Нет сомнения, что на Украине националистический бандеровский пыл явно спадает. Умеренные, ховают сыновей от мобилизации, клянут матом народно-хозяйственные достижения Яценюка и кавказских управленцев Вашингтона. Ситуация на фронте, несмотря на возобновление обстрелов, тоже удручает: ведь американского супероружия нет, а гробы с телами участников т.н. АТО трамбуют в лучшие европейские черноземы.
Для «ожесточения нации» ищут новые поводы и новых исполнителей, будь то исламские бандиты меджлиса или воспаленные ненавистью прихожане «секты филаретовой».
Сегодня на Волыни (в меньшей степени в Галиции и Закарпатье) разворачивается серьезный межконфессиональный конфликт, грозящий превратиться в новую кровавую мясорубку.
* * *
Русский мир, с которым так вожделенно воюют вышиванщики и шароварники на Западной Украине, по их мнению, остался лишь в одной институции - канонической Украинской Православной Церкви Московского патриархата, которую уже официально пытаются заставить пройти перерегистрацию, отказавшись от Московского патриархата. Для более доступной формы возбуждения ненависти «украинские ЦИРКовники» применяют словосочетания «московские попы» или «московская церковь».
Для слабых верой граждан Украины, в большинстве своем стихийных атеистов, приходящих в храмы «посвятить на Пасху яички», термин «московский» обозначает сегодня «вражеский», а потому их особо убеждать не стоит. Достаточно, чтобы кто-то заорал в толпе: «Москалі церкву наши окупували!» И толпа готова врываться в храмы и бить прихожан. А то и просто жечь храмы, как это сделали в Ковеле 25 мая 2015 года с больничным храмом св. Пантелеимона Целителя.
* * *
Ситуация резко ухудшилась во второй половине 2015 года. Дело в том, что Волынь - территория с межконфессиональными противоречиями. Пограничье католической и православной цивилизаций, с одной стороны, традиционно приводило к напряженности. С другой стороны, оно сформировало здесь довольно сильные парафияльные общины - верные канонам, знающие и чтящие их. Да, этот регион отличается националистическими настроениями, массово поддерживал майдан, но Веру здесь хранят. Волынь называют краем подвижничества и благочестия.
Например, в защите храма УПЦ Московского патриархата в Катериновке принимал активное участие вернувшийся из зоны «АТО» Павел Терновецкий. Другой пример. Бывший военный хирург бригады Ровненского госпиталя Руслан Салийчук, вернувшись также из зоны «АТО», принял сан диакона, был рукоположен митрополитом Ровненским и Острожским Варфоломеем служить в церкви Георгия Победоносца в Здолубнове.
Для многих это выглядит как минимум удивительно, но факт остается фактом. Даже в постмайданные времена много православных жителей Волыни приезжает в Киев для участия в крестных ходах.
Характерно и то, что больше ни в одном регионе Украины проблема стычек прихожан и священства канонической Церкви и «киевского патрирхата» не имеет такого накала.
* * *
В «киевском патриархате», потерпевшем неудачу в своей драбинковской аванютюре (усадить в кресло местоблюстителя фактического филаретовца Александра Драбинко), теперь нашли некий источник «возбуждения» своих воинствующих «верующих», значительная часть которых является членами «Правого сектора». Ехать на Донбасс, где их могут превратить в гумус, они не хотят, а реализовать свое русофобское мужество они готовы на женщинах и стариках, оставшихся верными традициям и канонам Православия.
На Волыни мало грекокатоликов, а потому лжепатриарх Денисенко, возглавляющий «киевский патриархат», пытается собрать большинство воинствующих именно из среды молодых людей, далеких от церковной грамотности. В то же время Волынь - это один из рекрутских центров украинства, мобилизационная база бандеровского молодняка. Так что здесь конфликт не только межконфессиональный, но и возрастной.
Храмы на Волыни «капэшники» пытаются захватывать с 90-х годов прошлого века. Однако нынешняя осень стала пиком этих захватов, которые все чаще заканчиваются успехом боевиков самозваного «киевского патриарха». СБУ прессинг на священников усиливает за счет жаждущих крови национал-идиотов. Русский мир Волыни зачищают «миры» Денисенко, Вальцмана и Турчинова...
* * *
Но просто «взять и отнять» у филаретовцев не выходит, потому конфликт стремительно ползет в сторону кровавой развязки.
Последний конфликт с применением коктейлей Молотова и холодного оружия произошел днями в селе Птичье Ровенской области. В Рождественский пост, стремясь запугать оппонентов морально и физически, денисенковские отморозки напали на прихожан общины канонической УПЦ МП. Причем полиция встала на сторону нападавших. Не был задержан даже непосредственный организатор бойни - руководитель «Правого сектора» в Ровенской области Роман Коваль, который свой страх «воевать в АТО» компенсирует избиением старух и угрозами отнять все храмы Дубенского района.
Поводом к конфликту (а филаретовцы уже неоднократно пытались захватить храм) послужило решение Киевского апелляционного суда, который 5 декабря 2015 года отклонил претензии «киевского патрирхата» на храм. Но закон и современная Украина - понятия несопоставимые, потому денисенковские лузеры полезли на штурм. И еще раз полезут.
Только за нынешнюю осень на Волыни зафиксированы десятки конфликтов. Безапелляционность и наглость «секты Филарета» уже привела к потере нескольких приходов (например, 20 сентября был захвачен храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя в поселке Ходосы Ровенской епархии, ранее был захвачен Кресто-Воздвиженский храм в селе Угринов Волынской епархии), что заставило каноническую УПЦ серьезно взглянуть на самооборону.
Беглый анализ соотношения сил, случись на Волыни (не приведи Господь!) вооруженный конфликт, свидетельствует о паритете. «Киевский патриархат», чья паства не столь велика, будет уповать на национал-радикалов и государственную поддержку, вплоть до Нацгвардии, а каноническая УПЦ МП, против которой настроено нынешнее государство, рассчитывает на своих прихожан.
Цифры говорят сами за себя. В Ровенской области 2 епархии УПЦ МП (Ровенская и Сарненская) имеют 645 приходов (42,66 % общего количества религиозных общин) против 331 общины филаретовцев.
В Волынской области 2 епархии УПЦ МП (Луцкая и Владимир-Волынская) имеют 556 храмов, 7 монастырей, 1 учебное заведение и 180 воскресных школ при храмах против 268 храмов, 3 монастырей, 1 семинарии и 150 воскресных школ «киевского патриархата».
С учетом того, что, по данным правоохранительных органов, на руках находится до 2,5 млн. незарегистрированных стволов, а также гранаты и даже пулеметы и гранатометы, то региону угрожает настоящий взрыв. Кроме того, по обе стороны конфликта хватает людей, имеющих боевой опыт Афганистана, локальных конфликтов бывшего Союза, Ирака и т.н. АТО. Нельзя исключить и участие в конфликтах третьих сторон.
Напомним, что Волынская и Ровенская области являются приграничными областями, вооруженный конфликт в любой их них обязательно повлечет санкционные ограничения в отношении европейских устремлений Украины. Проще говоря, Польша и Беларусь закроют границы.
Предчувствуя это, УПЦ МП постоянно просит власти Украины содействовать торможению конфликта. Глава СИНФО РПЦ Владимир Легойда взывает: «Реализация данного злодейского умысла может привести к гуманитарной катастрофе, требующей реакции мирового сообщества».
Увы, в Киеве далеко не все ощущают весь трагизм перспектив. А в СБУ в церковном конфликте увидели лишь руку Кремля и России, мол, Россия изменила тактику и пытается дестабилизировать ситуацию на Украине изнутри.
У Денисенко такому выводу главы СБУ рады. Значит, крови не избежать...