Белоруссия. Между восточнославянским братством и моральным самоубийством

Бывший СССР 
0
1360
Время на чтение 5 минут
В канун юбилея проекта «Западная Русь» (30.06.2015) политолог Всеволод Шимов высказался для читателей «НьюсБалт» о современном западнорусизме.

Проект «Западная Русь», стартовавший пять лет назад, стал значимым явлением в жизни Белоруссии. Как и другие постсоветские республики, Белоруссия находится перед выбором дальнейшего пути развития, и именно в этом контексте следует рассматривать деятельность «Западной Руси».

Бурный ХХ век кардинально перекроил социально-политический и культурный ландшафт территории, которую сейчас занимает Республика Беларусь. Практически исчезли целые этнокультурные сообщества, бывшие значимым фактором жизни белорусских земель на протяжении столетий: влиятельная польская аристократия и обширная еврейская диаспора. Белорусы, в начале ХХ века бывшие в основном крестьянским этносом, стали по преимуществу горожанами и составляют абсолютное большинство населения республики.

Однако, несмотря на то, что этнокультурный фон республики стал намного более однородным, чем был еще в начале прошлого столетия, проблема национальной и цивилизационной идентификации белорусов по-прежнему стоит остро.

Кто такие белорусы? Уже в XIX веке на этот вопрос отвечали по-разному. Первый вариант ответа подразумевал, что белорусы - это самобытная часть большого русского народа, под которым подразумевалась вся совокупность восточных славян. Действительно, этноним «русские» (в разных вариациях - «руские», «руськие»), восходящий к временам древней Руси, бытовал на всем обширном ареале, занимаемом восточными славянами. Собственно, и само имя «белорусы», «Беларусь» несет отсылку к Руси. Течение общественно-политической мысли Белоруссии, отстававшее идею принадлежности белорусов к большому русскому народу, позднее получило название западнорусизма. Термин Западная Русь, или Западная Россия, активно использовался в трудах историка Михала Кояловича - белоруса по происхождению и русского патриота по мировоззрению - причем к Западной Руси он относил не только Белоруссию, но все древнерусские земли, исторические судьбы которых оказались связанными с Великим княжеством Литовским и Речью Посполитой.

В то же время, в среде белорусской интеллигенции получило распространение и другое течение, рассматривавшее белорусов как совершенно отдельный народ и, более того, начавшее активно противопоставлять белорусов и русских. Этнокультурное и языковое своеобразие белорусов, несходство исторических судеб Западной и Восточной Руси в период их политического разделения между Литвой/Польшей и Москвой давали аргументы для этой точки зрения. В этом «белорусское возрождение», как нередко себя именуют сторонники этого направления, во многом повторяло логику и аргументы украинского движения, на которое во многом и ориентировалось.

Спецификой белорусского движения (как и украинского), помимо стремления обосновать национальную самостоятельность белорусов, была выраженная недружественность по отношению к России и русским. Как представляется, причины этого кроются в особенностях и слабостях самой русской культуры, сложившейся после реформ Петра I. Спецификой этой культуры стал довлеющий над ней комплекс неполноценности перед «просвещенной Европой». Представление о России как о "больном человеке Европы", который выпал с магистрального пути европейской цивилизации и подвергся разного рода варваризирующим и азиатизирующим воздействиям, было и есть очень популярно среди "богемы" Москвы и Петербурга, где в первую очередь и ковалась модерная русская культура. В этом контексте появление идеи "альтернативной, немосковской, европейской Руси", было вполне закономерным. Естественно, этой "альтернативной Русью" должны были стать белорусско-украинские земли, "не знавшие татарского ига и открытые Европе". Казачья демократия против московской диктатуры, статут ВКЛ против правового нигилизма и произвола московских воевод, ну и т.п. Идея Беларуси как такой альтернативной европейской Литовской Руси ярко прослеживается в публицистике представителей «белорусского возрождения» начала ХХ века - Максима Богдановича, Александра Цвикевича и др. Впоследствии белорусское движение все дальше дрейфовало в сторону «литовского мифа», выводя национальный генезис Беларуси не из Руси (пусть и альтернативной Москве), а из Литвы. «Литвиномания» стремительно набирает популярность в кругах современной белорусской гуманитарной интеллигенции. В крайних формах это приводит даже к идее отказа от самого имени «Беларусь» как якобы навязанного русскими.

Советская национальная политика, при всех своих зигзагах и противоречиях, пыталась как-то примирить эти две альтернативы национального самоопределения белорусов. С одной стороны, Белоруссия была оформлена как национальная союзная республика, а белорусы - признаны самостоятельным народом. В то же время, белорусскую идентичность в ее советском варианте строили как дружественную русской и основанную на идее восточнославянского братства, восходящего к общей древнерусской колыбели.

Распад СССР сопровождался новой волной наивного западничества и русофобии, накрывшей постсоветское пространство. Не избежала этого и Белоруссия. Однако, в отличие от той же Украины, всплеск национализма здесь оказался недолгим: общество предпочло вернуться к привычной и комфортной национальной модели советского образца. Беларусь - независимое государство, но дружественное России и находящееся с ней в тесном союзе.

В то же время, идеи белорусского национализма по-прежнему остаются востребованными пусть немногочисленным, но весьма активным и «пассионарным» меньшинством. Более того, эти идеи набирают популярность среди молодежи, выросшей в независимой Беларуси и свободной от советского ностальгизма. Причины этого всё те же - наивная вера в «цивилизованную Европу» как «страну святых чудес» и стереотипное восприятие России как «азиатского Мордора». Катаклизмы ХХ века, бытовая неустроенность, экономические трудности - все это создает благодатную почву для подобного рода настроений.

Пагубность такого пути очевидна, и это наглядно демонстрирует Украина. Разрыв отношений с Россией во имя европейского миража оборачивается не только экономическим крахом и технологической деградацией, но и моральным самоубийством, когда под видом «борьбы за национальную самобытность» на свалку выбрасываются богатейшие культурное наследие, связывающее Беларусь и Украину с Россией. «Хай гiрше, аби iнше» - этот принцип, возведенный на Украине в ранг государственной политики, обернулся настоящей гуманитарной катастрофой.

Проект «Западная Русь» стремится противостоять этим тревожным тенденциям в Белоруссии, тщательно собирая и оберегая то культурное и историческое наследие, которое горе-патриоты готовы вычеркнуть из национальной памяти только потому, что оно показывает наши общие корни с Россией и русскими. Беларусь состоялась как суверенное государство и политическая нация, но это не означает, что белорусы должны забывать о своих русских корнях. Напротив, чистая и незамутненная историческая память, свободная от лживых мифов и искусственных фобий, является залогом процветания Беларуси и ее государственности. И проект «Западная Русь» вносит свой посильный вклад в это благое дело. Хочется пожелать дальнейших успехов на этом непростом пути.

Всеволод Шимов
Кандидат политических наук, доцент кафедры политологии БГУ.

«НьюсБалт»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Всеволод Шимов
В Белоруссии начало работу Всебелорусское народное собрание
Подготовка к транзиту власти начата?
27.04.2024
Почему Белоруссия выходит из ДОВСЕ?
Времена, когда Минск мог маневрировать между Россией и Западом, остались в далёком прошлом
10.04.2024
Праздник со слезами на глазах для белорусской оппозиции
«День воли» беглой белорусской оппозиции в очередной раз предсказуемо провалился
01.04.2024
Каким должен быть общий учебник истории России и Белоруссии
Темы Древней Руси и её историко-культурного наследия в белорусских школах максимально редуцированы
10.02.2024
Если завтра война: Белоруссия обновляет свою военную доктрину
Новая редакция документа может претерпеть революционные изменения
24.01.2024
Все статьи Всеволод Шимов
Бывший СССР
День памяти князя Василия Васильевича Голицына
Сегодня мы также вспоминаем графа А.А.Аракчеева, протоиерея Димитрия Абрюцкого, мореплавателя Н.Н.Назимова, поэта С.С.Бехтеева, летчика В.И.Андрианова и хирурга Б.В.Петровского
04.05.2024
День памяти Патриарха Пимена
Сегодня мы чтим память святого мученика младенца Гавриила Белостокского и вспоминаем князя Д.М.Пожарского, С.А.Маслова, В.М.Скворцова, Ю.А.Васнецова, Д.А.Быстролетова, Л.С.Понтрягина, Е.Ф.Светланова и князя Н.Н.Романова
03.05.2024
Лишение литовского гражданства за поддержку
России. Будет ли знаменитая балерина скучать по рижскому взморью?
02.05.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от Могилев на Днепре
02.05.2024 13:20
«Глубинное немецкое государство» «мочит» конкурента
Новый комментарий от Советский недобиток
01.05.2024 09:05
Плач на церковном пепелище
Новый комментарий от ross-Kazan
01.05.2024 08:40
Терновый мой венец
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 19:00
Русофобия встраивается в новый перспективный контекст
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 18:27
Вредительство: новые регионы заселяют мигрантами
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 18:17