События последних месяцев показывают, что так называемому «черкесскому вопросу», казалось бы, окончательно похороненному в период подготовки к зимней Сочинской Олимпиаде-2014, пытаются придать новое звучание.
Наспех гальванизированный общественно-политический труп в очередной раз назойливо впихивают в повестку дня, хотя реанимировать там давно уже нечего. За этим предсказуемо стоят внешние силы, даже не пытающиеся скрывать свои лондонские, грузинские и турецкие связи и источники финансирования.
На днях в Адыгее, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии уже в шестой раз отметили «День черкесского флага». В этих северокавказских республиках прошли автопробеги, митинги и концерты. Местные наблюдатели отмечают, что число их участников растет и в этом году значительно превысило показатели прошлого года. Впрочем, видеозаписи свидетельствуют, что речь идет о нескольких десятках автомобилей с черкесскими флагами (зеленое полотнище с двенадцатью золотыми звездами, символизирующими черкесские племена, и тремя золотыми стрелами) и полутысяче зрителей.
Дело, однако, не в количественных показателях и не во флаге как таковом, хотя о нем чуть позже. По словам организаторов мероприятий, черкесский флаг, как и язык, - главные символы, объединяющие «черкесскую нацию», представители которой разбросаны по пятидесяти государствам мира. Официально акции проводятся, чтобы «повысить интерес молодежи к своей истории». Как заметил один из участников мероприятий в Нальчике Кантемир Кожаев, ему хотелось бы обратиться к адыгам всего мира с призывом, «чтобы мы были едины, помнили свой язык, чтили свои традиции и соблюдали их». При этом молодой человек с черкесским флагом и в папахе был одет в футболку с англоязычными надписями. Выходит, что суть этих акций, видимо, в пробуждении политического, а не национального самосознания.
Что касается самого черкесского флага, то, по одной версии, он был изготовлен в Великобритании и привезен в западную Черкесию секретарем английского посольства в Константинополе Дэвидом Урквартом. По версии английского путешественника Эдмунда Спенсера, флаг был изготовлен высокопоставленной черкешенкой из Турции и затем привезен на ее родину. Изображение знамени впервые было опубликовано в книге Спенсера «Путешествия в Черкесию», изданную в 1837 году. Как видим, принципиальной разницы в версиях нет: история черкесского флага так или иначе связана как с Лондоном, так и со Стамбулом.
И хотя оба государства принесли черкесам одни несчастья (Британия - подзуживая черкесских лидеров на безнадежную борьбу с Российской империей, Турция - используя их исключительно в своих интересах и фактически способствуя размыванию национальной идентичности), британский и турецкий векторы и сегодня продолжают оказывать влияние на черкесское национальное движение.
Как сообщает сайт Кавказского геополитического клуба, еще в сентябре 2015 года проживающий в США черкесский активист Андзор Кабард объявил о создании новой общественной организации - «Черкесская полития» (ЧП), штаб-квартира которой разместится в Лондоне. Рассуждая о задачах этой структуры, Кабард назвал ее «центром кристаллизации черкесской транснации, под крышей которого будут формироваться прочие черкесские транснациональные институты - политические, образовательные, лоббистские и пр.». «Мы не собираемся больше ни у кого ничего просить - мы собираемся бороться за свое место под солнцем всеми законными методами, - пояснил он. - Мы создаем черкесскую структуру, ориентированную на обслуживание сугубо черкесских нужд».
«Репатриация (сирийских черкесов в Россию. - РП) более не стоит на повестке дня и, кстати, вместе с черкесской надеждой на нее Москва утратила важнейший рычаг воздействия на нашу диаспору, - стращает Кабард. - К тому же Россия - отнюдь не лучшее предложение на рынке стран по качеству жизни. Мягко скажем: человеку, которого война лишила крова и заставила эмигрировать, лучше уж подбирать что-нибудь из стран поприличнее - это разумно. Сейчас мы работаем над эвакуацией на Запад черкесских беженцев из Сирии».
«Четыре раза сменилось название государства (России. - РП), но черкесская политика у нее не менялась никогда, - пускается он в воспоминания в другом интервью. - Поэтому то, что говорит сегодня Россия, по большому счету уже мало волнует людей, которые живут за ее пределами. Никто уже не рассчитывает на репатриацию в Россию, и создаваемые на сегодняшний день новые черкесские транснациональные структуры, которые рассчитаны на диаспору, никаким образом не ориентированы на Россию, на ее мнение и на что-либо в этом роде».
Действительно, ориентированы они на иные центры силы. Учредительный съезд ЧП должен состояться в Лондоне нынешней весной (о точной дате пока не сообщается). Это, конечно, далеко не случайно. О связи ряда радикальных черкесских активистов с иностранными спецслужбами подробно написано в докладе Российского института стратегических исследований «Черкесский вопрос» и внешний фактор», изданном еще четыре года назад. При этом Кабард рассказывает, что изначальные планы подразумевали создание в Лондоне черкесской организации, «в чем-то калькированной с сионистской». Он же говорит о Турции как об «основном рынке сбыта нашей продукции».Все эти цитаты говорят сами за себя.
Однако единственной «реальной» инициативой ЧП на сегодняшний день является идея так называемых «черкесских паспортов для всех коренных черкесов». Для сбора данных создан специальный сайт, где на корявом русском языке предлагается заполнить бланк с пятью обязательными полями: фамилия, имя, дата рождения, город и точный адрес проживания. Очевидно, что эта «кабардова грамота» не имеет никакой юридической силы, да и смысла. За исключением, разве что, функции неофициальной переписи черкесской диаспоры с целью дальнейшего использования в различных подозрительных делах. Лидеры российских черкесских организаций отмахнулись от этой инициативы, как от виртуальной и мертворожденной.
Между тем «международное сотрудничество» на черкесском поле заметно активизировалось и по другим направлениям. В середине апреля в тбилисском Черкесском культурном центре, оказавшем огромную информационную и организационную поддержку идее признания, а затем популяризации так называемого «геноцида черкесов» грузинским парламентом в 2011 году, было подписано соглашение о сотрудничестве между ЧКЦ и Карачаево-Черкесской региональной общественной организацией «Северо-Кавказский ресурсный центр». «Стороны наметили планы дальнейшего сотрудничества, некоторые из которых будут реализованы уже в самое ближайшее время», - сообщают из Тбилиси.
Несколькими днями ранее там же состоялась встреча директора ЧКЦ Мераба Чухуа с представителями «Политического центра Анкары» Хасаном Канболатом и Бурджу Гюльтекин-Пунсманн, в ходе которой «были рассмотрены вопросы возможного будущего сотрудничества между центрами». Разумеется, из одной встречи, даже столь показательной, не следует делать далеко идущие выводы. Однако российские эксперты не без оснований полагают, что основным «оператором» раскрутки «черкесского вопроса» на нынешнем этапе может стать именно Турция, где проживает миллионная черкесская диаспора. Очень возможно, как раз в союзе с грузинскими пропагандистами, уже доказавшими свою преданность этому отнюдь не благому делу.
Наконец, 20 апреля профессор Чухуа встретился с профессором шведского университета Мальмё Кариной Вамлинг. «В ходе встречи был окончательно рассмотрен проект, который в ближайшее время может получить финансирование из соответствующих европейских фондов», - сообщает ЧКЦ, утверждая, что речь идет о лингвистическом исследовании. Однако верится в это с трудом. Тем более что, по словам госпожи Вамлинг, «ЧКЦ в Тбилиси является важным очагом установления черкесских контактов в довольно большом регионе, как на Северном Кавказе и в Турции, так и в странах Ближнего Востока». Северный Кавказ-Грузия-Турция-Запад - новый круг «опасных связей» публично замкнулся всего за несколько дней.
Характерно и показательно, что до своей внезапной апрельской активизации Черкесский культурный центр был погружен в анабиоз - после ухода Михаила Саакашвили и провала планов по срыву зимней Олимпиады финансирование подобных проектов было резко сокращено. Как и предупреждали эксперты - лишь до поры до времени. Конечно, черкесы вряд ли снова попадутся на эту грузино-западную удочку, но планы сотрудничества ЧКЦ с «ресурсниками» из КЧР тоже вряд ли можно назвать случайностью.
Яна Амелина
Источник