Исповедь: тайная, частная, общая, генеральная…

Как готовиться и о чем говорить

0
139
Время на чтение 6 минут

Фото: elohov.ruИсточник: Православие.ру

Фото: elohov.ru

В таинстве Крещения мы очищаемся от грехов и соединяемся со Христом и Церковью, однако прежние привычки, заблуждения, дурные примеры и советы окружающих, отсутствие религиозных знаний, опыта, нежелание работать над собой и т.д. приводят к тому, что грехи появляются снова. Их можно сравнить с кирпичами, которыми мы выкладываем стену между собой и Богом. Иногда эти «кирпичи» очень маленькие, и стена возводится медленно, незаметно. А потом вдруг выясняется, что Божественный свет уже давно не проникает в душу, не согревает ее теплом благодати, потому что там – стена. Иной раз вместо кирпичей мы кладем в стену целые блоки и даже огромные железобетонные панели. Раз – и стена готова. А Исповедь – таинство, в котором эта греховная стена рушится, мы снова обретаем живую связь с Богом и воссоединяемся с Церковью, мистическим Телом Христовым.

 

Крещение возможно для человека только однократно. Повторные «Крещения», совершенные по ошибке, недосмотру, обману, суеверию, никакой силы не имеют. А вот таинство Исповеди совершается многократно, снова и снова давая нам очищение от грехов. И здесь кроется первый вопрос и недоумение. Всем известно, что, раскаиваясь на Исповеди, мы изъявляем твердое намерение больше не грешить, и тем не менее любой здравомыслящий человек понимает, что эта Исповедь далеко не последняя, что мы будем исповедываться еще и еще, и так – до самой смерти. Выходит, мы заранее лукавим, приходя на Исповедь? Притворно каемся, лишь формально обещаем исправиться, понимая, что это невозможно? Такие мысли способны смутить даже внимательных к себе людей, а невнимательных и нерадивых – так и вовсе пустить «во все тяжкие»: грешить и каяться, снова грешить – и успокаивать свою совесть грядущей Исповедью, чтобы потом снова пойти грешить.

 

Для разрешения этого противоречия необходимо сделать небольшой экскурс в историю дисциплины покаяния в Православной Церкви. Самой древней формой покаяния был отказ от языческой жизни при принятии Крещения. В ранней Церкви большая часть Крещений совершалась над взрослыми людьми, сознательно принимавшими христианство в условиях жестоких гонений, рисковавшими как минимум своей репутацией в обществе, а как максимум – земной жизнью, поскольку христианство было вне закона. Эти люди, принимая Крещение, знали, на что шли, поэтому, покаявшись в языческих суевериях, блуде, многоженстве, колдовстве, многобожии, они более не возвращались к прежней жизни. Вот отсюда, из первых веков христианства, и происходит этот нарратив: покаявшись, не грешить больше. Речь шла о невозврате к язычеству, а это, конечно, каждый человек мог обещать, нисколько не лукавя.

Единственной серьезной покаянной проблемой в те времена было отпадение от Церкви из-за страха мучений. Кто-то скрывался от гонений, кто-то откупался, кто-то не выдерживал пыток и приносил жертвы богам, оставаясь все же в душе христианином. Судьба этих людей, не ставших мучениками, активно обсуждалась в древности. Кто они теперь? Крестить их снова или принять с испытательным сроком? Всех ли принимать – или только тех, кто не приносил жертвы? Прощать ли сбежавших и откупившихся? Как эти люди будут стоять вместе с верными и причащаться от одной Чаши? Вот тогда и возникла Исповедь, как публичное покаяние перед общиной и ее предстоятелем, епископом или пресвитером, а также – епитимья, отлучение от Чаши на некоторое время.

Но вот, Император Константин Великий стал благоволить христианству, а вскоре сделал христианство государственной религией. С одной стороны, это хорошо, христиане вздохнули свободно, но, с другой стороны, вслед за Императором в Церковь потянулись придворные подхалимы, еще вчера – истовые язычники, а сегодня неофиты-христиане. Многие стали принимать новую веру не из религиозных убеждений, а потому что «так модно», «так нужно», «как все», «нам так сказали»… Не все, конечно, но в целом градус накала религиозной жизни упал, и в Церкви появились «классические» грешники, которых мы прекрасно знаем по современным христианам, то есть по нам с вами. Теперь пришлось делать Исповедь тайной, поскольку бытовые грехи затрагивали не только совесть кающегося, но и личную жизнь и репутацию других членов общины. Теперь человек каялся только перед пресвитером, как представителем общины, а пресвитеру строго-настрого запрещалось даже намеком указывать на содержание исповедальной беседы.

Из всего многообразия грехов стали выделять «смертные», то есть тяжкие, за которые человека временно отлучали от Причастия и назначали «испытательный срок» – епитимью, сопряженную с усиленной молитвой, постом, милостыней и другими духовными упражнениями. И здесь покаяние в тяжком грехе и добровольное несение многолетней епитимии свидетельствовало об искренности покаяния и уверенности, что в будущем грех не повторится.

 

Возможно, в ответ на всеобщее религиозное охлаждение началось массовое движение монашествующих. Людей, жаждавших духовного подвига, но уже не находивших его в миру. Непроходимые пустыни, горные хребты, лесные чащи наполнились добровольными мучениками, отрешившимися от мирских удовольствий, проводившими жизнь в тяжком труде, посте и молитве. Первые монахи жили уединенно, даже так называемые, общежительные, монастыри часто представляли собой разбросанные по большой площади одиночные хижины или пещеры. И вот, выяснилось, что даже при отсутствии всех мирских искушений грех не отпускает человека. В пустыне нет женщин, нет денег, нет статусных одежд и красивых дворцов, нет борьбы за власть, даже чтобы поругаться с ближним, нужно предпринять дневное путешествие к соседней келлии. Но в мыслях человек продолжает созерцать женскую красоту, копить богатства, принимать поклонение почитателей и спорить с соседом. Свободные от физических грехов, монахи сконцентрировались на борьбе с помыслами и разработали целое учение о тонкостях человеческих страстей и о способах борьбы с ними. Падения монахов в тяжкие грехи, конечно, изредка случались, но большинству братии каяться на обычной Исповеди было особо не в чем, и вот тогда появилась новая форма Исповеди – откровение помыслов.

Каждый вечер ученик рассказывал наставнику о том, какие помыслы беспокоили его душу, а духовный отец советовал, с какими помыслами и как нужно бороться, а на какие – просто не обращать внимания. В этом формате Исповеди уже не было места обещанию не грешить больше: то, что диавол не оставит своих искушений никогда, было вполне очевидно. Но здесь было другое – решимость бороться до конца, невзирая на неудачи. Часто монастырский духовник даже не был облечен священным саном, но имея колоссальный опыт и силу молитвы, мог вести за собой, делая духовных чад совершенными не только в поступках и словах, но и в мыслях. Люди, без преувеличения, становились подобны ангелам, годами почти без сна и еды славословя Бога и добиваясь лицезрения Его. Отсюда, кстати, происходит традиция «послушания», которое, как известно, превыше поста и молитвы. Это не просто отсечение своей воли по принципу «ты начальник – я дурак». Это вручение своей жизни духовнику, который напрямую открывает тебе волю Божию, поскольку сам уже уподобился ангелу. Именно послушание такому человеку превыше поста и молитвы. А такой старец обязательно был в каждом монастыре в древности.

По мере роста числа монастырей, они становились все ближе населенным областям, а благочестивые миряне стали все чаще наведываться в монастыри с паломничествами, желая поговеть, поисповедаться, получить духовное наставление и, насколько это возможно, перенять опыт борьбы со страстями. Внезапно оказалось, что разработанные монахами методики вполне работают и в миру, с некоторыми оговорками, конечно. Возвращаясь домой, паломники несли в свои приходские храмы опыт регулярного откровения помыслов, поскольку Исповедь по принципу: «не воровал, не убивал, жене не изменял» была уже им недостаточна, они копали гораздо глубже.

Конечно, вся эта история изложена очень примитивно, нарисована крупными мазками, с большой долей обобщения и условности, но в целом она отражает логику формирования таинства Покаяния, известного нам сегодня.

А теперь вернемся к нашему недоумению. Оно происходит от того, что разные исторически сложившиеся виды Исповеди слились воедино. Исповедь как глобальное покаяние и кардинальное изменение жизни, Исповедь как сокрушение о своем падении в смертный грех, Исповедь в «повседневных» грехах и откровение помыслов смешались в сознании людей и превратились в некий исповедальный список, в котором иногда тяжкие, смертные грехи стоят рядом, читай – наравне, с мелкими и простительными нарушениями Устава. Современный человек может в одной Исповеди каяться в блуде, вкушении рыбы в пятницу и в мысленной обиде на ближнего, не ощущая разницы. Да, все это грехи, но совершенно несопоставимые ни по своим последствиям для души, ни по способу борьбы с ними, ни по тому самому обещанию не грешить впредь. Не имея сил быстро победить, например, мысленную обиду, человек понимает, что уже не выполняет главного условия Исповеди, столь часто упоминаемого в духовной литературе и проповедях, – решимости не грешить. Он отдает себе отчет в том, что не грешить – невозможно, а потому продолжает блудить, загоняя все глубже описанное нами недоумение и подходя к Исповеди все более формально.

Итак, идя на Исповедь, нужно четко осознавать, какова тяжесть греха и что это: предательство Христа или мелкая слабость? Что формально полагается за такой грех: отлучение на несколько лет от Причастия, или достаточно несколько раз прочитать покаянный псалом? Нужна ли решимость больше не повторять этот грех никогда – или придется бороться с этим искушением до конца жизни?.. Главное – не перепутать!

(Продолжение следует).

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Андрей Ромашко
Когда очень хочется раскола
О Соборе православных мирян (31.10.2020 г., Москва)
13.12.2020
Православные, категоричные, многодетные
Беседа с протоиереем Андреем и матушкой Анной Ромашко
18.01.2013
К молодежи нужен неформальный подход
Интервью с руководителем Отдела по работе с молодежью Новосибирской епархии священником Андреем Ромашко
11.08.2006
Все статьи Протоиерей Андрей Ромашко
Последние комментарии
Курс на создание «государства в государстве»?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.12.2024 08:15
К чему нужно быть готовым пророку Илии?
Новый комментарий от Сергей из НН
23.12.2024 08:04
Когда Катехон молчит
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.12.2024 07:49
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Сергей из НН
23.12.2024 07:34
Проявление потребности в отце нации
Новый комментарий от РОНОЛ
23.12.2024 07:00
США создают биологическое оружие нового поколения
Новый комментарий от Ленчик
23.12.2024 05:39
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от Денис Никонов
23.12.2024 05:35