Особенности правосудия на Украине вряд ли приблизят страну к заветной Европе
На днях некоторые купились на распространенное фейковое сообщение. Будто бы Зорян Шкиряк, занимающий немалый пост в нынешнем МВД Украины, сказал на брифинге для журналистов, что понимает тех, кто убил адвоката Юрия Грабовского. Напомним, данный адвокат защищал в суде гражданина России Александра Александрова, который вместе с другим российским гражданином Евгением Ерофеевым был взят в плен подразделением ВСУ Украины на Донбассе. Этих россиян на Украине иначе чем диверсантами ГРУ не называют, хотя Минобороны РФ официально заявило, что они действительно когда-то проходили службу в частях спецназа ГРУ, но давно уже не являются военнослужащими.
Адвокат Юрий Грабовский настолько успешно защищал своего клиента, что дело против российских граждан могло попросту развалиться. А потому получал немало угроз в свой адрес, как и защитник Ерофеева Оксана Соколовская. Грабовский исчез 5-го марта, а на днях было найдено его тело со следами жестоких пыток. Так вот, якобы Шкиряк на брифинге заявил: «А что он хотел, когда шел защищать оккупантов».
Ни одного свидетельства о том, что такой брифинг с участием Шкиряка действительно проходил, и он говорил такие слова, мне найти не удалось. Однако, украинские сети пестрят сообщениями именно такой направленности. Да и сам Шкиряк уже ранее нашел вслед за главой СБУ «русский след» в терактах, совершенных в Брюсселе.
Если бы речь шла только о пользователях сетей, можно было бы, как говорится, плюнуть и растереть. Но очень похоже, что идеологически «правильным» сочувствуют не только рядовые свидомиты с промытыми мозгами, но и власти Украины, и даже суды. Иначе трудно объяснить решения, которые принимаются украинскими судьями с небольшим разрывом во времени в разных географических точках Украины.
Приморский районный суд Одессы сегодня продлил арест беременной журналистке Елене Глищинской, которая несколько месяцев находится в СИЗО по обвинению в «сепаратизме». То есть в том, что ее взгляды отличаются от проводимой Киевом политики. Находящаяся на 32-й неделе беременности журналистка настолько плохо себя чувствует, что ее даже не стали транспортировать из медчасти СИЗО в суд, где рассматривался ее вопрос. И судья продлил ее арест еще до 14 мая, хотя она никуда не пыталась скрыться или оказать на кого-либо давление, а продолжала заниматься своей профессиональной деятельностью.
Мыслить по-другому - это настолько страшное преступление, что за него даже беременных надо держать в СИЗО. А вот убийцы, особенно если они убивают как раз тех, кто мыслит не по-киевски, вызывают у судей сочувствие и сострадание. Наверное, в силу социальной или идеологической близости. Так, например, в минувшую пятницу суд в Киеве освободил двух киевлян Андрея Медведько и Дениса Полищука уже и из-под домашнего ареста. Эти граждане прославились тем, что подозреваются - и весьма обоснованно - в убийстве писателя и журналиста Олеся Бузины. Их сначала задержали, поместили в СИЗО. Но волна протестов со стороны майданной общественности и украинских правозащитников заставила суд поместить обвиняемых под домашний арест. А теперь они еще и из-под него освобождены, на «личное поручительство».
Сейчас украинские власти пытаются выдать убийство адвоката Грабовского за бытовое, по мотивам якобы личной неприязни. Но удивительное совпадение: уже после того, как адвокат пропал без вести, кто-то неизвестный отметился записями от его лица на страничке Грабовского в соцсетях. А как рассказала коллега Грабовского Оксана Соколовская, кто-то примерно в это же время вскрыл сейф адвоката и похитил практически все материалы, подготовленные им для процесса.
Не слишком укладываются эти факты в «бытовую» версию? Тем хуже для фактов. И понятно, что для самой Украины эта ситуация уже не удивительна. За последний месяц там убили уже 2-х адвокатов. Но вот в Европе, партнером которой Киев хочет стать, такое отношение к юстиции в одной «цеевропейской» стране могут и не понять.