Гродно: необыкновенные приключения монахини в музее атеизма

0
900
Время на чтение 9 минут

«Я здесь точно не останусь», - думала монахиня Гавриила, глядя на тоскливый, серый от дождя Гродно. Контраст с Москвой был колоссальный: потертый временем провинциальный белорусский городок, в монастыре, который предстоит возрождать, - музей атеизма, в алтаре храма Рождества Богородицы - выставка откровенных фотографий. «А какое отношение порнография имеет к атеизму?» - спросила будущая настоятельница работника музея. И услышала в ответ: «Самое прямое». В этот момент она поняла, что никуда не уедет и сделает все, чтобы в этих стенах ожило православие.

Первым ее испытанием на этом пути стала встреча с хозяйкой «этих стен», директором музея Людмилой Корниловой.

«В июле 1992 года сотрудники сказали, что меня кто-то ожидает на улице, - рассказывает Людмила Александровна. - Выхожу. Стоит красивая монахиня. Сначала я подумала, что это приехали к епископу, который недавно поселился рядом. А она со мной здоровается и говорит: "Я настоятельница монастыря". Я опешила: "Какого монастыря?" "Вот этого", - отвечает. У меня шок: тут же музей, и ни о каком монастыре никто не слышал! Только после разговора с матушкой нам сказали, что есть приказ на месте музея восстановить монастырь и все документы готовы. Конечно, для сотрудников это была неожиданность».

Несдающаяся обитель

Современный вид Гродненского Рождество-Богородичного женского монастыря.

Решение возродить Гродненский Рождество-Богородичный женский монастырь Синод Белорусского экзархата Русской Православной Церкви принял 10 мая 1990 года.

Обитель была основана в 1843 году на месте униатского монастыря, который, в свою очередь, возник вокруг Пречистенской соборной церкви, превращенной униатами в свой храм. В 1960 году ее закрыли и разместили в ней гараж ДОСААФ.

Монастырская площадь. Черной плиткой выложен периметр законсервированного фундамента Пречистенской церкви XII века, который в ходе раскопок обнаружили сотрудники музея атеизма. Древний храм сгорел в XVII веке и на его территории построили современный - в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1977 году в Советском Союзе началась очередная волна борьбы «с религиозным дурманом»: в монастыре сначала хотели устроить планетарий, как доказательство того, что «Бога на небе нет», а потом организовали единственный в республике музей атеизма. И одним из первых его сотрудников стала выпускница истфака Людмила Корнилова.

Возле монастыря стоит пожарная каланча, которой уже более 100 лет.
С нее открывается великолепный вид на обитель и город с 30-ти метровой высоты:
2017-09-017,A23K2572, Белоруссия, Гродно, s_f2017-09-017,A23K2576, Белоруссия, Гродно, s_f2017-09-017,A23K2577, Белоруссия, Гродно, s_f2017-09-017,A23K2574, Белоруссия, Гродно, s_f+8

Экспозиция музея была не вполне обычной для таких учреждений. Впрочем, как и его первый директор, Алексей Карпюк. «Запомните: нет плохих православных, католиков или атеистов - это право человека и его выбор», - внушал он подчиненным.

Как музей атеизма слово «атеизм» потерял

Людмила Александровна Корнилова, бывший директор музея истории религии, проводит экскурсию по монастырю.

Родительский дом стоял вплотную к монастырским стенам, окна квартиры смотрели на обитель. Людмила Корнилова помнит, как верующие тайком передавали монахиням теплые вещи и еду - перед самым их выселением в 1960 году насельниц буквально взяли в блокаду: ни в монастырь, ни из него никого не пускали.

«В тот момент, когда срывали кресты с куполов, я была дома. До сих пор у меня осталось ощущение, что это было похоже на казнь через повешение: так же накидывают петлю и резко дергают...» - вспоминает она.

Так выглядел главный храм обители в 1960-е годы, когда его использовали как гараж для мотоциклов.

И все же большую часть жизни она была атеисткой. Ну, может, не идейной, просто «не задумывалась». Да и не пойдет верующий человек работать в музей атеизма. Правда, перечитав огромное количество религиозной литературы, хранившейся в библиотеке музея, она все-таки стала задумываться. Но до настоящего обращения было еще далеко...

Сейчас в бывшем музее атеизма только несколько экспонатов напоминают о его старом названии - остальные залы с шикарными экспозициями рассказывают об истории религии на территории Гродно.

Водолей (использовался для омовения рук священника во время богослужения). Северная Германия, XIII век2017-09-19,A23K3315, Белоруссия, Гродно, Музей Атеизма, s_f2017-09-19,A23K3317, Белоруссия, Гродно, Музей Атеизма, s_f2017-09-19,A23K3330, Белоруссия, Гродно, Музей Атеизма, s_f+16

«Когда стали возобновлять монастырь, у музея с ним началась конфронтация, - признается Людмила Александровна. - Но матушка Гавриила оказалась умнее. Она просто стала приглашать на праздники, на утренники воскресной школы. Честно говоря, ходить мне туда не хотелось. Но моя мама сказала: «Тебя зовут не как Люду Корнилову, а как представителя государственной организации. Поэтому хочешь ты или не хочешь, но идти должна». Кстати, мама-то как раз была верующим человеком, она и меня окрестила в этом же монастыре - втайне от папы-военного. Вот так и началось более спокойное общение с матушкой. А когда нам дали подходящее помещение и мы наконец из монастыря выехали, вообще все стало на свои места. Мы даже по праздникам проводили в монастыре выставки икон. А у себя в музее устроили шикарную экспозицию пасхальных яиц, которые нам предоставила матушка. Людям выставка так понравилась, что нас просили провести ее еще раз».

В 1998 году музей истории религии окончательно съехал из монастыря. Но недалеко - он располагается в бывшем поместье Хребтовичей буквально за стенами обители.

А сам музей сотрудники попросили переименовать в «Музей истории религии» - без атеизма. В монастыре они провели археологические раскопки и обнаружили фундамент Пречистенского храма XII века. И потом стали ездить в экспедиции по всей Белоруссии - искали заброшенные храмы и собирали все, что могло представлять историческую или религиозную ценность.

21 октября 2017 года на праздник Рождества Богородицы обитель праздновала юбилей - 25 лет со дня возрождения.

«У нас среди работников не было ярых атеистов, - объясняет бывший директор музея. - И мы имели возможность многое читать и узнавать: в то время как люди Евангелия в глаза не видели, мы его изучали - а иначе как говорить, что Бога нет, если ты Евангелие не читал?»

Людмила Александровна раздает просфоры после службы.

Сейчас бывший директор музея атеизма регулярно ходит на службы, преподает в воскресной школе и ухаживает за цветами в монастыре. И с улыбкой вспоминает те времена, когда им с матушкой Гаврилой было не до улыбок.

«В 2014 году, когда я ушла из музея, мне позвонила матушка: "Чем вы дальше собираетесь заниматься?" - рассказывает Людмила Корнилова. - А я возьми и скажи: "Да хоть цветочками у вас в саду". И вот уже три года за ними ухаживаю. А чуть позже стала преподавать в воскресной школе. Матушка сказала: "У вас прекрасные знания по истории и культуре, а остальное будете учить с детьми". Так и вышло - первый год я преподавала историю и культуру Православной Церкви, а на второй уже с детьми проходили Библию, основные праздники и жития святых».

«Если нет планов, тогда и жить нечего»

Игумения Гавриила отдает последние указания перед торжествами по случаю 25-летия возрождения обители. Сейчас, ее стараниями, сложно представить, что монастырь был еще недавно закрыт и работал как музей. Но это сейчас. А четверть века назад, в свою первую ночь в монастыре, ей пришлось спать на голом бетонном полу укрывшись курткой.

С момента возрождения обители прошло 25 лет. Отреставрированные храмы, идеально чистая территория, цветы, деревья, множество прихожан, новое подворье недалеко от города... Кажется, чего еще? Но настоятельница считает, что это не четверть века пролетела, а 25 минут.

«Если нет планов, тогда и жить нечего, - говорит она. - Я хочу построить храм. Не с нуля, а сделать под Богородичным храмом церковь в честь преподобномученицы великой княгини Елизаветы - там очень хорошее подвальное помещение, его можно использовать. И очень хочу организовать при монастыре приют для девочек, как было раньше. К сожалению, по белорусскому законодательству религиозная организация этого сделать не может. А пока некоторые детские дома к нам приезжают на лето: группами по 20 человек - на месяц. Ну, и мы ездим в деревню, устраиваем там детский лагерь. Я не сдаюсь».

Дети из воскресной школы возглавляют крестный ход по случаю приезда списка чудотворной Жировицкой иконы Божией Матери. В Жировицкий монастырь, где находится оригинал иконы, перешли многие сестры после закрытия гродненской обители в 1960 году.Первая в городе воскресная школа, Свято-Елизаветинское сестричество, молодежная группа «Мироносицы» - сегодня у 16 немолодых монахинь много помощников.

"ВДМХ" - выставка достижений монастырского хозяйства. В прошлом обители принадлежало много земельных угодий и передовая техника, что позволяло ей принимать участие во Всероссийских сельхозвыставках и даже занимать призовые места. Сегодня от прежних владений практически ничего не осталось - только небольшая территория за городом. Но монахинь это не останавливает, и они по-прежнему выращивают вкусные и красивые овощи.

Сейчас, глядя на обитель, не верится, что целых 32 года там шло целенаправленное надругательство над святыней. Но и тогда монастырь не прекращал приводить людей к Богу. И бывший директор, которая теперь рассказывает детям о вере, - не единственный тому пример: одна из ее коллег теперь монахиня в Дивееве, другая - активная прихожанка одного из городских храмов. А сколько еще людей задумались о вере, пройдя «курс катехизации» в музее атеизма...

Беседовал Кирилл Баглай

Фото Юлии Маковейчук

Источник
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юлия Маковейчук
Кийский крест
В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь
05.10.2017
С какой мыслью просыпается Федор Емельяненко?
11 вопросов известному спортсмену от студентов МГИМО
31.10.2015
Кавказ: где находится древнейший храм России?
Фоторепортаж Юлии Маковейчук
26.01.2015
Все статьи Юлия Маковейчук
Кирилл Баглай
Кийский крест
В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь
05.10.2017
Валентин Петров: Человек-космос
Удивительные истории про Гагарина, Сергия Радонежского и клавесин Рахманинова
12.04.2017
Все статьи Кирилл Баглай
Последние комментарии
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 11:56
На картошку!
Новый комментарий от Сергей
23.04.2024 11:49
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Апографъ
23.04.2024 11:45
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
23.04.2024 10:43
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от РОНОЛ
23.04.2024 10:24
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от Александр Волков
23.04.2024 10:11