Протоиерей Андрей Ромашко. Мужская религия

0
1009
Время на чтение 7 минут

Римский центурион из Капернаума, описанный в Евангелии напомнил одну важную тему, незаслуженно забытую сегодня: о том, что христианство - сугубо мужская религия. Нет, она, конечно, доступна и женщинам, но «заточена» она под мужской менталитет, под мужское восприятие мира. Придя на землю Христос уравнял мужчин и женщин в религиозных правах, но проповедь Его была обращена преимущественно к мужчинам. Откроем Евангелие: кто ближайшие ученики Христа?

Все они мужчины: бывшие рыбаки, налоговый инспектор, повстанец-националист, тоже бывший... Следующий круг учеников - еще семьдесят, мужчины. По мужчинам считают родословную Христа, по мужчинам исчисляют количество насытившихся чудесными хлебами, в мужском роде звучат все нравоучения Спасителя: «кто воззрит на женщину с вожделением - прелюбодействует в сердце своем», «кто разводится с женой - прелюбодействует», «если согрешит брат твой против тебя иди и обличи его», «мирись с соперником своим на пути», «если тебя ударят по правой щеке - подставь другую» - все  это типичные мужские темы для обсуждения. Наконец: «продай одежду и купи меч...». Герои Его притч - в основном мужчины: пастухи, рыбаки, купцы, цари и вельможи, и даже в притче о десяти девах Жених - главное действующее лицо. О женщинах упоминается вскользь, в том числе и о Божией Матери! «Женские» притчи: о потерянной драхме и трех мерах муки - совсем коротенькие, они почти теряются на фоне остальных.

Можно, конечно, списать это на восточный менталитет, дескать, так положено: «женщина - не человек», по другому на Ближнем Востоке не поймут... Но вот носитель вполне «европейской» культуры, римский офицер, тоже обращается к Нему. Чем заинтересовал бродячий проповедник из порабощенного народа гордого римского легионера-завоевателя? Читаем теперь Деяния: кто первый крещен из язычников? Римский офицер, центурион Корнилий! Неслучайно на страницах Нового Завета, а также в документах истории среди первых христиан мы встречаем так много профессиональных военных: римских офицеров, простых солдат и даже крупных военных сановников. Трудно представить себе более брутальный типаж того времени, чем римский легионер, а ведь нашли же они что-то в христианстве! Они легко понимали и принимали Христа потому, что находили Евангелие созвучным своему духу. При крещении человека называют воином Христа, а Сам Он говорил ученикам: «не мир Я принес на землю, но меч...». Христианство переполнено воинской символикой, Церковь живет по строгому, почти армейскому уставу, управляется по тому же принципу единоначалия, что и армия во время боевых действий, и неповиновение старшему карается так же жестко: на войне как на войне...

Теперь перейдем к более поздней истории, к великому переселению народов. В этой эпохе мы не найдем более брутального образа, чем язычник-варвар, германец или славянин, держащий в страхе всю Империю. И эти племена приняли христианство, с легкостью отказавшись от своего «родноверия». Они, победители, приняли религию побежденных, не считая это унизительным, потому что не испытали «когнитивный диссонанс» при встрече со Христом. Чуть позже этот путь повторили не менее мужественные викинги и наши предки во главе с князем Владимиром, силой вырвавшим крещение у Византии.

Почему же сегодня при входе в православный храм так резко бросается в глаза диспропорция мужской и женской половины? Архитектура изначально предполагает равное количество прихожан обоего пола: царские врата делят храм строго симметрично на две равные части, но суровая действительность диктует своё: женская «половина» - больше. Смотрим архивные фотографии богослужений: сплошь белые платочки. Анализируем современную статистику количества причастников: опять женщины в абсолютном большинстве, причем не только в старшей возрастной категории. В приходской молодежной группе также доминируют девушки, равно как их младшие сестры - в воскресной школе. При каждом храме организовано сестричество из активных прихожанок, тогда как братство - почти уникальное явление...

Мы с этим почти смирились, но у неискушенного стороннего наблюдателя складывается устойчивое представление о православии как о некоей табуированной, чисто женской теме: «Что? Поговорить о вере? Ну, извините, это почти как колготки или косметику обсуждать. Не мужское это дело!». Оно и понятно, ведь самые «распиаренные» христианские добродетели: смирение, кротость, послушание - воспринимаются обществом как слабости, и мужику они не к лицу. Впечатление усиливает наш «кулинарный символ веры»: блины на масленицу, куличи на Пасху, кутия на поминки. Все это готовят женщины, и, если вера не простирается дальше обрядовых рецептов, мужики в ней не задерживаются. Кухня не мужская тема. А еще крещение! Кто рожал ребенка? Кому очистительные молитвы нужны? Кто инициатор крещения малыша? Кто его на причастие носить будет? Женщины, конечно. А венчание? Угадайте, у кого больше эмоций по поводу подвенечного платья и красивого обряда, навеки скрепляющего любящие сердца?

Дальше - больше. Коль скоро абсолютное большинство прихожан женского пола, священник со временем невольно начинает подстраиваться под аудиторию. Он умилительно служит, говорит проповеди, трогающие женские сердца, он принимает заботу приходских бабушек, воспринимающих его как любимого сыночка или внучка. Он привыкает к бесконечным лобызаниям своих рук и уважительному (если не подобострастному) отношению влюбленных в него (в самом возвышенном и чистом смысле этого слова) прихожанок. Еще бы, единственный мужик в женском коллективе (и ведь, как правило, неплохой мужик!). На службах звучат песнопения, исторгающие слезы из женских глаз, на иконах появляются рюшечки, словно из девичьей горницы, на подризниках - кружевные оборочки, под ногами у батюшек - заботливо связанные коврики... Знакомо? Как говориться, няшность этой картинки зашкаливает. Только мужчин все это не прельщает:

Впервые я пережил «разрыв шаблона» в одном из храмов Хакасии. Мужчин было в разы больше чем женщин. Это были не русские, а местные жители, что называется «от мала до велика». Они стояли чинно, вовремя крестились, а отцы периодически ладонями наклоняли головы своим сыновьям, когда это было положено по богослужебному уставу. На лицах этих людей не было следов вырождения или алкогольной деградации, которую мы привыкли видеть у малых народов, - это были красивые, работящие люди. Потом, к Причастию подтянулись и женщины с малышами... Сначала я списал это на личные заслуги настоятеля, иеромонаха, но через несколько лет увидел такую же картину среди местных жителей Алтая. Когда-то и у нас так было, но бесконечные войны, раскулачивания, расказачивания, репрессии, эмиграции выкосили наших верующих мужиков, и с каждым новым поколением мальчики видели в храме все меньше отцов и дедов, все меньше было у юных мужчин желания встраиваться в преимущественно женские религиозные коллективы. А недовоспитанные из-за отсутствия отцов маменькины сынки формировали совершенно другую среду, где культ блуда, денег и выпивки стал ложным олицетворением «мужского начала».

Почему же сегодня в наших храмах не слышно мужского голоса? Почему современные мужчины не понимают, что Евангелие обращено именно к ним, а уж только потом, через них - дочерям, женам, сестрам, подругам... Почему сегодня женщина тащит мужика в Церковь, причем в любом возрасте, начиная с младенчества и до глубокой старости? Отвечу банальностью: мужики измельчали. Обабились, развратились, раскапризничались, потеряли характер, силу воли, ответственность. Причин много, объективных, субъективных, социальных, экономических... В общем, отмазок придумать можно много, а вот слабо встать с дивана и сказать громко так, по-мужски, домочадцам, включая тещу, да еще кулаком по столу ударить: «Так, с завтрашнего дня по воскресеньям все ходим в церковь! Попробуйте мне только проспать! Как это Петя не выспался? Какие такие уроки он не успел сделать? После службы доделает. Какой шопинг, дорогая? Это в воскресенье-то? Какая дача, мама? Я сказал: на-служ-бу!»? 

Да ну, бред какой-то! Простите, фантазия разыгралась. Не может у нас такого быть. Не может, пока абсолютное большинство россиян не вспомнит, как должен выглядеть настоящий русский мужчина: православный, трезвый, здоровый, окруженный любящей женой и дюжиной подобных ему сыновей. Да, забыл! Еще борода! По исследованиям британских ученых, борода добавляет сто баллов мужественности в характер. А начинать стучать кулаком по столу нужно с детства. Только не для того, чтобы потребовать у бабушки побольше варенья в кашу, а для того, чтобы самого себя заставить мужиком вырасти. Мужчина ведь измеряется не вареньем в каше и не сантиметрами бицепсов, не в литрах спиртного, не в шмотках, не в тачках и телках и даже не в телефонах. Мужчина измеряется в службах. Крещеный? Православный? Сколько воскресных Литургий выстоял в Церкви? 100%, 50%, 25%? Вот и считай, на сколько процентов ты мужик.

Сомневаешься? Объясняю еще раз. За минувшие две тысячи лет в европейской цивилизации под влиянием христианства выработался культурный код (модное слово такое), в котором мужчина воспринимается носителем веры и, одновременно ее защитником. И вера стоит на первом месте! Этот код невозможно сменить быстро, на протяжении нескольких десятилетий. Это слишком консервативная машина, из века в век чеканящая одни и те же характеры, один и тот же взгляд на мир, одни и те же представления о добре и зле. Именно поэтому мы все хорошо понимаем друг друга. Мы выкованы из одной стали, мы вышли из одной мастерской, которая называется европейская культура. Странствующий рыцарь, благоверный князь, монах-черноризец (вроде Пересвета) - вот традиционные европейские мужские архетипы. С этим рождается каждый европейский мальчик. Дайте малышу игрушечный меч или пластмассовый пистолетик. Лягут в руку как надо! Попробуйте принести в Церковь - ему понравится, потянет ручки к иконам и свечам. Недаром маленькие мальчики часто говорят родителям: «Покрестите меня». Это потом, под влиянием мам, бабушек, телефончиков и неправильно воспитанных сверстниц они начинают портиться и превращаться в обычных современных «мужчинок», способных любить и ценить только свое Я, этаких «недоголубых» мальчиков, которые незаметно для себя уже сделали первый шаг в пропасть. Они все еще выглядят как мужчины, чувствуют половое влечение к женщинам, но любить их по-настоящему уже не могут, любят только свое тело, свои кубики на прессе, свою машину и свою свободу. Еще шаг - и их будут интересовать только такие же самовлюбленные нарциссы. Европа уже этот шаг сделала. Откажемся от веры - потеряем мужественность, получим в скором будущем засилье однополых браков. И уже неважно, ходит ли мальчик в качалку, дерется ли в подворотне, носит ли казачью папаху или наколку «ВДВ» на кулаке. Потерял веру - начал деградировать как мужчина. Не надо ломать архетипы, это до добра не доводит!

Боюсь, что отсутствие в наших храмах мужчин говорит только об одном - об отсутствии настоящих мужчин в нашей жизни. Так что, извините, кто не снами, тот не мужик.

Источник: Православие.Fm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Андрей Ромашко
Исповедь: тайная, частная, общая, генеральная…
Как готовиться и о чем говорить
13.11.2024
Когда очень хочется раскола
О Соборе православных мирян (31.10.2020 г., Москва)
13.12.2020
Православные, категоричные, многодетные
Беседа с протоиереем Андреем и матушкой Анной Ромашко
18.01.2013
К молодежи нужен неформальный подход
Интервью с руководителем Отдела по работе с молодежью Новосибирской епархии священником Андреем Ромашко
11.08.2006
Все статьи Протоиерей Андрей Ромашко
Последние комментарии
Зачем?
Новый комментарий от Владимир Николаев
16.11.2024 15:58
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
16.11.2024 13:05
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
16.11.2024 13:03
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
16.11.2024 12:59
Сатанизм стучится в церковные двери
Новый комментарий от Советский недобиток
16.11.2024 12:43
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
16.11.2024 11:37
О трезвомыслии, скромности и карантине
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
16.11.2024 10:53