Чем секта отличается от Церкви, как в нее не попасть и что делать, если кто-то из вашей семьи там оказался? На эти и другие вопросы СПЖ ответил известный украинский сектовед, руководитель антисектантского информационно-просветительского центра «Надежда», профессор богословия, преподаватель КДАиС Виктор Чернышев.
- Сегодня существует множество разнообразных сект. Их представители подходят на улице, приходят домой, предлагают свою литературу и т.д. За последние годы появилось множество таких религиозных организаций, которые, будем говорить откровенно, составили конкуренцию традиционным христианским Церквям. Почему стал возможен такой успех сект в Украине? Какие из них сейчас наиболее активны?
- Современный человек потерял привычные опоры в жизни. Идеологический вакуум, оставшийся в наследство от марксистско-ленинской идеологии и охвативший в послеперестроечный период постсоветское пространство, стал тем очевидным стимулом для сект и культов, как зарубежных, так и «доморощенных», которые быстро постарались этот вакуум заполнить собою. Тогда многое изменилось в религиозной жизни СНГ. Православная Церковь еще не была столь сильна после десятилетий системного давления на нее коммунистической идеологии и медленно, но упорно «вставала на ноги». Церковь еще не могла занять оголившуюся идеологическую нишу и в полный голос заявить о вечных ценностях, исповедуемых Ею.
В состоянии прямой конфронтации в Украине оказались православные и протестантизм в его сектантской упаковке. Давно, но скрытно накапливался заряд агрессии и нетерпимости, консолидируя силы для стремительного броска в разрушенную страну. И я считаю, что в то время цель Запада и Штатов была очевидной - расчленить духовное пространство наших народов, навязать антагонистическое противостояние, проповедуя т.н. толерантность в области свободы совести на православном духовном пространстве. К 2000 году сектанты были намерены создать в СНГ 200 000 своих общин, приходов, организаций, сообществ, ассоциаций и прочее. Правда, им это не удалось, но даже эти планы говорят сами за себя.
Конечно, что и говорить - ведь такая беспрецедентная акция нуждалась в пропагандистском обеспечении. Поэтому сектантская пропаганда при поддержке заангажированных СМИ без конца повторяли два тезиса:
- мы проповедуем «просто Евангелие»;
- мы помогаем Православной Церкви в евангелизации населения, а не боремся с нею.
Сектанты тогда бросили сотни и сотни проповедников на Украину, а в кривом зеркале пропаганды агрессором все равно оказалась Православная Церковь. Они, понимаешь, приехали к нам с акцией мира, а православные фанатики и ретрограды проявили по отношению к ним нетерпимость. Здесь вспоминаются слова одного батюшки, который сравнивал это с вором, забравшимся ночью в чужой дом, который прикрикнул на проснувшегося хозяина: «Тише ты! Людям спать мешаешь».
Что касается второй части вашего первого вопроса, то наиболее активные сегодня секты в Украине - это неохаризматические движения и их объединения, такие как «Посольство Божие», «Возрождение», «Евангелие процветания», «Движение веры», «Живая вода», «Церковь на Голгофе», «Новая жизнь», «Церковь завета», «Церковь прославления», «Свет миру», «Церковь откровения», «Сила Духа», «Столп огня» и прочие, и прочие. Это, по сути, анклавы - государство в государстве, со всеми своими инфраструктурами, службами, финансовыми потоками, зарубежными связями. Другой крупной сектой на территории нашей страны являются американские «Свидетели Иеговы».
Но даже те сектантские сообщества, которые не столь масштабно развертывают пропагандистские акции, остаются опасными для нашего социума. Прежде всего их опасность заключается в том, что они сознательно уводят людей от спасения, от Неба, давая подслащенную ложь вместо истины, заблудившись сами - вводят в заблуждение других людей, предлагая им, по словам св. Иоанна Кронштадтского, «истину в неправде». А Писание говорит, что «если слепой поведет слепого, то оба упадут в яму».
- Чем секта отличается от Церкви?
- Церковь - это собрание верных, соединенных между собою верой в Иисуса Христа, Законом Божиим, священноначалием и таинствами. Вот если в христианском сообществе нет чего-либо из этих четырех слагаемых, то оно не может называться Церковью. Только когда наличествуют эти слагаемые: вера+Закон Божий+законная иерархия+таинства, можно говорить о церковном организме, спасительном и благодатном. Только в такой истинной Церкви пребывает благодать Божия, потому что глава Церкви есть сам Господь Иисус Христос, «исполненный благодати и истины». Составляя одно духовное тело, имея одну главу - Христа и одушевляясь одним Духом Святым, Церковь и называется «Единою». «Одно тело, один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех» (Евр. 4, 4-6).
У сектантов отсутствуют два из указанных слагаемых: церковная иерархия и таинства. Известное древнее изречение Киприана Карфагенского гласит: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Ведь в законной Церкви через предписанный порядок рукоположения подается благодать Божия на особое архипастырское служение, и такой порядок был установлен Самим Богом. Об этом много говорится в Писании (Втор. 34, 9, Числ. 27, 18-20, Деян. 13, 2-3, Ин. 20, 21). Если же сектанты утверждают, что у них есть «рукоположение», то пусть покажут череду своих епископов от апостольских времен. В их истории этого просто не обнаружится. Поэтому это будет лишь неуклюжей попыткой выдать желаемое за действительное. А вследствие отсутствия законной иерархии у них не может быть и благодатных таинств. Их просто некому совершать.
Как есть крупные водные артерии, реки, озера, полноводные, «несущие воды свои сквозь леса и горы» (Гоголь). Это Церкви. И есть заболоченные отмели, сопровождающие эти большие реки, поросшие осокой, часто дурно пахнущие от застойной болотной воды, не дающие утолить жажду даже страдающему от зноя путнику. Это секты.
Секта - это имитация относительно большой группой людей крупной религиозной традиции. Безусловно, это бегство от безбожия. Но бегство, опять же, в никуда. Почти нет таких фактов (за редким исключением), чтобы люди, воспитанные в Православии, католичестве, иудаизме, исламе и прочих культурообразующих религиозных традициях, уходили в секты. В секты, как правило, уходят из нерелигиозных семей. Секты - это всегда антисистемы, вырабатывающие собственный иммунитет против законов того государства, в котором они существуют. Это касается деструктивных сект.
Но помимо деструктивных (они же - тоталитарные секты) существует еще две группы - рационалистические и мистические секты. Каждая группа имеет свое развернутое определение по качественным признакам, вероучительной системе и методике вовлечения или вербовки. Не буду останавливаться на этой дифференциации сектантских группировок, это тема отдельного большого разговора. Дам лишь общую характеристику секты: это такое отделившее себя от единства исторической Церкви, Ее учения и таинств религиозное общество, которое имеет особое, отличное от Нее учение, богослужение и структуру, и которое живет отдельной самостоятельной жизнью и стремится в своей замкнутой среде воплотить религиозные идеалы.
- А чем секты завлекают и привлекают людей? Почему не самые глупые люди попадают в их сети?
- Дело в том, что в секту не приходят добровольно. Туда впервые человека приводят. Есть даже такой термин «привожане» (в отличие от них в Православии все «прихожане»). Все секты эксплуатируют три основных потребности человека: в общности, в структурированности и в значимости для окружающих. Существует определенная методология по удержанию и последующей успешной адаптации новичка в секте. Особенно в тоталитарных сектах существует т.н. «контроль сознания». Это техника модификации поведения без осмысленного согласия контролируемых людей. При первой же встрече новичка погружают в атмосферу заботы и подчеркнутого внимания к его персоне. У него стараются создать впечатление, что ему исключительно повезло сюда попасть. Психологи именуют это «бомбардировкой любовью». На этой стадии тщательно скрывают истинные мотивы секты.
Вы верно заметили, что попадают туда далеко не глупые люди... Здесь ведь главное - прозвучать в унисон проблемам, которые повседневно окружают нашу действительность. Быть современным веку сему и востребованным в нем. А поэтому при вербовке эксплуатируют мотивы, например, нравственного порядка. Человеку предлагают варианты, скажем, личностного духовного роста, альтернативные образу жизни погрязшего в грехах человечества. Натуры с развитым моральным сознанием, люди совестливые, задыхающиеся в мире пошлости и фальшивых ценностей, очень даже реагируют на такие призывы. Есть даже особая классификация по социо-психологическим качествам людей для их же успешной вербовки: коллективисты, индивидуалисты, претензионисты, подражатели, слабовольно-пассивные, изолированные. Главное, произвести правильную калибровку, а сектанты-вербовщики, поверьте мне, неплохие психологи.
Существуют различные мотивы, по которым люди попадают в секты. Социальные - стремление избавиться от одиночества и найти новых друзей, потеря близкого человека, резкое изменение социального статуса; духовные - поиск Бога и смысла жизни; моральные - надежда найти свое место в жизни, получить ощущение гармоничного бытия, найти единомышленников по своим взглядам; психофизиологические, связанные с проблемами физического и психического здоровья - человек стремится получить поддержку, находясь в состоянии физического или психического недуга; интеллектуальные и познавательные; практические - получить реальную материальную помощь.
Как правило, человек редко попадает в секту по какой-то одной причине, их бывает сразу несколько.
- Возможно, Православной Церкви не хватает активности в миссионерской деятельности?
- УПЦ имеет довольно обширную сеть Воскресных школ и катехизаторских курсов для детей и взрослых. Значительное число слушателей окормляются в стенах Киево-Печерской лавры. Другая сеть богословских курсов существует при Макаровском храме. Для курсантов читают лекции преподаватели КДАиС, а также студенты-старшекурсники КДА.
Конечно, существующих сегодня форм работы, наверное, недостаточно для просвещения населения в этом направлении. Но курсы каждое лето делают новый набор слушателей, на которых вместе с другими дисциплинами в обязательном порядке читают и предмет сектоведение.
Боль нашей Церкви в другом: у нас практически нет системы «трансмиссий», которые передавали бы энергию священников своим прихожанам. У сектантов каждый прихожанин - это проповедник. У нас - далеко не каждый священник. Да, в Православии нет запрета на миссионерское служение мирян. Отчего же мы молчим?
Дело в том, что в Православии практически невозможно использовать самое эффективное средство воспитания: обучение по принципу «делай как я». Есть три способа обращения священника к прихожанам, но все три - не воспроизводимы за порогом храма.
Это проповедь, которая не может быть пересказана прихожанином его, например, сослуживцам по светской работе. Потому что ее жанр слишком специфичен: высокая интонация речи, тональность, подчеркнутая учительность, сам выход на амвон и прочее. Можно только пересказать, о чем говорил батюшка, но это уже не будет проповедью.
Второй способ - исповедь. Общение человека со священником на исповеди вообще не подлежит передаче третьим лицам.
Третий - само Богослужение. Священник истово проповедует и своей молитвой, и литургисанием - это отправление святой литургии.
Представьте, достоинство воина познается в бою, хлебороба - в трудах, священника - в литургисании. Говоря словами поэта, «и Божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь». Но, опять же, этот способ воздействия на человека вне храма не представляем. Православие слишком боится сиюминутности и профанации. Сам стиль служения не предполагает задорно скакать с Библией в руке, кричать что-то в исступлении, именуя это проповедью, петь гимны на мотив русских народных песен, приставать на улице к людям, приглашая их на «изучение Библии» и прочее. Всего этого у нас нет. Да и быть не должно.
- Представим себе, что человек уже попал под влияние секты, начал отдаляться от своей семьи, близких. Что им делать? Как себя вести?
- Прежде всего нужно помнить, что практически в каждой деструктивной секте неофиту внушают установку на то, что в своем домашнем окружении он вряд ли найдет поддержку и понимание, ибо «враги домашние твои». Поэтому ни в коем случае не допускать никакого разрыва с близким человеком, попавшим в секту. Продолжать с ним постоянное общение, проявляя искреннюю заботу и внимание, давать понять, что вам интересно то, чем в данный момент занят ваш близкий человек. Не вступать с ним в конфронтацию и спор, не предпринимать дерзких попыток переубедить. Пытаться избегать настойчивых разговоров, в которых могла бы прозвучать критика организации и ее лидера. Не выдвигать никаких условий и ультиматумов, понуждая оставить секту. Не выбрасывать сектантскую литературу, которая лежит у него на виду.
Вступая в диалог с таким человеком, стараться избегать терминов и названий, которые ему неприятны, не проявлять агрессии и не обзывать его сектантом, помня, что такие люди, если им позволяет собеседник, стремятся выговориться. Тогда нужно постараться выслушать своего оппонента, не вступая с ним в открытый спор.
И еще. Разговор лучше вести на такие темы, по которым ваши мнения могут совпадать. Если при беседе вы почувствовали, что ваши вопросы начинают вызывать возражение или отторжение, лучше сменить тему или вообще прекратить разговор. В беседе надо стараться побуждать к самостоятельному мышлению оппонента, задавая вопросы таким образом, чтобы он сам искал на них ответы. Не беседовать с сектантом в присутствии так называемой группы поддержки других членов этой же организации. Если же вы допускаете возможность такого общения у вас дома, сектанты не должны чувствовать с вашей стороны недоброжелательства и неприязни.
Необходимо также, чтобы человек, который пытается помочь своему близкому покинуть секту, прежде всего сам неплохо ориентировался в вероучительных основах культовой организации. Если же это подросток или студент, зависящий от вас материально, то стоит сократить до минимума выделяемые ему средства, чтобы у него не было возможности передавать все в кассу секты.
Как правило, чем раньше родственники обратят внимание и начнут предпринимать усилия к его возврату в семью, тем вероятнее успех. Однако стоит помнить, что, как правило, самостоятельно очень трудно достичь положительного результата. Поскольку с такой проблемой должна работать команда, очень многое зависит от того, как будут вести себя родственники. Во всяком случае, родственники всегда должны быть в курсе того, что происходит с их близким, попавшим в секту.
Существует ряд методик, помогающих вывести человека из секты, которыми, как правило, владеют специалисты-психологи. Если ваш близкий не против общаться с теми людьми, которых вы могли бы привлечь к беседе, например, священником или религиоведом, обязательно воспользуйтесь этой возможностью. Главное здесь - проявлять деликатность и не навредить своей настойчивостью.
- Что нужно предпринимать Церкви, чтобы затормозить влияние деструктивных сект?
- К сожалению, Церковь ограничена в возможностях влиять на эти процессы, а законодательство только тогда применяет свои санкции, когда происходит то, что, например, произошло с «Белым братством». Во всех подобных сообществах всегда «один почерк»:
1. спекуляция на тему «скорого конца света»;
2. варианты «личностного развития»;
3. внешний «враг» (враг несет консолидирующее начало группе, это может быть родственник адепта, силовики, психиатры, религиоведы, представители конкурирующей секты и проч.);
4. атмосфера заботы и понимания;
5. фальсификация Священного Писания;
6. эффект и метод гипнотического воздействия;
7. чувство избранности и элитарности.
В сектах хорошо поставлено социальное служение, когда вся молодежь направлена и охвачена данными проектами. Это чувство локтя, или, лучше сказать, «тепло стада» - создает атмосферу близости и радости общего дела. Поэтому, пока наша Церковь не найдет альтернативных форм работы с молодежью (например, через то же социальное служение), мы всегда будем на полшага отставать от сектантов. В зачатках у нас такие волонтерские службы существуют, но о массовости пока говорить не приходится. Духовно-образовательный фактор также играет важную роль в просвещении наших прихожан, где необходимо получение знаний по апологетике, умение противостоять сектам через грамотную с ними полемику.
- В России запретили «Свидетелей Иеговы», нужно ли у нас на государственном уровне принимать антисектантские законы?
- Это не решит проблемы исчерпывающе. Законодательный запрет загонит секты-изгои в подполье, где их сборы будут осуществлять методом конспиративных цепочек. Болезнь будет загнана вглубь, подобно опухоли, которая вместо своего вскрытия со временем даст метастазы. Эти же люди будут чувствовать свою избранность благодаря «гонениям», которые подтвердят их уверенность в своем «мессианстве» через «мученичество». В России же запретили иеговистов, т.к. учение этой секты нарушает ряд законодательных актов РФ.
- Вам известны примеры, когда удавалось вытащить адепта из цепких лап секты?
- В моей практике были такие случаи, когда после обращения в наш информационно-просветительский центр при Лавре родственников и неоднократных бесед с сектантом, которого еще не глубоко затронула секта, он покидал свою организацию. Честно признаюсь, случаи эти крайне редки, потому что на начальном этапе реабилитации родственники ведут себя неправильно, ожидая немедленных результатов. Зачастую именно они своей поспешностью, нервозностью и неправильными действиями окончательно загоняют проблему в угол.
Источник: Союз православных журналистов