Съезд «Российского движения школьников», решение о создании которого было принято в конце прошлого года, проходит как раз в эти дни: взрослые решают, какая именно детская организация нужна детям. Сегодня, когда мы справляем 94-летие Всесоюзной пионерской организации им. Ленина, стоит поговорить о том, возрождать ли её прежний формат и если нет - то оставлять ли всё как есть.
***
...XX век назвали веком масс задолго до того, как он закончился. А потому логично, что в век массовых производств, массовых армий и массовых партий молодёжное воспитание военизировалось, политизировалось и приобрело коллективистский характер даже в странах традиционно индивидуалистических.
Возникновение скаутинга
Своим возникновением скаутинг (а именно им была пионерия) обязан даже не его формальному автору - английскому полковнику Роберту Баден-Пауэллу.
Своим возникновением скаутинг обязан англо-бурской войне (1899-1902 годов), на которой Баден-Пауэлл проверил свою задумку на практике. Мальчишки осаждённой крепости Мафекинг, где он командовал гарнизоном, хорошо вели разведку и держали связь крепости с другими гарнизонами: детям было легче пробраться через территории, контролируемые бурами. Весь свой опыт Баден-Пауэлл систематизировал по возвращении в Великобританию: в 1907 году он основал скаутское движение, а в 1908 - издал книгу «Scouting for boys», после которой движение постепенно распространилось и по всему миру.
После нескольких неудачных попыток скаутинг прижился и в России, однако существовал только до начала 1920-х годов. У большевиков была сумма претензий к движению: часть общих для всех скаутов принципов (долг перед Богом), его возникновение в царское время, поддержка со стороны императорской семьи (скаутом Царскосельского отряда был сын Николая II). Поэтому с 1922-1923 гг. движение ушло в подполье, а к концу 1920-х совсем затухло.
Вместо скаутинга в СССР была создана всесоюзная пионерская организация, по выражению Надежды Крупской «...скаутская по форме и коммунистическая по содержанию».
Хотя на самом деле она и по содержанию наполовину была скаутской. Пионерам разве что добавили полезной общественной нагрузки (вроде сбора макулатуры и металлолома, помощи пожилым, участия в субботниках вместе с взрослыми). В целом же спортивный и военно-патриотический уклон движения был полностью перенесён в реалии советского государства либо же адаптирован под них. Скажем, долг перед Богом превратился в долг перед родиной и партией - пионерия не только формально считалась её младшим боевым отрядом, но и реально была им.
Вначале пионеры служили чем-то вроде авангарда новой идеологии на местности - и потому испытали на себе всю мощь конфликта между старым и новым. Интересующимся стоит обратиться к знаменитой поэме Багрицкого «Смерть пионерки», в которой вполне чётко и без какой-либо лакировки реальности прописан накал данного противостояния. «Пионерская» проза - с Аркадием Гайдаром во главе - до сих пор составляет значительную часть корпуса нашей «воспитательной литературы».
Во время Великой Отечественной войны стало особенно очевидно, что пионерия - это были совершенно не игры. Пятеро пионеров (Марат Казей, Лёня Голиков, Александр Чекалин, Валя Котик, Зина Портнова - бойцы партизанских отрядов) стали Героями Советского Союза, погибнув в боях или при выполнении диверсионных заданий. Ещё десятки тысяч награждены орденами и медалями, в том числе «За оборону Москвы». Желающим юродствовать на тему «Власть гнала детей на убой» не мешает вспомнить, что это и есть изначальный, настоящий скаутинг полковника Баден-Пауэлла.
Следует отметить, что СССР был не единственной страной с коммунистической версией скаутинга. Пионерские организации существовали более чем в 35 странах мира. В десяти они существуют до сих пор. В их числе и Россия (правда, организация больше не всесоюзная, не массовая и существует без поддержки государства).
Параллельно с 1990 года в России возродилось скаутское движение. Однако в отличие от целого ряда других «нововведений старого» оно не сумело войти в отечественную жизнь и осталось чем-то периферийным, наряду с рестлингом или бейсболом.
Почему?
Не утратил полезность, но пережил свою эпоху
Массовые детские военизированные организации XX века были ответом на конкретные вызовы эпохи.
Великая армия Наполеона (она так и называлась, кстати), собранная для российской кампании, насчитывала около 400 тыс. солдат. Уже через сто лет, во время Первой мировой войны, масштабы армий выросли на порядок. Проблема военной подготовки таких масс не могла решаться только в рамках вооружённых сил. Усложнилось вооружение, тактика боевых действий, возросла значимость действий автономных боевых единиц, для чего необходимы навыки коллективной деятельности. Не говоря уж о том, что многие страны постепенно переходили к разным формам демократии - то есть массового участия граждан в принятии решений или (что то же самое) их реализации.
В эпоху массовых партий не только солдата, но и избирателя, а также исполнителя, чиновника и руководителя самого мелкого рабочего участка нужно было готовить с детства. Как с детства требовалось готовить человека, способного подчиняться не просто авторитету старших или жизненным обстоятельствам, но и просто прямому приказу.
XXI век внёс свои коррективы.
Сегодняшний скаутинг повсеместно утрачивает свою военизированную составляющую, превращаясь - в первую очередь в западных странах - в своего рода «семинары по обучению правилам безопасности на свежем воздухе». Как результат - в современных 320-миллионных США насчитывается около 7,5 млн формальных членов скаутских организаций (в несколько меньшей по населению и притом мусульманской Индонезии их около 20 млн - больше, чем в США и Европе вместе взятых).
В России сегодняшние пионерскую и скаутскую организации тоже нельзя назвать массовыми.
Это, конечно же, связано с вопросом государственной поддержки, однако дело не только в ней. Времена массовых армий и партий отходят в прошлое: сегодня есть запрос на массового потребителя. Его не нужно воспитывать походами в неудобные условия, клятвами и активной общественной деятельностью, с этим прекрасно справляется нынешняя индустрия развлечений.
Далее, в современном мире война и политика окончательно перешли из рук миллионов в сферу деятельности профессионалов. Для ведения современной войны нужно относительно немного солдат. Что же касается политики, то оказалось, что в мире, где отсутствует выраженное противостояние идеологий, избирателя можно также не воспитывать.
***
Таким образом, говоря о новой российской детско-юношеской организации, - можно предположить: возможно, главной её задачей должно стать не патриотическое воспитание, а работа с угрозами, о которых даже не подозревали пионеры 20-х годов. Тем более, что в этом нет ничего нового. На протяжении всей своей истории скаутинг (в любых формах) именно этим и занимался - адаптировал ребёнка к окружающему миру.
Просто теперь сам мир меняется быстрее.
Источник