Ныне, когда церковная ограда в лице православного царя-самодержца разрушена и церковные структуры наводнили многочисленные злопыхатели, все чаще раздаются вопли, возвещающие о гибели нашей Церкви и приводящие маловерных в трепет и уныние. Ссылаясь на многочисленные нестроения церковной жизни, возникающие при их активном участии, враги Христовы денно и нощно трудятся над разрушением доверия народа к Русской Православной Церкви.
Но есть ли повод для уныния или отчаяния? Ведь вся многолетняя история Церкви - это нескончаемая череда нападок, гонений, клеветы и других бесчисленных козней диавольских, попускаемых Богом для укрепления и прославления Церкви и верных чад ее. И все это время Церковь, юже мучители и еретицы по временем боряху и не возмогоша одолети ей, подобно непотопляемому кораблю бороздит пучину мира, лежащего во зле, и принимает в свои объятия всех тех, кто ищет спасения в жизнь вечную.
Сегодня все чаще можно услышать полные тревоги и недоумения голоса соотечественников, озабоченных многочисленными нестроениями церковной жизни. Многие из них задают себе мучительный вопрос: А жива ли наша Церковь?
Жалко смотреть на таких людей, честных и преданных православию, но имеющих смутное представление о том, - что есть Церковь и какова ее роль в этом мире. Конечно, слушая повсеместно лукавые проповеди о модернизации, прогрессе и всеобщей религиозной любви или наблюдая в православных храмах безбородых мужчин и одетых в мужское платье женщин, трудно не думать о всеобщей апостасии. Но что поделаешь, повсеместное оскудение веры, столь явно выступающее в наши дни, всегда было присуще человеческому сообществу. Однако все эти внешние факторы никогда не влияли на состояние самой Церкви. Церковь неизменно оставалась святой и непорочной, и, по слову Спасителя, врата ада не одолеют ее (Мф. 16: 18).
Самая главная ошибка ревнителей благочестия, скорбящих о возможной гибели нашей Церкви, состоит в том, что они представляют ее себе в виде некой религиозной организации, сотрудники которой иногда не вполне соответствуют ее названию. Отсюда и тревога за судьбу Церкви, которая якобы погибает и нуждается в спасении. Но Церковь Христова не нуждается в спасении; напротив, мы cами нуждаемся в спасении, которое возможно только в Церкви и благодаря Церкви. Ибо Церковь не религиозная организация, а духовный организм, мистическим Телом которого являются верующие во Христа Спасителя и исполняющие Его заповеди, а Главой является Сам Господь Иисус Христос.
Исходя из этого, членом Церкви как мистического Тела может быть только истинно верующий и стремящийся исполнять учение Святаго Духа, изложенное в Священном Писании и Священном Предании Святой Православной Церкви. Все иные, старательно выдающие себя за православных, никакого отношения к Церкви Христовой не имеют, а являются по существу лишь паразитами, от которых, безусловно, страдают члены мистического Тела, однако сама Церковь, благодаря ее Главе, неизменно остается святой и непорочной. Христосъ возлюби церковь и Себе предаде за ню, - говорит Апостол Павел, - да освятить ю, очистивъ банею водною въ глаголе: да представить ю себе славну церковь, не имущу скверны, или порока, или нечто отъ таковыхъ, но да будетъ свята и непорочна (Еф. 5: 25-27).
Теперь, отбросив всякое, даже малейшее, сомнение в святости нашей Православной Церкви, попробуем разобраться, для чего Господь попускает злым людям находиться в Церкви, смущать верующих в церковной ограде и вне ее и даже производить на них многочисленные нападки в виде клеветы, унижений и притеснений?
«Мы говорим, - пишет святитель Иоанн Златоуст, - что соблазны попускаются для того, чтобы не уменьшалась твердость мужественных; вот что в беседе с Иовом заявил Бог, говоря: мниши ли Мя инако тебе сотворша, разве да явишися правдивъ (Иов. 40: 3). Также и Апостол Павел говорит: подобает бо и ересемъ въ васъ быти, да искуснии явлени бываютъ въ васъ (1Кор. 11:19). Когда ты слышишь это изречение: подобаетъ бо и ересемъ быти, то не думай, что он говорит это в смысле приказания или законоположения; совсем нет, но он предсказывает этим будущее и заранее напоминает бодрствующим о предстоящей им пользе от этого. Когда вы устоите против обольщения, говорит, тогда именно яснее обнаружится ваша добродетель. Поэтому же, а также и по другой причине попущены были злые люди, именно, чтобы, и они не были лишены возможности извлечь пользу из могущей произойти с ними перемены. Так именно спасен был Павел, так разбойник, так блудница, так мытарь, так и многие другие. Если же бы прежде, чем обратиться, они были взяты отсюда, никто из них не спасся бы.
Вот почему и допущен соблазн. Если ты говоришь, что есть соблазняющиеся, то я представлю тебе еще больше тех, которые прославились, и опять тебе скажу то же самое, что не должно, чтобы ради небрежения и лености других получили ущерб в воздаянии наград могущие бодрствовать и внимать и лишились из-за этого многочисленных венцов.
Какими священниками пользовался Авраам, скажи мне, какими учителями? Какими назиданиями? Какими увещаниями, какими советами? Тогда не было еще ни Писаний, ни закона, ни пророков и ничего другого подобного: он плыл по неисследованному морю, шел неиспытанным путем, притом и родившись в нечестивом доме и от нечестивого отца. Но ничего такое не повредило ему, а он просиял такою добродетелью, что и долго спустя, после пророков, после закона и долгого воспитания, которое посредством знамений и чудес Христос преподавал людям, - все это предваряя, он показал на деле именно искреннюю и горячую любовь, пренебрежение к деньгам, попечение о близких по рождению; попирая все земное и отбросив славу и распущенную жизнь, он стал жить строже монахов, обитающих на вершинах гор.
А крест Христов, искупивший вселенную, рассеявший заблуждение, землю превративший в небо, рассекший узы смерти, сделавший ад ненужным, разрушивший твердыню диавола, закрывший уста демонов, обративший людей в ангелов, разрушивший жертвенники и ниспровергнувший капища, насадивший на земле новое и необычайное любомудрие, произведший бесчисленные блага, страшные, великие и возвышенные, - разве он не был соблазном для многих? Разве Апостол Павел не взывает ежедневно, говоря и не стыдясь: мы же проповедуем Христа распята, иудеем убо соблазн, еллином же безумие (1Kop. 1: 23). Но что же, скажи мне, неужели не нужно было являться Христу, не нужно было приносить эту страшную жертву? Неужели не нужно было совершать этих спасительных дел потому только, что это было соблазном для погибающих, и тогда, и после того, и на все времена? Кто настолько безумен, кто настолько нелеп, чтобы говорить это? Здесь нужно иметь в виду не соблазняющихся, сколько бы их ни было, а спасенных, исправленных и наслаждающихся любомудрием...
Итак, не смущайся этим: тем, что священники теперь, сделавшись негодными, свирепее всякого волка набрасываются на паству, ни тем, что начальники и правители обнаруживают большую жестокость. Вспомни, что с апостолами случалось нечто еще более жестокое. Тогда именно скипетроносец, будучи тайной беззакония (как назвал его Апостол Павел), совершал все виды зла, всех увлекал ко злу; однако и он не мог повредить ни Церкви, ни благородным тем мужам, а сделал их еще более славными; священники же иудейские были так негодны и лукавы, что нужно было запрещать народу ревностно следовать их жизни: на Моисеове седалищи седоша книжницы и фарисее: вся убо, елика аще рекут вам блюсти, соблюдайте и творите: по делам же их не творите (Мф. 23: 2-3). Что может быть лукавее священников, ревность в подражании которым оказывается гибельной, однако, несмотря на то, что тогда властвовали такие люди, лица просиявшие, увенчанные не только не претерпели никакого вреда, а прославились еще больше.
Поэтому не нужно удивляться тому, что произошло.
Повсюду испытания бодрствующим приходят и от своих, и от чужих. Даже и те, кто еще не приняли учения христианского, могут получить отсюда великую пользу, если будут внимательны. Видя, как праведники сносили несправедливости, терпели оскорбления, были заключаемы в темницы, подвергались клеветам, окружались кознями, были обезглавливаемы, сжигаемы, бросаемы в море и не устрашались никакого бедствия, подумай, с каким удивлением относились к этим чудесным борцам и тогдашние и теперешние люди...
Итак, припоминая все это, не бойтесь, а извлекайте пользу из происшедших событий, и терпение подвижников да будет для вас учителем твердости, и видя, как вся жизнь благородных и славных мужей возвышалась чрез это, не унывайте и не возмущайтесь ни собственными, ни чужими испытаниями. Ведь и Церковь сначала подвергалась всевозможным бедствиям, а потому так и умножалась. Не удивляйтесь же, потому что в этом нет ничего необычайного. Но подобно тому, как в настоящей жизни не там, где находится солома, сено или песок, но там, где находится золото и жемчуг, там именно постоянно собираются и злоумышляют пираты и морские грабители, разбойники и раскапыватели гробниц, так и диавол там именно и строит свои козни, где видит богатства, скопляемые душой и умножающиеся сокровища благочестия. Но если те, которые подвергаются козням, будут бодрствовать, то не только ничего не потеряют, но получат еще большее богатство добродетели, как это случилось и теперь».
Как мы могли уяснить из пространного слова святителя Иоанна Златоуста, злые люди, промышляющие в церковной среде и смущающие маловерных и неопытных, попущены Богом для нашей же пользы. Означает ли это, что мы не должны обличать их злые дела? Нисколько! В последнее время, - пишет митрополит Иоанн (Снычев), - стало модным представлять христианство в виде этакого расплывчатого и бесформенного мировоззрения, безвольно смиряющегося со всем происходящим вокруг. Сказано-де: «Любите врагов своих», «не противьтесь злому», а посему христианин должен вроде бы безмолвно мириться с любым беззаконием и святотатством.
Подобные утверждения есть сознательная и злонамеренная ложь, распространяемая врагами Христа, Православной Церкви и нашего Отечества. Клеветой на христианство, искажениями Церковного вероучения пытаются задержать процесс русского духовного возрождения, обретения народом своих исконных святынь, беззаветное служение которым на протяжении многих веков составляло цель и смысл бытия Руси. В этом (первостепенной важности!) вопросе духовной жизни народа совершен подлог, дьявольски хитрая подтасовка понятий, губительное извращение евангельского учения.
Да, христианство есть, несомненно, религия мира и любви, а не вражды и ненависти. Да, главнейшая заповедь христианства - это заповедь о любви, любви к Богу как к средоточию всяческого добра и блага, милосердия и долготерпения, красоты, гармонии, справедливости. Но именно потому совершенно естественно, что все идущее вразрез с этой заповедью, все мешающее христианину исполнять ее, должно быть ему ненавистно. И это - единственно святая ненависть: ко злу, ко греху, к страстям человеческим, к сатанинскому беззаконию. Со всем этим христианин должен быть абсолютно непримирим.
«Живи в мире с врагами, но со своими врагами, а не с врагами Божиими», - поучает нас великий столп православия святой Иоанн Златоуст. «Не противься злому», - говорит Слово Божие, то есть: не ропщи, благодарно принимай все те личные скорби, болезни, лишения, которые будет угодно Господу послать тебе. Но такой призыв вовсе не означает потакания преступному равнодушию - равнодушию к судьбе Отчизны, терзаемой в тяжкий час злодеями и святотатцами. Мир со злом недопустим, и именно это имел в виду Спаситель, говоря: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч...» (Мф. 10: 34).
Из вышесказанного следует, что мы должны не только обличать злые дела, творящиеся в государственной и церковной жизни, но и не жалеть самой жизни для утверждения правды. Ведь Господь, попустивший всевозможные бедствия, может развеять их в одночасье. Однако для нашей же пользы Он долготерпит, дабы каждый из нас сделал свой выбор и совершил свой поступок. И все это для того, чтобы верные непрестанно бодрствовали и, побеждая духов злобы, свидетельствовали о славе Божией и стяжали нетленные венцы; а нечестивые, которые могли бы укрыться при других обстоятельствах, открыто проявили свою злобу и получили достойное их делам воздаяние.
Вот почему вместо бегства из Церкви, подобно тому, как это произошло во времена раскола XVII века, мы должны прилепиться к Матери-Церкви и неустанно трудиться над очищением церковной среды от тех злопыхателей, которые, приняв личину благочестия, пытаются разрушить нашу Церковь изнутри. Конечно, беззащитная с виду, Церковь наша находится под всесильным покровом Господа и Его Пречистой Матери. Однако, для нашего же спасения мы должны проявлять твердость и бдительность. Ибо «каждый ведущий Христианскую истину, - пишет святитель Феофан Затворник, - становится хранителем, блюстителем и защитником ее. Чем более ведующих истину, тем сильнее защита ее, тем безопаснее сама она - не сама по себе, а в среде людей.
Напротив, чем менее ведущих истину, тем менее оплотов против лжи - тем опаснее положение истины среди нас. Ибо в этом случае, явись какое ложное учение, неведущий истины пропустит ложь, потому что нечем ему распознать и обличить ее. От него она пойдет к другому неведущему, от другого к третьему и так далее. Ложь войдет и вытеснит истину.
Прав ли тот, кто пропустил ее?! Никак. Это будет то же, как если бы воин, по небрежности не узнавший пароль, пропустил врага в стане. В этом отношении, стало быть, всякий неведущий истины есть уже изменник ее, и изменник общества верующих или св. Церкви.
Строго? Но так есть. Само собою разумеется, что эта вина падает всею тяжестью на тех, кто имеет силы и способны узнать истину и не узнают, т.е. преимущественно на класс образованный».
Конечно, по причине целого ряда обстоятельств, многого мы не можем изменить в жизни Церкви. Однако мы обязаны делать все то, что в наших силах, и особенно в деле обличения лжи.
Одним из опаснейших идеологических штампов, широко используемым в наши дни, является ложное мнение о том, что Церковь может согрешать. Для этого проповедниками лжи совершается тонкая подмена понятий, при которой люди, представляющие Церковь и впадающие по своей немощи в те или иные прегрешения, олицетворяются с самой Церковью. При таком подходе легко искажается не только православное учение о Церкви и спасении, но и любой исторический факт церковной жизни.
Так, например, весьма распространенным является ложное мнение о том, что Церковь виновата в возникновении старообрядческого раскола XVII века и должна повиниться перед пострадавшими старообрядцами. Мысль эта довольно прочно укрепилась в религиозном сознании тех, кто не способен задать себе простой вопрос: как может согрешить святая и непорочная Церковь, Главой которой является Сам Господь?
Ясно, что рассматривать этот вопрос нужно не в потемках человеческих страстей, а при свете православного вероучения. При таком подходе очевидным становится то, что не Церковь отступила от истины, а те, кто называет себя старообрядцами. Они то и есть настоящие виновники ужасающего по своим масштабам и последствиям раскола XVII века, приносящего свои ядовитые плоды и по сей день. Вывод этот подтверждают и всесторонние исследования истории раскола, и сама жизнь, и обличительные слова истинных подвижников благочестия. Вот что писал об этом святитель Феофан Затворник:
«Господь и Спаситель наш в Евангелии предостерегает верующих от лжеучителей, говоря: внемлите отъ лживыхъ пророкъ, иже приходять къ вамъ въ одеждахъ овчихъ, внутрь же суть волцы хищницы (Мф. 7: 5). То есть смотрите, не доверяйтесь этим смиренникам, кои лестию будут уловлять души ваши в пагубу, не принося к вам здравого учения, а глаголюще всегда развращенная, чтоб отторгать людей от единости веры вслед себе. Провидел Господь, что в среду чад Его Церкви внидут волцы тяжции, не щадящие стада, потому возбуждает зоркую бдительность: смотрите, не увлекитесь.
И вы знаете, сколько было этих волков! Одни хотели повредить Христианство примесью иудейства, как иудействующие еретики, другие покушались затмить его мечтами языческих мудрований, как гностики и манихеи; иные извращали учение о Пресв. Троице, как Павел Самосатский; те отвергали Божество Иисуса Христа, как Арий; а эти нечествовали в учении о Пресв. Духе, как Македоний. За ними восстали несториане, монофизиты, монофелиты, иконоборцы; далее паписты и лютеране со всеми своими порождениями. И у нас в России, вскоре по принятии св. веры Христовой, явился Мартин Армянин, похожий на нынешних раскольников, потом стригольники, жидовствующие, молокане, хлысты и раскольники со всеми их несогласными согласиями и бестолковыми толками.
Св. Апостолы и их преемники, исполняя предостерегательное слово Господа, строго смотрели за всеми сими уклонениями от истинного учения Христова, и, тотчас, за появлением их, обличали их - и частно, и паче на соборах, всех верующих оглашая при том: смотрите - тут и тут ложь; не следуйте тому. Так обличены и отвергнуты древние еретики...
Так обличены и отвергнуты наши раскольники. Будем же бдительными и мы, и на всякую лукавую мысль, вопрошающую нас: «А жива ли наша Церковь?», - с твердой уверенностью ответим: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь!»
«Ничего нет нам нужнее, - пишет святитель Феофан, - как держать себя в св. Церкви, и ничего нет ценнее сего. - Кто в Церкви истинной, тот избавлен от греха, проклятия и смерти, - тот сын и наследник Богу и сонаследник Христу, - тому принадлежат все дары благодатные здесь и все блага наследия на небесах. Так есть из-за чего позаботиться о том, чтоб не отпасть от св. Церкви? Кто отпадает, тот лишается всех сих неоцененных благ ее и губит душу свою.
В св. Церкви, и только в ней одной, все устроено к нашему спасению; - почему отпадающий от нее не имеет чем спасать себя. Для спасения нужна благодать: где возьмешь ее вне Церкви? Благодать подается чрез св. Таинства, а Таинства хранятся во св. Церкви. Для совершения Таинств нужно священство, а истинное священство есть только в Церкви. Стало, кто вне Церкви, - тот без священства, без Таинств и без благодати. Чем же спасать ему душу свою?!
Блюдитесь! И благословение Господне пребудет на вас и на всех делах рук ваших».
Евгений Александрович Жуков, главный редактор Информационно-аналитического альманаха «Державное
слово»