Настроения, превалирующие сегодня в общественном мнении жителей ДНР можно охарактеризовать одним словом - разочарование. Помимо постоянных обстрелов людей больше всего угнетает неясность целей и перспектив молодой республики, существование которой к слову, им было навязано, согласно собственному волеизъявлению. Скажете парадокс? Отнюдь.
На волне присоединения Крыма и обещаний Владимира Путина «защищать русских на Украине» в начале апреля 2014 под русскими флагами и криками «Россия» народ захватил здание областной ОГА, где новоиспеченные лидеры Донбасса провозгласили ДНР и публично обратились за помощью к РФ. Нужно отметить, что на стихийных митингах и акциях протеста звучало одно требование - вхождение в состав Российской Федерации. Идея Новороссии рассматривалась как часть реализуемого проекта, учитывая уже вернувшийся в состав России Крым, а проект самостоятельной республики широко вообще не обсуждался. Событиям предшествовало неоднократное обращение пророссийских активистов к органам местной власти с законным требованием проведения референдума о статусе региона в составе Украины, с последующей возможностью самостоятельно решать судьбу Донбасса. Лишь убедившись в их лояльности киевскому режиму, прибегли к радикальным мерам.
Референдум 11 мая 2014 года о признании суверенитета недавно провозглашенной республики преподносился массам как промежуточный этап на пути интеграции в РФ. Назывались даты повторного голосования - уже с вопросом о присоединении к Российской Федерации, однако с началом активной фазы боевых действий этот вопрос постепенно заглох, о чем сейчас не любят вспоминать.
Кремль проигнорировал волеизъявление жителей Донбасса, но признал результаты выборы президента Украины, а Минское перемирие остановило фактический разгром ВСУ и взятие ополчением стратегического города Мариуполь.
Хрупкое перемирие новоявленные ставленники Кремля использовали для легитимизации своего правления, для чего к выборам в парламент ДНР не были допущены пользующиеся на тот момент популярностью партии Коммунистов и «Новороссия» Павла Губарева. По заведенной традиции были составлены списки кандидатов от двух общественных движений, и народ наконец-то узнал своих выдвиженцев. Пережившие ужасные обстрелы люди снова толпами повалили на избирательные участки с одним лишь желанием - прекратить этот кошмар, и едва ли вчитывались в списки незнакомых им фамилий. Однако декларированный лозунг «Мы движемся в Россию» остался неизменным. И люди поверили, безропотно перенося трудности и лишения военного времени, выпавшие на их долю.
Зимняя компания 2014-2015 показала возросший уровень боеспособности украинской армии. Успехи ополчения были более скромные, чем летом, а потери на порядок возросли. Удалось отбить территорию донецкого аэропорта, и в результате блестящей операции освобождены города Углегорск и Дебальцево.
Тем временем у президента РФ родился план мирного урегулировании конфликта, получивший после подписания обобщенное название «Минск-2» и предусматривающий в случае его реализации, согласно пунктам 4,8 и 9 на территориях молодых республик восстановление украинской юрисдикции. По имеющейся информации, после прочтения документа руководители ЛДНР отказались его подписывать, и лишь личное вмешательство Владислава Суркова спасло ситуацию. Мнением народа на сей счет лидеры народных республик интересоваться не стали, объявив ему, что это «наша политическая победа» и «единственный способ вернуть утраченные территории мирным путем».
Что теперь? Политической победе сопутствует экономическая блокада, непризнанный статус, постоянные обстрелы и человеческие жертвы. Положение «ни мира, ни войны», длящееся почти два года, по количеству погибших уже сопоставимо с периодом активных боевых действий. Болтология в Минске способствует на небольшой промежуток времени снижению обстрелов, не более того, и в своей массе люди к ней относятся скептически.
Экономическая ситуация усугубляется отсутствием четкой, обоснованной программы восстановления промышленного потенциала региона, что невозможно без помощи РФ. Однако, увы, в рамках идеологического вакуума в Российской Федерации судьба Донбасса находится в подвешенном состоянии, а российские олигархи рассматривают его как потенциального конкурента, предпочитая переманивать квалифицированный инженерно-технический персонал.
По сути, Донбассу вместо интеграции в РФ предлагают выбор между агрессивным киевским режимом, с нацистской идеологией и карательными батальонами, либо дружественной России постоянно обстреливаемой непризнанной территорией, обнесенной колючей проволокой, блок-постами и минами, с неясными перспективами, уставшим и отчасти деморализованном населением.
С уверенностью можно сказать одно: учитывая специфику противостояния, заморозить конфликт по типу Приднестровья не получится, и дальнейшая судьба Донбасса зависит всецело от политики Кремля.
Андрей Незваный, Донецк