Фото: © Православная жизнь
- Чем богословие отличается от философии и нужно ли оно обычному верующему?
- Богословие - это наука, излагающая в систематическом порядке основные вероучительные истины христианства, в которых понятие о Боге трактуется не как отвлеченная идея, а практический опыт познания Творца: познания не столько рационального (многие богословские дисциплины описаны и истолкованы в конкретных книгах), сколько познания прежде всего на опыте.
Во многих философских системах вопросы о Боге представлены лишь как отвлеченная идея, исключающая живое общение с Ним (например, посредством молитвы), а также жизненный опыт, который познается в богословии.
По
выражению одного из святых отцов: «Богослов - это тот, кто молится, кто
разговаривает с Богом. А философ - это тот, кто разговаривает о Боге». В
одних философских системах понятия о Боге есть, другие его исключают, а
третьи признают как одну из философских идей, которая имеет место быть
среди прочих.
Богослов не мыслит Господа вне личного общения с Ним.
- Т. е. Бог - это не предмет науки...
- Да, Его нужно познавать рационально и опытом духовной жизни.
- На каком уровне нужно овладеть богословием? И чем мы рискуем, игнорируя богословские истины?
- Церковь призывает разных людей: и философов, и богословов, и интеллектуалов, представителей культуры, науки... и простых верующих. Все пласты нашего общества посещают Церковь. Каждый может овладеть знаниями в силу своих возможностей.
Даже простым людям, которые располагают базовыми знаниями о Боге, необходимо познавать Творца.
- На каком уровне?
- Человек учится исполнять Заповеди Христовы - это и есть богословие. Опытное осуществление Заповедей Христовых в своей жизни - самое высшее богословие. При этом в человеке рождается то, чего, возможно, он не прочитает в книгах, но оно будет записано в его сердце.
Вспомним пример Марии Египетской, которая сорок лет провела в пустыне, не имея ни Священного Писания, ни творений святых отцов, ни богословских книг, которые бы о чем-то рассказали. Но мы точно знаем, что Духом Святым эта подвижница посредством борьбы со своими страстями, деланием каких-то добродетелей постигла то, чему впоследствии удивлялся один из пустынножителей, старец Зосима, и получал от нее наставления.
Поэтому познание Бога может происходить не только рациональным путем, но и когда человек в своем воспитании, интеллектуальных особенностях ограничен. Для любого познание Творца доступно посредством Духа Святого, о чем говорил прп. Силуан Афонский в своих творениях.
- Из-за отсутствия элементарных знаний о Боге случается искаженное понимание о Нем, когда Творца воспринимают как некого тирана, который только наказывает и мучает.
- Это бывает в начале пути познания или когда человек останавливается в своем развитии и желании познавать Господа. Церковь для таких людей остается чем-то внешним, куда можно прийти, стать где-то с краю и быстренько уйти. Нет ощущения, что ты член Церкви, что ты часть церковной семьи...
Это часто происходит из-за страха, который возникает вследствие незнания элементарных вещей: как правильно вести себя в храме, что нужно делать, чего нельзя.
- Что бы Вы посоветовали в таком случае?
- В первую очередь, важен человеческий фактор в отношении воцерковляющегося человека. Людям воцерковленным нужно стараться быть внимательными и чуткими к тем, кто впервые переступил порог храма. Первой реакцией должно быть не столько резкое замечание, сколько мудрая и тактичная подсказка тому, кто что-то не так делает, потому что делает впервые.
И, конечно же, все эти страхи быстро развеиваются, как только человек овладеет базовыми знаниями, например, прочитает брошюры, которые есть в каждом храме. В них доходчиво описано, как правильно поставить свечу, обратиться к священнику, взять благословение, подготовиться к Таинствам и т. д.
Но это не самая большая проблема. Главное, быть искренним. Важно, чтобы человек пришел в Церковь и разрушил шаблоны неверных представлений о Боге и доме Божьем, не побоялся спросить, уточнить, живо всем интересоваться. Ведь страх этого является признаком гордыни.
Людям, вступившим на церковную стезю с желанием познать Бога, я бы, с рациональной точки зрения, рекомендовал читать брошюрки, пособия, а с духовной - беречь себя в мыслях и бояться согрешить словом и поступками перед своим ближним.
Базовые пособия для интересующихся:
«Азы Православия», «В помощь кающимся: как правильно подготовиться к исповеди и Причастию», «Как правильно выбрать крестных родителей», «О молитве (творения святых отцов)», «Этикет поведения на службах в православных храмах».
Беседовала Наталья Горошкова
Источник: Православная жизнь