуждения?

0
563
Время на чтение 5 минут

Продолжая говорить о «сложных» местах Евангелия, нельзя обойти стороной выражение, ставшее фактически афоризмом, - не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1).

На самом деле, сложными эти слова Христа можно назвать с большой долей условности. Смысл довольно прост и понятен - не суди или не осуждай. К сожалению, осуждение - это своего рода неотъемлемая часть жизни человека - слишком много поводов для этого дает нам каждый новый день. Здесь и возникает главная сложность - в практическом применении этих слов Христа. Нельзя вообще никого и никогда осуждать? Но как быть, если видишь явное зло? И как тогда относиться к преступникам?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно рассмотреть фразу о неосуждении целиком:

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф. 7, 1-5).

Запрет или совет?

Нужно начать с того, что в словах Христа нет однозначного запрета судить. Он не говорит: не судите никого и никогда - и точка. Напротив, Христос скорее напоминает: как вы относитесь к другим, так же и к вам будут относиться другие. А если брать в более широком смысле, то можно сказать так - наше отношение к людям, близким и не очень, станет своего рода отражением наших отношений с Богом. Об этом тоже говорит Господь в Евангелии: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14-15).

Точно так же и с осуждением: как я сужу других, так же и Бог будет судить меня. Особенно если я убежден, что все окружающие не дотягивают до мерок святости, которые я же для них установил. Именно для них, но ни в коем случае не для себя. Потому что у меня и так все хорошо. А если и есть какие-то недостатки, то их лучше не замечать.

Поэтому слова Христа можно рассматривать как довольно мудрый и интересный совет: попробуйте судить самих себя таким же судом, каким вы судите других. И посмотрите, что получится.

Сучки и бревна

Думаю, что фраза «перемывать кости» тоже знакома каждому: и вот это не так он делает, и тут неправильно поступает, а вот тогда-то, помнишь, как было, это ведь вообще ни в какие рамки не лезет. И каждому поступку, даже самой мелкой оплошности другого человека мы готовы дать подобающую оценку и вынести «беспристрастный» вердикт. Очень легко выглядеть «белым и пушистым» на фоне недостатков другого человека. Этому тоже есть очень яркая евангельская иллюстрация, нарисованная Христом. Давайте вспомним фарисея из знаменитой притчи. Помните, о чем он молился? Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь (Лк. 18, 11). Все, все вокруг плохие, и только я хороший.

Так вот, «перемывание костей» может стать очень полезным занятием, но только в том случае, если эти кости будут моими собственными. Научиться этому - дело довольно сложное. Неслучайно Господь говорит, что гораздо легче заметить сучок или соринку в глазу другого, чем обнаружить недостатки в себе. Но это один из главных, если можно так выразиться, евангельских принципов - относиться к самому себе более строго, чем к другим. Тем более, когда мы осуждаем другого, имея те же самые грехи, страсти и недостатки (причем не в меньшей, а в большей степени).

Что такое «самоедство»?

Но нередко возникает и другая проблема: искреннее желание не судить других, строго относясь к себе, имеет, как это ни странно, свои крайности. Кто-то однажды очень точно подметил, что некоторым людям, приходящим на исповедь, можно выдавать медаль с надписью - «самый великий грешник». Конечно, хорошо, когда человек видит свои недостатки и грехи. Но плохо, когда это становится самоцелью - я такой грешный-прегрешный, что исправиться совсем не могу, и все у меня плохо. Такое «самоедство» вряд ли принесет человеку пользу. Нужно не стараться облить себя грязью посильнее, а, наоборот, от этой самой грязи очищаться. Не просто констатировать свои грехи и недостатки, но попробовать их исправить.

Не просто осуждать, но помогать

Христос не случайно советует избавиться от бревна в своем глазу, а потому уже приниматься за извлечение соринок из глаз других людей. Потому что только в таком случае осуждение грехов и недостатков другого человека может принести пользу. Потому что будет не просто осуждением, а помощью. Исправив самого себя, я могу попробовать помочь исправиться и другому человеку. В этом случае осуждение будет иметь смысл: я осуждаю зло и грех, но не самого человека. Это очень тонкая грань, которую бывает сложно почувствовать. Здесь возникает еще более сложный вопрос - как научиться отделять грех от человека? Я думаю, что это зависит только от нашего личного духовного состояния. Этому нельзя научиться извне.

Про «агентов наблюдения»

Может ли мы назвать зло - злом, а грех - грехом? Конечно, можем. В Евангелии мы читаем: Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним (Мф. 18, 15). Чтобы обличить грех брата, нужно этот грех увидеть, хотя... Хотя есть еще один интересный момент - не нужно становиться «агентом наблюдения», который следит за каждым шагом предполагаемого преступника. Мы часто замечаем несправедливость и плохое отношение к самим себе, но, опять же, можем не замечать или не придавать значения нашей собственной несправедливости к другим людям.

Снова мы приходим к тому, что строгие рамки и высокие мерки нужно прежде всего прилагать к самому себе. Если я сам не выполняю чего-то, так имею ли я право за то же самое судить другого человека? Мне кажется, что такой вопрос очень полезно задавать самому себе с некоторой периодичностью.

Христос не лишает нас права иметь свое мнение. Но, по крайней мере, наше мнение должно быть обоснованным и взвешенным. Ведь нередко наш суд превратен и предвзят.

Справедливость и милосердие

Каким же он должен быть, наш суд, с точки зрения Евангелия? Может быть, справедливым? Думаю, нет. Прежде всего, суд должен быть милосердным. Легко быть справедливым, но куда сложнее попробовать быть милосердным. И здесь можно вспомнить еще одну евангельскую притчу - об отце и сыне, покинувшем родительский дом и истратившем все, что у него было (см. Лк. 15, 11-32). Как по справедливости должен был поступить отец? Он имел полное право не принимать вернувшегося сына, мог отказать ему в праве называться своим сыном. Но он поступает наоборот - прощает его и устраивает праздник. Это - пример милосердия. Но в притче есть и еще один герой - старший сын, который как раз требует справедливого суда над своим братом. Но Христос явно на стороне отца. Потому что и Сам Он милосерден.

Здесь и кроется ответ на вопрос, поставленный в заголовке. Чтобы прожить без осуждения, нужно помнить о милосердии. Даже справедливое осуждение должно сочетаться с милосердием. Иначе справедливость может просто-напросто превратиться в жестокость. Суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом, - читаем мы в Новом Завете (Иак. 2, 13). Потому что милосердие - это всегда жертва и проявление любви, которые и делают христианскую жизнь такой, какой она и должна быть.

Но жертвенности и милосердию нужно учиться. Прежде всего - у Христа. Потом - у святых. Стараться применять эти примеры в своей собственной жизни. Как недостаточно констатировать свои грехи, не исправляя их, точно так же недостаточно знать о любви и милосердии, но никогда не любить и не быть милосердным самому. Иначе это знание останется пустым и бесполезным.

Продолжение цикла бесед о «сложных» следует

Сидеть и ждать...?

Легко ли быть христианином?

Газета «Саратовская панорама» №35 (1116), 6 сентября 2017 г.

Священник Василий Куценко

Источник: православие и современность
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Василий Куценко
Все статьи Священник Василий Куценко
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
15.04.2024 23:18
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от prot
15.04.2024 20:09
Как всё начиналось
Новый комментарий от Русский Иван
15.04.2024 19:17
Александр Сосновский не прав
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.04.2024 18:15