Бежать из «рая»

0
464
Время на чтение 5 минут
Мировой фестивальный кинематограф вновь заговорил в полный голос о войнах ХХ века. Осенью прошлого года триумфаторами в Венеции стали фильм Франсуа Озона «Франц», сюжет которого связан с событиями Первой мировой войны, и российско-германская драма «Рай», действие которой разворачивается в нацистском концлагере. В этом году специального показа в Каннах удостоилась французская кинокартина «Напалм», где история героев представлена на фоне войны в Северной Корее, а фильмом открытия фестиваля «Кинотавр» в Сочи была выбрана мелодрама «Холодное танго» Павла Чухрая, повествующая о сложных человеческих взаимоотношениях в оккупированной фашистами Прибалтике. Казалось бы, все эти темы должны были остаться в веке двадцатом... Но что-то, видимо, еще не до конца изжито. И если раньше на пик популярности время от времени выходили фильмы, показывающие героизм в батальных сценах или обнажающие антигуманную сущность военных действий в сценах кровавых, то сегодня разговор со зрителем о войне - это преимущественно разговор «без войны». Ведь любая война начинается в головах, а мир наступает тогда, когда он наконец водворяется в душах...

В киноленте Андрея Кончаловского «Рай», вышедшей на экраны в начале 2017 года, нашли отражение как антивоенная патетика, вновь актуальная в наши дни, так и глубоко личные размышления режиссера о том ответе перед Богом, который каждый человек дает после земного конца за свою жизнь. Сам киномэтр назвал эту свою картину - черно-белую, снятую в суровом «документальном» стиле, с долгими исповедальными монологами - совершенно не прокатной. И был в этом в значительной степени прав - она не собрала большой аудитории в кинотеатрах, однако получила высокие оценки зрителей и жюри кинофестивалей: помимо «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля была удостоена премий «Ника» и «Золотой орел», призов в Чикаго, Израиле и Аргентине, премии мира в Мюнхене и других наград.

В фильме показаны судьбы трех главных героев - офицера французской полиции, русской эмигрантки, высокопоставленного немецкого военного. Вторая мировая война поставила каждого из них перед выбором: принять фашизм и встать в ряды сочувствующих или пойти против, понимая, что это, скорее всего, обернется потерей жизни. Они оказываются в этой войне на противоположных сторонах, но все в итоге погибают. После смерти каждого из них ждет своя «серая комната», где они рассказывают о себе всё, начиная с самого детства. Эти люди беседуют с нами, уже не имея возможности ничего в своей жизни изменить. И то, что они сами говорят о себе и своих поступках, отчасти проливает свет на те внутренние процессы, в русле которых их выбор совершался.

И совершился, причем так, что это с внешней точки зрения необъяснимо. Невольно вспоминается святоотеческое присловье: «Если Господь сподобит меня попасть в рай, я очень удивлюсь трем вещам. Первое - тому, что туда попал. Второе - тому, что не увижу там некоторых людей, которых определенно рассчитывал увидеть. И третье - тому, что там будут некоторые из тех, кого я увидеть в раю точно не ожидал». Автор и режиссер фильма, следуя логике своих героев, показывает, что исполнить заповедь Спасителя о любви и положить душу за други своя (см.: Ин. 15, 13) оказывается возможным для человека, совершенно к подвигам не приспособленного: слабого, впечатлительного, боящегося боли. И в то же время тот, от кого этого подвига более всего ждешь - красивый, сильный, убедительный в своей порядочности, душевно развитый человек, попав в мутную воду эпохи, увлекается ее течением. Порой его тонкую душу терзают противоречия, внутренние добрые намерения входят в конфликт с абсолютным злом вокруг. Но перед лицом вечности всё это оказывается не имеющим значения. Важно не то, о чем ты размышлял или чего боялся - важно то, какой ты сделал шаг, поддерживая свои мысли или страхи или же, наоборот, вопреки им. «Зло растет без посторонней помощи, а чтобы было добро, всегда нужно усилие, - говорит одна из героинь, Ольга. - Последнее усилие, чтобы не потерять последнюю надежду, что там, за гранью зла, будет чудо, что любовь есть». Для «последнего усилия» в преодолении своей немощи, последнего и решающего шага ко Христу оказываются нужны не благочестие, не талант, не глубина философского восприятия жизни - для этого нужна вера. И в этом с создателями фильма трудно не согласиться.

Может ли человек лгать перед лицом Бога? Этот вопрос в фильме напрямую не ставится, но внимательный зритель, обнаружив несоответствия в «исповедях» героев, найдет на него ответ. И этот ответ - «да, если человек привык всю жизнь лгать самому себе». Пожалуй, самый замечательный психологический пласт этой картины - ненавязчивое, через фразы и детали, прослеживание того, как ложь из инструмента, применяемого человеком, становится тем, что душа уже не ощущает и потому не может от этого избавиться. И тогда становится возможным уверенно говорить о своем супружеском союзе, что это счастливый брак, и в то же время сожалеть о том, что не успел в земной жизни повидаться с понравившейся женщиной «на стороне». Становится возможным быть поклонником таланта Чехова и знать при этом, что твои соратники уничтожили в конц­лагере женщину, бывшую когда-то его невестой. Становится возможным любить Гитлера и быть искренне убежденным в том, что его главная мечта - покончить с войной и бродить неузнанным странником по итальянским улочкам, принеся наконец своему народу долгожданное благоденствие. Становится возможным всё... кроме диалога с Господом. И в то же время здесь очень четко улавливается, как человек, единожды ощутив в чем-то правду, может и дальше следовать путем правды, открывая ее в окружающем мире всё дальше и дальше - до самого своего конца.

Несомненным достоинством киноленты критики называют то, как в ней показаны фашистская Германия и конц­лагерь. О Второй мировой и о холокосте снято столько фильмов, что в воссоздании атмосферы тех страшных лет трудно избежать затертых образов - трудно отвлечь зрителя от мысли: «всё это было на экране сотни раз». Андрею Кончаловскому - к слову, одному из сценаристов непревзойденного «Иванова детства» - это все-таки удалось. Может быть, потому, что он, в отличие от абсолютного большинства современных режиссеров, очевидец военных лет - а вернее, один из тех, кого называют «детьми войны». Неудивительно, что самой пронзительной в фильме является тема военного детства. Господь призывает нас: будьте как дети (ср.: Мф. 18, 3), указывая путь в рай через уподобление детской невинности и непосредственности в любви, - и в то же время именно дети, еврейские мальчишки Яник и Даник, являются в этом фильме безусловными раздражителями для тех, кто увлекся идеей построения рая на земле. Из такого «рая» нужно бежать - и от самой мысли о таком «рае» бежать безоглядно.

В одном из интервью режиссер фильма признался, что на создание картины его вдохновила книга «Сказать жизни "да"» психолога Виктора Франкла, который в течение нескольких лет был узником концлагеря и потерял там своих близких. Всю свою дальнейшую жизнь он писал о смысле - о том, что всё, даже самое тяжелое, в жизни человека имеет смысл, ради которого стоит жить. Редкий журналист не упомянул при этом, что Андрей Кончаловский вместе с женой (исполнительницей главной роли - актрисой Юлией Высоцкой) пережили страшную трагедию - после автоаварии в течение нескольких лет находится в тяжелом состоянии их дочь Маша. И безусловно, в этом фильме - одновременно глобально-философском и очень личном - невозможно не ощутить упования на то, о чем писал в Откровении Иоанн Богослов: И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (Откр. 21, 4).

Газета «Православная вера» № 16 (589)

Елена Сапаева

Источник: Православие и современность

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Сапаева
Все статьи Елена Сапаева
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.04.2024 22:24
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04