Вот уже больше двух месяцев во Франции не прекращаются массовые протесты, причиной которых стал предложенный правительством социалистов законопроект реформы трудового кодекса. На демонстрации по всей стране еженедельно выходят сотни тысяч рабочих и служащих, студенческая молодежь. Наблюдатели иронизируют: в стране «победившего социализма» рабочие, чтобы защитить себя, вынуждены создать движение Nuit Debout («Ночь на ногах»).
* * *
Со времени мирового финансово-экономического кризиса французская экономика так и не восстановилась, постоянно находясь на грани рецессии. Безработица не опускается ниже 10% (у молодежи положение еще хуже: в этой группе населения безработица достигает 25%), а дефицит бюджета превышает уровень, установленный Маастрихтским договором. Провозглашенный социалистами в конце 2013 года «Пакт ответственности», предусматривавший высвобождение для бизнеса 30 млрд. евро за счет уменьшения отчислений на социальные нужды с тем, чтобы предприниматели дополнительно инвестировали в производство и создание новых рабочих мест, с треском провалился. Кто же будет наращивать производство, если покупательный спрос замер?!
Между тем близятся очередные президентские и парламентские выборы, ничего хорошего правящим социалистам не сулящие. Согласно данным последних опросов, 78% французских граждан считают, что в стране существует вероятность социального взрыва. Только 2% респондентов согласны с утверждениями президента Франсуа Олланда о том, что жизнь во Франции улучшилась. Неудовлетворение деятельностью кабинета министров во главе с Манюэлем Вальсом высказывают 74% респондентов.
Всеобщее презрение к действующему президенту настолько велико, что даже безотказно действующее на французского обывателя пугало «рвущихся к власти ультраправых» сейчас не срабатывает. Если же социалисты выдвинут нынешнего министра экономики Эммануэля Макрона, нажившего свои миллионы евро на службе в банке Ротшильдов, их провал тем более вероятен.
В этой ситуации верхушка соцпартии решилась на отчаянный шаг - реформу трудового законодательства. В интересах предпринимателей предусмотрено упрощение процедуры увольнения работников в случае «экономических трудностей». Реформа предоставляет также предпринимателям право увеличивать рабочий день до 12 часов, а рабочую неделю - до 46 часов (вместо нынешней 35-часовой недели). В случае «особых обстоятельств» реформой предусмотрено увеличение рабочей недели до 60 часов. Размера доплаты за сверхурочную работу предлагается определять на предприятиях, а не отраслевыми соглашениями. То есть, шантажируя рабочего угрозой увольнения, предприниматель может доплачивать за лишние 4-5 часов работы мизер или не платить вообще. Предприниматель будет также определять условия отпусков работников, в том числе по беременности.
В правительстве Манюэля Вальса почему-то считают, что «упрощение» условий найма и увольнения подтолкнет предпринимателей к тому, чтобы набирать больше сотрудников, в результате чего безработица уменьшится, а производство оживится. Иначе думают те, кого это затронет непосредственно. Французские профсоюзы назвали законопроект «историческим регрессом», ведущим в XIX век, и призвали правительство отказаться от такой реформы. Несогласие с проектом реформы высказали также около 30 депутатов из правящей Социалистической партии.
Политические страсти накалились. В условиях «непроходимости» законопроекта через парламент премьер Манюэль Вальс готовится утвердить скандальную реформу, воспользовавшись статьей 49-3 французской конституции, которая позволяет правительству «взять на себя ответственность» за законопроект, отвергаемый депутатами Национального собрания.
На это решение главы правительства правоцентристская оппозиция (партия «Республиканцы» во главе с Николя Саркози и Демократический союз центра) ответила внесением в повестку дня парламента вопроса о вотуме недоверия правительству. Сторонники Саркози не устают повторять, что правительство «в агонии», что оно «не в состоянии управлять страной».
Во Франции сложилась любопытная картина: социалисты явились зачинщиками наступления крупного капитала на труд, а правые, в первую очередь «Республиканцы» Николя Саркози, добившись голосования вопроса о недоверии правительству, объективно выступили в интересах основной массы избирателей, составляющих армию наёмного труда.
Такая тактика во многом связана с подготовкой к президентским выборам 2017 года, на которых Саркози вновь выдвинет свою кандидатуру. «Республиканцы» стремятся не только довести социалистов до полного политического банкротства, но и вовремя перехватить инициативу активной социальной политики у «Национального фронта» Марин Лё Пен. Существующая мажоритарная система выборов мешает партии Лё Пен занять в парламенте место, отвечающее количеству поданных за «Национальный фронт» миллионов голосов, но президентские выборы дают этой партии шанс.
В «Национальном фронте» действия исполнительной власти в обход парламента расценили как еще одно свидетельство пренебрежения президента Олланда и премьер-министра Вальса к институту народного представительства. Сама же реформа, по мнению Марин Лё Пен, говорит о подчиненности «социалистического» Парижа наднациональным институтам ЕС и международным финансовым кругам.
Голосование по вопросу о недоверии правительству социалистов состоялось в Национальном собрании Франции вечером 12 мая. Вотум недоверия удалось отклонить, но кризис верхов этим не преодолён. И точно так же открытым остаётся вопрос, согласится ли трудовая Франция двинуться вместе с нынешним правительством по пути социального регресса.
Владимир Нестеров
Источник