«Уважаемый Евгений Леонидович! Меня зовут Владимир Малайчук, и я со своей семьей проживаю в Перте, Западная Австралия. Я ищу сведения о своем прадеде. Его звали Николай Невский, он был священником в Казанской церкви села Собакино Хвалынского района Саратовской области...» Так начинается письмо, которое председатель Саратовского православно-исторического общества «Возрождение» Евгений Леонидович Лебедев получил однажды на свой электронный адрес...
Так между Владимиром из Австралии и краеведом из Саратова завязалась переписка. Активное участие в делах Владимира Александровича приняла и его жена Джулия. Не зная русского языка, она стала общаться с Евгением Леонидовичем с помощью онлайн-переводчика.
«Здравствуйте, дорогой Евгений! <...> За время после Пасхи мы почти закончили планирование нашего отпуска в России и Беларуси. Сейчас занимаемся оформлением виз, это целое мероприятие! Мы будем в Саратове примерно 4 августа и пробудем пять дней...»
Из переписки стало понятно, что бабушка Владимира - Екатерина Малайчук - была дочерью священника Николая Невского. Владимиру также известно, что у отца Николая и его жены Татьяны было девять детей, но ему так и не удалось ничего узнать о братьях и сестрах своей бабушки. Он знал нечто определенное только о своем отце: его звали Александр Малайчук, и он был крещен в той самой Казанской церкви в 1913 году.
«Будет ли возможность увидеться с Вами? Мы будем очень рады просто побывать в тех местах, откуда родом семья моего мужа. Уверена, всё у нас сложится хорошо! К счастью, люди в основном относятся к пожилой паре австралийских туристов с терпением и готовы помочь. В любом случае, Россия - это дружелюбная страна. Надеемся, у вас появились признаки весны».
«После моего последнего письма Вам мы получили хорошие известия о метрических записях в Беларуси и в Украине. Все предки со стороны мамы Уолли (Владимира. - Ред.) были добрыми и прилежными прихожанами. Мы нашли всех членов семьи в списках исповедовавшихся. Разве не удивительно, что эти списки сохранились? Что более важно, они не были священнослужителями, поэтому те фото, что у нас есть, являются, должно быть, фотографиями священников из семьи Невских. Я послала Вам фото, которое, как мы думаем, может быть фотографией сына отца Николая. Может быть, кто-нибудь узнает его? Как было бы чудесно сложить все части этой головоломки вместе!»
* * *
Владимир Александрович Малайчук родился в Австралии в 1951 году. В семье был младшим ребенком, вместе с двумя братьями и сестрой крещен в Православии. Его жена Джулия - коренная австралийка - исповедует католицизм. В семье Владимира и Джулии четверо детей - Стивен, Питер, Кэтрин и Кристофер. Все они приняли православную веру. Питера и Кэтрин папа называет на русский манер - Петей и Катей.
Русскому языку Владимира научили родители, а он в свою очередь - старшего сына. Стивен даже некоторое время жил в России - изучал в Томском университете компьютерные науки. Сами супруги Малайчук до нынешней поездки были в России дважды - в 2008 и 2015 году. Посетили Москву, Санкт-Петербург, Самару, города Сибири. Теперь наконец-то сбудется их давняя мечта - побывать на родине предков главы семейства. Вместе с Владимиром, Джулией и Евгением Леонидовичем Лебедевым мы отправляемся в Петровск, где отец Николай Невский, как выяснилось, когда-то служил диаконом в Казанском храме.
Путь из центра Саратова до его окраины занимает у нас почти час, но Владимир с Джулией этому только рады - в саратовских пробках можно неплохо рассмотреть все встречающиеся достопримечательности: Покровский храм, старинные купеческие особняки, памятники советских времен. Впечатление на гостей производят даже Сенной рынок и здания заводов, но больше всего - затерявшиеся между бетонных высоток одноэтажные деревянные домики с нарядными наличниками.
У Казанского храма в Петровске нас встречают нынешний его настоятель - священник Николай Смирнов - и ребята из местного молодежного общества. В самом храме уже собрались прихожане и жители города - о нашем визите они знали заранее и с любопытством ждали встречи: когда еще поговоришь с гостями из такой далекой страны!
Отец Николай представил гостей и передал слово Евгению Лебедеву, который, рассказав немного о том, чем занимается общество «Возрождение», развернул перед слушателями биографический сюжет, уходящий корнями вглубь истории...
* * *
Николай Андреевич Невский родился в 1864 году в семье псаломщика Андрея Петровича Невского из села Песчанка Балашовского уезда. В 1883 году Николай Андреевич окончил Балашовское духовное училище и отправился служить псаломщиком в село Троицкое-Вырыпаево Петровского уезда. С 1 ноября 1886 года он служил в селе Камаевка того же уезда, а с 22 декабря 1892 по 16 января 1896 года - в Казанском храме Петровска, только уже диаконом. Затем он был назначен в село Большая Екатериновка Аткарского уезда.
Анализ этих архивных данных приоткрывает нам, что Николай Невский, вероятно, был очень способным учеником и умным человеком. После училища он получил начальную должность псаломщика, а женившись, был рукоположен во диакона - максимум, что положено выпускнику духовного училища. Но уже в 1903 году состоялась его хиротония во священника. И это без семинарского образования! С 1 декабря 1903 года его определили на священническое служение в Казанскую церковь села Собакино Хвалынского уезда - сейчас это село относится к Ульяновской области. Из епархиальных ведомостей тех лет мы также узнаём, что отец Николай нес послушания помощника благочинного и духовника священнослужителей 4-го округа Хвалынского уезда, в 1915-1917 годах был депутатом епархиальных съездов духовенства. Имел он и награды - за особое усердие в деле народного образования. В 1909 году был награжден набедренником.
В Собакино священник прослужил до 1917 года, дальнейшая его судьба пока неизвестна. Сведений о семье немного: жена - Татиана Георгиевна Невская, по данным на 1912 год в семье девять детей, из которых шестеро учатся. Один из сыновей в 1916 году окончил по первому разряду Саратовскую духовную семинарию. Все остальные сведения о семье еще предстоит найти в архивах. Что касается Татьяны Георгиевны, мы не можем точно сказать, каково ее происхождение. Как правило, будущий священник женился на дочери священника или диакона, до начала ХХ века это в основном соблюдалось. Интересная деталь: в качестве крестного отца одного из внуков священника Николая Невского указан псаломщик Султанов. Обычно восприемников брали из родственников, поэтому можно предположить, что у гостя из Австралии есть в роду и священники Султановы. Это известная династия нашей епархии.
В тридцатых годах ХХ века, во времена большого террора, многие из детей духовенства уезжали, спасаясь от преследований. Дети священника Николая Невского сначала перебрались в Беларусь, потом - на Украину, оттуда - в Европу и в конечном итоге - в Австралию. И вот спустя сто с лишним лет потомок отца Николая ступает по тем же самым половицам, по которым ступал его прадед...
* * *
Окончив свой рассказ, Евгений Леонидович предложил собравшимся обменяться впечатлениями. Владимир рассказал, что его всегда интересовала история России, ее традиции, православная культура, что в своем желании всё это изучать он не одинок - его поддерживают и жена, и дети, - может быть, когда подрастут, заинтересуются и внуки. Он выразил признательность всем пришедшим на эту встречу, отметив: «Я увидел не только храм, но и людей, которые сейчас часть этого храма, часть его современной истории».
Осматривая храм и его святыни, Владимир и Джулия узнали, что первая, деревянная, церковь была построена в Петровске сразу после основания города - в 1698 году - и освящена во имя великомученика Димитрия Солунского. Новый храм построили в 1738 году, уже в честь Казанской иконы Божией Матери (верхний храм) и святого великомученика Димитрия (нижний храм). С 1865 по 1871 год строился нынешний пятиглавый каменный храм. При нем возвели колокольню, иконостас был целиком вызолочен, некоторые иконы были также в позолоченных окладах. Деньги на постройку собирали местные купцы Новичков, Швецов и Тихомиров, более половины суммы пожертвовал купец О. А. Тургенев. В годы советской власти из десяти храмов Петровска уцелело только два - Казанский и Покровский. В 1920‑е годы Казанский храм закрыли, но не разрушили. В 1936 году была взорвана его колокольня. До 1944 года в бывшей церкви размещался военный склад. 9 июля 1944 года храм был вновь освящен и открыт для совершения богослужений. Больше он не закрывался. В настоящее время Казанская церковь признана объектом культурного наследия регионального значения. В 2005 году в здании храма начались ремонтно-восстановительные работы, которые продолжаются до сих пор.
- Это удивительно, я просто поражена этой красотой, - говорит Джулия. - Мы с мужем живем в большом двухмиллионном городе, и у нас, конечно, есть православные церкви, но они совсем другие. Хоть я и католичка, я очень тепло отношусь к вере мужа, и мне приятно находиться здесь сегодня - в этом изумительном храме, среди таких чудесных, добрых людей. Мы все просто обязаны знать свою историю, в том числе и гонений на христиан. Если мы не будем ее знать, всё это повторится снова.
Газета «Православная вера» № 16 (589)
Яна Конченко
Источник: Православие и современность