Guardian: Как изменяющиеся медиа меняют терроризм

Цветные революции  Теракты в Париже 
0
1089
Время на чтение 6 минут

«Как медиа, так и террористам нужна аудитория. И те, и другие непрерывно меняются, чтобы её получать».
Корреспондент Guardian Джейсон Бёрк написал большой материал о том, как прогресс в технологиях медиа меняет природу терроризма. Apparat публикует сокращенный перевод текста.

Последние 36 часов своей жизни 23-летний Мохаммед Мера провёл в своей комнате в французском городе Тулузе. За это время он успел несколько раз поесть, проверить оружие, рассказать переговорщикам, как проходил в Пакистане подготовку на базе «Аль-Каиды» и несвязно объяснить, почему он убил семерых людей, устроив стрельбу в нескольких местах. Но большую часть этого времени Мера провёл работая за ноутбуком.

Когда полиция только окружила дом Мохаммеда, ему удалось проскочить за оцепление. Но Мера не воспользовался шансом исчезнуть. Вместо это он дошёл до ближайшего почтового ящика, положил в него пакет и вернулся домой, чтобы встретить свою смерть.

В пакете, отправленном на адрес телеканала «Аль-Джазира», была флешка с 24-минутным видео: набор фрагментов, снятых камерой GoPro, закреплённой на бронежилете Мера. На кадрах - подготовка к атакам и сами атаки. В одном из видео он убивает трёх солдат, находящихся не при исполнении. В другом убивает четверых людей в еврейской школе, в том числе трёх детей.

Эта история произошла в 2012 году. С тех пор объёмы и жестокость экстремистского видео возросли в разы, достигнув невиданного ранее уровня. На мир хлынул поток ужасающих видео, снятых последователями исламского террора. Во многом это связано с подъёмом «Исламского государства» (организация запрещена на территории России). Не меньше этому феномену поспособствовало появление новых технологий, которые террористы без замедления брали на вооружение.

Многих удивляет, что террористы шагают в ногу со временем в использовании новых медиа. В глазах Запада терроризм часто ассоциируется с бородатыми горцами в тюрбанах, застрявшими в средневековье. Но реальность абсолютно иная: преемники Аль-Каиды используют социальные сети для пропаганды и вербовки, а художественный язык съёмок они заимствовали из видеоигр и голливудских блокбастеров. Терроризм всегда использовал самые современные методы, доступные ему, будь то динамит или цифровые медиа.

Терроризм всегда был связан с медиа. Конечная цель любого террора - вызвать ужас среди большого количества людей и заставить их повлиять на власть так, как этого хотят террористы. Терроризм в его современном виде начал формироваться во второй половине XIX столетия, когда появились средства массовой информации и демократия. Без медиа никто не узнает о том, что произошло; без рычага демократии никто не сможет прямо повлиять на решения властей.

В первой половине XX века терроризм оставался в тени мировых конфликтов. Ситуация изменилась в послевоенное время с массовым распространением телевидения. В 1956 году алжирский активист и революционер Рамдан Абан говорил: «Об убийстве десятерых врагов в глухом лесу никто не будет говорить, поэтому лучше убить одного человека в Алжире - об этом сразу же узнают и заговорят в странах, которые влияют на политиков, принимающих решения».

Новая волна насилия начала распространяться с Ближнего Востока в конце 60-х. Как раз тогда благодаря новым технологиям телесети получили возможность быстро и дешево передавать изображение на любые дистанции. Люди смогли в деталях увидеть то, что происходит на другом конце мира. Этим не замедлили воспользоваться террористы: в 1972 году палестинские экстремисты взяли в заложники и затем убили израильских атлетов во время Олимпиады в Мюнхене. Фокус медиа сместился со спортивных событий на ситуацию с заложниками. В течение следующего десятилетия сюжеты о похищениях людей и угонах самолётов заполнили экраны, привлекая внимание огромной аудитории людей, следящих за каждым обновлением сюжета.

В 1988 году, когда Бин Ладен и несколько других ветеранов экстремизма создали «Аль-Каиду», крупные медиа всё ещё были в руках государств и корпораций. Уделом экстремистских пропагандистов были листовки, аудио- и видеокассеты, передаваемые одним человеком другому. Эффективность этих материалов была крайне незначительной: они могли точечно мобилизировать тех, кто уже состоял в формировании, но никак не могли охватить аудиторию, достаточную для влияния на власть. Козырь всё ещё был у государств.

Ситуация должна была измениться и Бин Ладен знал это. Он чётко понимал, что в их борьбе массовая пропаганда так же необходима, как «калашниковы». Во время войны с Советским Союзом в Афганистане он спонсировал пропаганду среди моджахедов. Позже он начал создавать свой публичный образ, приглашая отдельных журналистов провести с ним интервью на камеру и снять подготовку в лагерях. Бин Ладен создал пропагандистский центр в Лондоне, который распространял его видеопослания. Но он не угадал с форматом: его получасовые воззвания к борьбе с неверными были многословными, монотонными и не могли вызвать нужный эффект.

В конце 90-х технологии снова изменили поле действий. Появились местные спутниковые телеканалы, независимые от властей. Эти телеканалы стали невероятно популярными в исламском мире, в первую очередь канал «Аль-Джазира». Они показывали акты унижения и насилия в отношении мусульман в Косово, Чечне и Газе. В сетке телевещания появились оживлённые дебаты между защитниками джихада. Всё это теперь видели миллионы - дома, в кафе, на работе.

Бин Ладен не замедлил разыграть новую карту. Но он сделал это так же неэффективно, как и раньше, записав новую серию посланий и отправив их на телеканалы. Его послания дошли до мира в виде невыразительных вырезок - арабские и западные редакторы сами решали, что и когда показывать.

Террористы усвоили урок: им нужен был ряд зрелищных атак - таких шокирующих, что никто из новостных редакторов не смог бы их проигнорировать. Были созданы новые лагеря для подготовки террористов к проведению сложных операций. В 1998 году в Восточной Африке были взорваны два американских посольства. В 2000 году террористы попытались потопить американский военный корабль недалеко от Йемена. В 2001 году произошли атаки 11 сентября - и их увидел весь мир.

Теперь все знали слова «джихад», «Бин Ладен» и «Аль-Каида». «Аль-Каида» вышла на первые страницы изданий по всему миру. Каждое послание Бин Ладена показывалось на Востоке без промедления и без правок. Казалось бы, терроризм достиг своего пика в использовании медиа. Но это был ещё не конец.

У террористов и медиа оставалось одно слабое место: централизованность. Структура террористических организаций повторяла иерархическую структуру медиаорганизаций: несколько крупных штабов, дающих команды своим подразделениям. Новая волна технологий в очередной раз сменила существующую парадигму.

Середина 2000-х ознаменовала рассвет цифровых медиа. Камеру за десять тысяч долларов заменил портативный хэндикэм. Стопки видеокассет заменил один жёсткий диск. Станцию для редактирования видео заменили компьютерные программы. Курьеров заменил интернет. Впервые в истории человечества любой мог снять, отредактировать и передать видео.

Эта цифровая революция кардинально изменила инфраструктуру и методы терроризма. Вместо нескольких централизованных медиаканалов появились тысячи независимых операторов с доступом к интернету. Отпала необходимость сложного планирования терактов, снизились связанные с этим вложения и возможные риски. Террористы могли показывать то, что хотели, минуя решения телекомпаний и лидеров бандформирований.

Конфликт в Ираке стал первым случаем, когда сторонники джихада стали использовать цифровые медиа в мировом масштабе. Новые атаки на вооружённые силы Америки и иракского государства регулярно снимались и выкладывались в интернет. Часто видео отправлялись прямо на адреса родственников и коллег умерших. Террористы достигли нужного эффекта: увиденные во всём мире кадры со взрывами и окровавленными трупами одновременно поднимали дух противников американского режима и повергали в ужас его сторонников.

Примерно в то же время стали набирать популярность смартфоны. Одно устройство объединило в себе камеру и доступ в интернет. Смартфоны также поспособствовали развитию социальных сетей - новой, крайне эффективной площадки для террористов. По словам экстремиста, убившего в 1981 президента Анвара Садата, если бы в то время существовал Facebook, никого бы не понадобилось убивать. Социальные медиа дали бы более простой и надёжный способ объединить противников тогдашнего режима.

Ни «Аль-Каида», ни Бин Ладен, в своё время создавшие революцию в методах терроризма, к тому времени уже не были в авангарде новых медиа цифровой эры. На смену им пришли экстремисты, стоящие за «Исламским государством». Их стратегия была построена на принципах, сформулированных в начале 2000-х годов независимым военным стратегом Абу Мусабом Аль-Сури. В их основе была идея «джихада без лидеров», гласящая, что руководить участниками джихада должны принципы, а не организации.

Эта максима быстро нашла своих приверженцев. На место разовых, масштабных терактов пришли независимые атаки, выполненные одиночками. Таково сегодняшнее лицо терроризма: поток непредсказуемых, невзаимосвязанных событий, за которыми стоят люди со схожими идеями. В очередной раз терроризм повторяет современные ему медиа.

Трудно предсказать, какую форму примет терроризм в ближайшие годы. До последнего времени «Исламское государство» полагалось на сеть разбросанных терактов. Возможно, вскоре мы увидим более крупные теракты наподобие тех, что мы видели в 2000-х. Теракт в Париже в ноябре прошлого года был организован группой иммигрантов из Бельгии и Франции, прошедших подготовку в сирийском лагере - их готовили специально для операции в Париже. Судя по всему, фрагментированный терроризм нового времени будет сосуществовать с «классическим» терроризмом - подобно тому, как привычные медиа сосуществуют с новыми.

Последний значимый феномен, наблюдаемый на пересечении терроризма и медиа, заключается в возрастающей роли очевидцев. Сегодня большое число съёмок терактов в новостных медиа сделано свидетелями: мы видим эти кадры только потому что кто-то нажал кнопку «Record» и потом выложил в интернет. Во время теракта в Париже никто из экстремистов не снимал происходящее: возможно, они решили, что их действия важнее, чем изображения. Но скорее всего они рассчитали, что свидетели и новостные медиа сделают всю работу за них.

 

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Цветные революции
Все статьи темы
Теракты в Париже
Берлинский отголосок Ниццы
Чем больше ЕС примет сомнительных беженцев, тем чаще там будут происходить теракты, как в Берлине
21.12.2016
«Я никогда не менялся»
Владимир Путин в интервью немецкому изданию Bild рассказал о причинах раскола Европы, расширении НАТО, санкциях, Крыме и Минских соглашениях
11.01.2016
Жалкая Европа!
По словам иерея Сергия Карамышева, пришибленные тиранией толерантности европейские власти должны трезво взглянуть на собственные перспективы
26.12.2015
Все статьи темы
Последние комментарии
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Владимир Николаев
22.11.2024 08:26
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11