Россия десятикратно отстает от развитых стран по уровню развития рынка интеллектуальной собственности (ИС), что создает заградительный барьер для развития цифровой экономики. Об этом говорится в докладе Центра стратегических разработок (ЦСР) «Эффективное использование интеллектуальной собственности», совет которого возглавляет экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин.
«В прошлом году от лидера рынка интеллектуальной собственности - Китая - Россия отставала более чем в 100 раз по количеству заявок на „полезные модели", в 24 раза по количеству заявок на „изобретения". По уровню патентной активности, традиционно оцениваемому по коэффициенту изобретательской активности (количество заявок на патенты на изобретения от национальных заявителей на 10 тыс. населения), еще в 2015 году Россия отставала в 15-18 раз от других технологически развитых стран», - говорится в документе.
В докладе прямо констатируется, что в России не сформировалась «культура работы с объектами интеллектуального права», несмотря на все усилия в этой сфере, закончившиеся созданием Федеральной службы по интеллектуальной собственности (ФСИС).
Поэтому после президентских выборов 2018 года ЦСР предлагает централизовать в едином госоргане (предположительно, не Минобрнауки) политику управления интеллектуальной собственностью, и спонсировать патентную активность российских структур за рубежом.
Россия десятикратно отстает от развитых стран по уровню развития рынка интеллектуальной собственности (ИС), что создает заградительный барьер для развития цифровой экономики. Об этом говорится в докладе Центра стратегических разработок (ЦСР) «Эффективное использование интеллектуальной собственности», совет которого возглавляет экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин.
«В прошлом году от лидера рынка интеллектуальной собственности - Китая - Россия отставала более чем в 100 раз по количеству заявок на „полезные модели", в 24 раза по количеству заявок на „изобретения". По уровню патентной активности, традиционно оцениваемому по коэффициенту изобретательской активности (количество заявок на патенты на изобретения от национальных заявителей на 10 тыс. населения), еще в 2015 году Россия отставала в 15-18 раз от других технологически развитых стран», - говорится в документе.
В докладе прямо констатируется, что в России не сформировалась «культура работы с объектами интеллектуального права», несмотря на все усилия в этой сфере, закончившиеся созданием Федеральной службы по интеллектуальной собственности (ФСИС).
Поэтому после президентских выборов 2018 года ЦСР предлагает централизовать в едином госоргане (предположительно, не Минобрнауки) политику управления интеллектуальной собственностью, и спонсировать патентную активность российских структур за рубежом.
К 2019 году, по мнению авторов доклада - представителей «Роснано», «Сколково», Минобрнауки, «Иннопрактики», ФСИС, - следует готовиться к развитию автоматизированных систем управления ИС.
Этот сценарий, по мнению экспертов, предполагает «достаточно быстрое, влияющее на основные индустрии до 2025 года, продвижение технологий „Индустрии 4.0" (четвертая промышленная революция - массовое внедрение киберфизических систем в производство и обслуживание человеческих потребностей, - „СП") и „цифровых фабрик", использующих цифровые модели в производственном процессе». Неучастие государства в этих процессах объявлено риском.
По мнению аналитиков Кудрина, опасность нынешней ситуации в том, что ядро современной глобальной экономики - появление новых результатов интеллектуальной, творческой деятельности, их правовая охрана на внешних рынках - предшествует материальному движению продуктов труда.
«Говоря простым языком, это означает, что из-за недостатка внимания к развитию института интеллектуальной собственности уже в ближайшем будущем мы можем ожидать увеличение разрыва между Россией и развитыми странами на рынке вещественных товаров и услуг», - отмечается в докладе, который является частью предложений команды Алексея Кудрина по реформам после президентских выборов 2018 года.
Можно ли путем развития рынка интеллектуальной собственности дать толчок развитию экономики РФ?
- Цифровая экономика развивается сама собой, даже без вмешательства госструктур, - отмечает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. - Компании вынуждены применять новые технологии, чтобы соответствовать уровню, достигнутому в мире. Вопрос в другом: насколько Россия может быть инициатором изменений в этой области, могут ли технологические подходы и открытия, которые есть в России, распространяться так же, как сегодня распространяются западные технологии и ноу-хау, прежде всего, из США?
Очевидно, что для этого - и Кудрин Америки не открыл - нужна определенная государственная политика, система поддержки интеллектуальной собственности.
С другой стороны, я бы не преувеличивал сложности патентования и необходимость господдержки. Тот же Китай, как мы видим, успешно выходит из ситуации - обходит все проблемы интеллектуальной собственности, и никто Пекин за это не собирается исключать из мировой торговой системы.
«СП»: - Почему так происходит?
- На руку китайцам работает - и Кудрин об этом ничего не говорит - то обстоятельство, что само понятие ИС в современном мире находится под вопросом. По мере оцифровки всех процессов и переходу к новому технологическому укладу, при котором будет господствовать информационно-коммуникативные технологии и аддитивные производства, ядро мировой экономики станет работать по принципу «открытого кода».
Продукт в такой экономике будет создаваться совместно различными пользователями в самых разных сферах - от торговой до финансовой. При такой структуре невозможно будет точно определить, кто создал инновацию, и это будет размывать само понятие интеллектуальной собственности.
На деле, мир идет к тому, что архаичная система защиты интеллектуальной собственности, которая существует сегодня, больше не сможет удержаться. Мы могли видеть это на примере музыкальной индустрии, которой пришлось приспосабливаться и к изменению технологий, и к невозможности полностью защитить информацию.
Неслучайно сегодня на Западе ширится движение за свободу информации. И уже сегодня нет четкой системы, которая бы четко отслеживала и контролировала ИС.
Нематериальные активы практически невозможно отразить в существующих системах бухгалтерского учета. Невозможно вычислить и прибавочную стоимость, которая благодаря инновациям создается, поскольку она действует в форме дополнительных, вторичных эффектов для большого числа людей.
Думаю, система, при которой один контролирует другого благодаря патентам, скоро уйдет в прошлое. Она отжила свое. Что, например, называть подделкой в современном мире, если практически все товары производятся в Китае?!
Единственным способом контроля, на мой взгляд, будет лидерство в научно-техническом прогрессе. В выигрыше окажутся те страны, где сосредоточены научные школы, где есть команды, реализующие научные идеи, и где есть потенциал развития.
Именно к такому, так называемому удобному лидеру, будут примыкать остальные. А не к формальному лидеру, который будет кричать на каждом углу, что у него есть патенты. Отжившую патентную систему, я убежден, не удастся удержать даже с помощью авианосцев.
«СП»: - Что в такой ситуации должна делать Россия?- Россия должна строить не просто систему, при которой представители новой госструктуры по защите ИС будут судиться в международных судах, отстаивая российские патенты. Нужно поощрять центры инноваций внутри страны, чтобы здесь, у себя, создавать благоприятную среду для изобретателей, способных выдвинуться на передний край научно-технического прогресса.
Начинается время, при котором правом становится личная эффективность и личная репутация. А эти вещи невозможно забрендировать или зафиксировать юридически.
Нам сегодня нужно растить лидеров, создавать соответствующую среду, работать на опережение. И тогда при новом технологическом укладе Россия сможет играть более заметную роль.
Исходя из этого правительству РФ нужно строить государственную политику: больше тратить денег на образование в передовых отраслях, на создания условий для тех, кто в них работает. И если такая система заработает, она скорее защитит и поднимет экономику Россию, чем единый госорган, который предлагает создать Алексей Кудрин.