Подписание 29 мая 2015 года в посёлке Бурабай в Казахстане Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Социалистической Республикой Вьетнам дало толчок новым инициативам создания зон свободной торговли между ЕАЭС и рядом крупных экономик за пределами cоюза. К настоящему моменту с предложениями заключить соглашение о свободной торговле в Евразийскую экономическую комиссию обратились более 30 стран и региональных объединений. Близится к завершению работа совместных исследовательских групп по изучению целесообразности заключения таких соглашений с Индией и Ираном.
Основой зоны свободной торговли (ЗСТ) является отмена таможенных пошлин. Создание ЗСТ с Ираном и Индией позволит более чем вдвое увеличить объемы торговли этих стран с ЕАЭС. Примерно в такой же пропорции возрастёт промышленный экспорт государств-членов ЕАЭС в означенные страны.
Как отмечалось на российско-иранском форуме по развитию торговли, состоявшемся в сентябре сего года, характер экономических взаимоотношений двух стран естественным образом продвигает их к режиму свободной торговли. Так, ввоз Ираном разнообразного российского и белорусского оборудования за 2013 - первое полугодие 2015 гг. возрос более чем на 15% (доля поставок из РФ в этом секторе - свыше 65%). Иран продолжает увеличивать поставки из РФ и Казахстана зерновых и продуктов их переработки, а экспорт иранской сельхозпродукции и продукции нефтегазохимии в регион ЕАЭС за тот же период возрос соответственно на 20 и 15% . При этом 60% объема поставок упомянутых видов иранской продукции приходится на Россию. Вдобавок почти все страны ЕАЭС (кроме Киргизии) являются участницами проекта международного транспортного коридора «Север - Юг».
Само по себе географическое положение России и Ирана, по территории которых проходит трасса МТК «Север - Юг», создаёт базовые условия для свободной торговли между ЕАЭС и Исламской Республикой. Тем более что, как пояснил автору вице-президент Ирано-российской торгово-промышленной палаты Гадир Гиафэ, «обе стороны одновременно прорабатывают вопросы расширения использования нацвалют во взаиморасчетах. Что не только сокращает время этих расчетов, но и устраняет ценовые перекосы, существующие при товарных и других расчетах в долларах и евро».
Важным фактором развития торговли между РФ и Ираном стало подписание в конце сентября соглашения на закупку иранской стороной российского авиационно-космического оборудования, в том числе самолетов Superjet 100, на общую сумму в 21 млрд. долл. Подчеркнём, что это самый крупный экспортный контракт России в области аэрокосмической промышленности за последние 15 лет.
Как сообщает иранское информагентство «Мехр», глава бизнес-ассоциации нефтехимической отрасли Ирана Ахмед Махдави заявил недавно о «начале переговоров с российскими компаниями» «по поводу бартерного обмена российских товаров, включая оборудование, на иранскую нефтехимическую продукцию. В последнее время делегации переговорщиков по этому проекту совершили поездки в Москву и Тегеран. Российские компании планируют ввозить из Ирана метанол, карбамид, многие виды полимерных материалов». Те же российские компании «предлагают организовать реэкспорт товаров иранского нефтехимпрома продукции в другие европейские страны. Прежде всего, в Восточную Европу и регион бывшего СССР». Господин Махдави отметил, что «Россия, страны Центральной Азии и Кавказа - по-прежнему в числе стратегических экспортных рынков для иранской нефтехимической продукции».
Схожие тенденции наблюдаются в развитии экономических отношений Индии со странами ЕАЭС. В 2011-2014 гг. объем взаимной торговли возрос почти на 15%; индийский импорт разнопрофильного оборудования и транспортных средств из стран ЕАЭС (в основном из РФ и Белоруссии) увеличился на 20%. В 2015 г. начались российско-индийские взаиморасчеты в национальных валютах. Следует отметить также экспорт из РФ в Индию сжиженного природного газа. В июне сего года на VI Международном семинаре ОПЕК в Вене, где собирается нефтегазовый истеблишмент со всего мира, российский и индийский представители обсуждали вопрос о строительстве магистрального газопровода (МГП) Россия - Индия. По данным Международного энергетического агентства (IEA), к 2035 году Индия будет вторым в мире после Китая потребителем газа.
С 2013 года растут поставки из Индии в РФ и другие страны ЕАЭС товаров с высокой добавленной стоимостью - продукции химической промышленности (включая фармацевтические изделия, нефтехимические полуфабрикаты и товары бытовой химии), некоторых видов оборудования и крупнотоннажной техники.
Надо отметить также, что до недавнего времени 25 -30% объемов товарооборота Ирана и Индии со странами ЕАЭС приходилось на контракты с участием посреднических зарубежных компаний. Это затрудняло отладку взаиморасчетов, искажало ценовые параметры (ввиду посреднической маржи и стремления посредников дожидаться выгодных им курсов валют). С середины 2014 года ЕАЭС и Иран, ЕАЭС и Индия увеличивают долю прямых торговых связей: к настоящему времени этот показатель в обоих случаях достигает не менее 85%.
Кстати, что касается индийской экономики, обращает на себя внимание ее сравнительно высокая конкурентоспособность в сравнении с западными экономиками. Это обстоятельство не может не усиливать значимость зоны свободной торговли Индия - ЕАЭС для всех стран-участниц такой зоны.