На днях президент нашей страны В.В. Путин подписал указ, который отнёс к гостайне сведения Минобороны о потерях во время проведения спецопераций в мирное время. С подачи Госдепартамента США, назвавшего указ попыткой скрыть потери на Украине, небольшую истерику устроили и русскоязычные «журналисты&блогеры». По их мнению, нововведение направлено на то, чтобы заткнуть рты им, журналистам и блогерам, которые проводят собственные расследования относительно участия граждан России в украинском конфликте.
Отметим: это абсурд дважды. Во-первых - для того, чтобы заткнуть им рты, Минобороны будет прежде вынуждено признать, что проводит на Украине эти самые «спецоперации в мирное время».
А во-вторых - уже целый год никаких убедительных доказательств участия российских войск в войне на Донбассе ни западными странами, ни отечественными блогерами предъявлено не было, хотя никакие запреты на разглашение их не сдерживали. Всё это даёт основания полагать, что смысл указа трактуется неверно.
Вообще при наблюдении за событиями последних лет может показаться, что войны канули в прошлое, хоть кровь и льётся рекой по всему миру. Например, президент Порошенко никак не хочет вводить военное положение и продолжает упорно называть гражданскую войну на Донбассе - антитеррористической операцией. Упорство его объяснимо, ведь если назвать войну войною, то это закроет Украине даже гипотетический доступ к западным кредитам, не говоря уж о надеждах на скорое вступление в ЕС и НАТО.
Россия тоже не желает объявлять войну Украине, хоть этого от неё настойчиво требует некоторая часть собственных граждан. Косвенно подталкивают РФ к такому решению и дипломаты США. Однако это не отменяет того факта, то россияне без всякого приказа Минобороны уже год воюют на стороне ДНР и ЛНР сначала в рядах ополчения, затем в сформированных вооружённых силах.
А теперь - главное.
Представляется, что указ о засекречивании данных о потерях в ходе спецопераций в мирное время является превентивной мерой на тот случай, если такие операции всё же придётся проводить силами российской армии или других силовых ведомств на территории Украины.
Напомним, что ещё в марте Парламент Украины принял закон (сейчас находится на рассмотрении у П. Порошенко), который позволяет украинским спецслужбам проводить спецоперации на «оккупированных» территориях Донбасса, то есть, по сути говоря, диверсии, будь то уничтожение политических или военных лидеров республик (что уже реализуется) или атаки на элементы инфраструктуры и промышленности.
То есть совсем не фантастичным видится такое развитие событий, при котором российские военные будут уже открыто противостоять украинским на Донбассе, но всё это по-прежнему будет называться как угодно, но не войной. Вспомните хотя бы хронику августа 2008 года, когда российские миротворцы воевали с грузинской армией, однако всё это происходило в рамках операции «по принуждению к миру» и во взаимоотношениях двух стран обернулось лишь временным разрывом дипотношений и давно ожидаемым выходом Грузии из СНГ.
Ещё один наглядный пример - это действия ВВС США, которые вообще давно бомбят неугодных с беспилотников по всему миру, не находясь в состоянии войны с государствами атакуемых территорий.
...Исходя из всего этого - подписанный указ можно воспринимать как косвенное подтверждение готовности России при определённых условиях приступить к спецоперациям, при сохранении формальной видимости мира. И вовсе не обязательно на территории именно Украины или только Украины. Это просто требование новых обычаев ведения войны. Но некоторым следовало бы воспринять это и как предупредительный сигнал с нашей стороны.