Теперь Верховная Рада признала членство Украины в альянсе внешнеполитическим приоритетом
Украина в Брюсселе" hspace="8" align="left" />Назадолго до двадцатилетнего юбилея подписания Хартии об особом партнерстве между Украиной и НАТО Киев предпринял новые шаги, целью которых является максимальное сближение с военным блоком.
По словам министра иностранных дел Павла Климкина Украина «придет в НАТО быстрее, чем кто-либо, кто сейчас ни во что не верит». «На самом деле мы этим путем уже идем. Сейчас мы поставили еще один указатель, но тем не менее мы идем путем именно членства в НАТО... я абсолютно уверен, что мы уже сейчас начинаем работать как элемент восточного фланга НАТО», - констатировал Климкин.
Заявление министра последовало вслед за официальным признанием вступления в НАТО приоритетом внешней политики Украины. Ранее, речь шла лишь о «достижении критериев, необходимых для обретения членства в этой организации». Как заявил прессе лидер фракции «Самопомощи» Олег Березюк, «жить на границе с извечным врагом, деспотом, который сотни лет уничтожает украинцев и украинские ценности без армии, без защиты - невозможно».
Эта идея вызвала редкое единодушие депутатов Верховной Рады. За внесение необходимых изменений в законы 8 июня проголосовали 276 депутатов при 226 необходимых. Среди них представители «Блока Петра Порошенко», «Народного фронта» Яценюка, Радикальной партии Ляшко, львовской «Самопомощи» и «Батькивщины» Юлии Тимошенко. Против был только «Оппозиционный блок».
Скептики указывают на невозможность формального вступления в НАТО в связи с нерешенными территориальными вопросами Украины. Потеряв Крым и часть Донбасса, Киев должен расстаться с мечтой об альянсе. Однако, украинские власти, готовы оппонировать Москве в любом статусе. «Необходимо быть готовыми к тому, что Украина де-факто будет воевать вместе, плечом к плечу с войсками НАТО», - заявил Игорь Луценко.Президент Украины Петр Порошенко уже заявил, что Украине придется много работать, чтобы вступить в НАТО. Хотя глава государства уверен, что «незалежная» и так хорошо постаралась в плане проведения разных реформ, но, по словам Порошенко, критерии для того, чтобы претендовать на членство в НАТО, очень высокие.
- Они почти совпадают с критериями копенгагенскими для членства в ЕС, - посетовал Порошенко, общаясь с журналистами, но пообещал одобрить инициативу Рады. Тут же с ностальгией вспомнил, что все что происходит, начиналось еще в 2003 году, когда принимался закон об основах национальной безопасности и в нем в качестве главной цели было членство в НАТО.
Впрочем, в самом НАТО на инициативы Киева пока реагируют сдержанно. «Мы приняли к сведению решение Верховной Рады. На сегодняшний день Украина не подавала заявку на вступление в НАТО. Киев фокусируется на реформе и модернизации институтов обороны и безопасности, и НАТО поддерживает эти усилия. Это - приоритет», - заявили в штаб-квартире альянса. Тем не менее, военные инструкторы стран НАТО уже давно обучают.
Напомним, Украина первой после распада СССР присоединилась к натовской программе «Партнерство ради мира». Затем президент Кучма официально заявил о желании Киева стать частью военного альянса. Пункт о внеблоковом статусе Украины, провозглашенный Януковичем в 2010 году, был убран из законов в начале президентства Петра Порошенко. Тогда же ориентация на членство в блоке была официально прописана в Стратегии национальной безопасности Украины.
В случае реализации этой стратегии в той или иной форме передовые подразделения НАТО могут быть размещены на территории левобережной Украины: от Харькова до Одессы. На тех землях, которые называют Новороссией. В этом случае они будут представлять прямую угрозу российской столице, ведь расстояние от Харькова до Москвы не превышает 600 километров.
Политолог, доцент Таврической академии КФУ им. Вернадского Сергей Киселев напомнил «СП», что именно «ползучая экспансия» НАТО в Крыму стала причиной активного содействия России жителям полуострова в вопросе самоопределения.
- Если говорить о времени до воссоединения Крыма с Россией, то крымчане всегда были однозначно против НАТО. На полуострове проходили массовые мероприятия противодействия контактам Украины со структурами альянса. У нас чувство принадлежности к Русскому миру на уровне подсознания. Так, во время подготовки совместных с НАТО учений с протестом выходили тысячи людей. Причем, это недовольство было реализовано в конкретные практические действия. После этого учения были перенесены в северо-западную часть акватории Черного моря и в Крым они уже не совались.
«СП»: - Расскажите чуть подробнее...
- Здесь было буквально «народное восстание». Тогда натовских военных в прямом смысле гоняли по всему Крыму: преследовали их автобусы, были массовые протесты в Феодосии, на Донузлаве, после чего там более десятка лет существует молодежный лагерь, как дань тем событиям. Было множество признаков ползучей экспансии НАТО на полуострове. Например, на таможне в Феодосии были вскрыты контейнеры, в которых были обнаружены предметы военного снаряжения. Там же была бригада морской пехоты Украины, организованная по стандартам НАТО. То есть крымчан обманули, когда обещали, что сил альянса на полуострове не будет.
Также есть данные о подготовке базы НАТО в Кировском. В Севастополе в 2013 году был объявлен тендер на ремонт зданий и сооружений, которые планировалось использовать для размещения небольшого натовского контингента. Но это продвижение, слава богу, остановили. В итоге воссоединение Крыма с Россией очень сильно нарушило планы расширения НАТО в этом направлении с последующей экспансией на российскую территорию.
«СП»: - Вы думаете были планы такой экспансии?
- Нам всегда было понятно, что Крым является геостратегическим центром не только Черного моря, но и огромного региона рядом. Если бы натовцы пришли на полуостров, дальше бы последовал Кавказ. Это логично.
В свое время Екатерина не очень хотела присоединять Крым, но ее окружение тогда настояло на этом. Потому что политические действия России в XVIII веке отставали от той колонизаторской волны, которая шла с севера, с территории России, и достигла современного Кировограда. А присоединив Крым, Россия смогла развернуть жизненно необходимую ей экспансию на Балканы и Кавказ. Это позволило потом присоединить территории в Средней Азии. Это с точки зрения интересов России.
А с точки зрения Запада все это можно развернуть в обратном порядке. Сначала Россия теряет Украину, а дальше экспансия на Северный Кавказ и т. д. Вплоть до того, что Россия могла быть разрезана по линии Волги. Необязательно именно так все должно было случиться, но похожие планы были и есть.
«СП»: - Вернемся к решению Киева о том, чтобы добиваться членства в альянсе...
- То, что сейчас делает Киев, они делали всегда. Странно, что этому в России не придавали должного значения. Все что сейчас делает украинская власть - это квинтэссенция постсоветской политики Украины, начиная с Кравчука, а затем и Кучмы, который заложил основу для разрыва своей формулировкой «Украина - не Россия». Однако, Киев сейчас может принимать любые решения, но как бы они там ни пыжились, свое место в мировой повестке они теряют.
Их решение о членстве в НАТО имеет скорее пропагандистский, декларативный, самоуспокоительный характер для украинской элиты. Но на Украине огромное количество людей, которые не воспринимают эту политику. Другое дело, что это люди замордованные, загнанные в свое личное «подполье», но если им представится возможность, как крымчанам, если вдруг изменятся обстоятельства, то мы увидим другую страну. То, что начали бить нацистов в последнее время говорит о том, что в общественном сознании что-то начинает поворачиваться.
Политолог Александр Асафов также считает, что решение Верховной Рады о членстве в НАТО служит во многом внутриполитическим целям.
- Если в Верховной Раде примут закон о том, чтобы на Украине не шел снег и росли пальмы, снег все равно однажды пойдет, а пальмы не вырастут. То есть украинская власть в данном случае фиксирует некую мечту получить военную поддержку НАТО, а точнее США, не так как сейчас - в кредит или за деньги, а бесплатно. И кроме того есть цель присягнуть на верность НАТО, как это сделали многие восточноевропейские государства. Например, Польша в своей военной доктрине прописала, что Россия - самый главный вероятный враг. Тем самым Киев рассчитывает сделать небольшой шажок в сторону Евросоюза.
Однако, у этого закона есть и второй смысл, поскольку это не только внешний, но и внутренний продукт. Таким образом украинцам мягко заменяют предыдущую цель на евроинтеграцию и перспективу вхождения в Евросоюз и смещают их фокус зрения на оборону. Теперь это станет их наипервейшей целью. Причем надежды на НАТО связаны как с общей безопасностью, так и с возвращением Крыма и Донбасса. Официальный Киев хочет, чтобы люди не вспоминали об обещаниях майдана, которые полностью провалены.Кроме того, заметно, что Украина сейчас входит в предвыборную гонку. «Дорожной карты» этого процесса пока нет, как это будет происходить пока не ясно, но заявления всех основных участников политического процесса - Порошенко и Тимошенко, об этом ясно свидетельствуют. Стремление Порошенко в НАТО - это его электоральный актив, который дает избирателю понять, что война скоро будет окончена, причем с помощью чужих штыков, и украинцам не придется больше умирать в гражданской войне на юго-востоке страны.